Евангелие от Марка 1 глава » От Марка 1:10 — толкование отцов церкви.

Толкование на От Марка 1:10

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Марка 1:10 / Мк 1:10

Евангелие от Марка 1 стих 10 — синодальный текст:
И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

Григорий Богослов (325/30−389/90)

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Выходит «Иисус из воды», ибо возносит с Собой весь мир, и видит «разводящиеся небеса» — небеса, которые Адам для себя и для потомков своих заключил так же, как и рай пламенным оружием. И Дух свидетельствует о Божестве, потому что приходит к равному; и глас с небес, потому что с неба Тот, о Ком свидетельство. И дух «яко голубь», потому что чествует тело (и оно по обожествлении Бог), потому что телесно и вместе издалека видимый голубь привык благовествовать «прекращение потопа». Если же по объему и весу судишь о Божестве — ты, мелко рассуждающий о величайшем, и Дух мал для тебя, потому что явился в виде голубя, то тебе прилично поставить ни во что и царство небесное, потому что оно уподобляется зерну горчичному; прилично величию Иисуса предпочесть противника, потому что он называется «горой великой» (Зах 4:7) и великим китом (Иов 3:8), и «царем всем живущим в водах» (Иов 41:25), а Иисус именуется «Агнцем» (1Пет1:19), «жемчужиной» (Мф 13:46), «каплею» (Мих 2:11), и подобно этому.

Источник: Слова. Слово 39.

Иоанн Златоуст (~347−407)

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Почему в виде голубя? Голубь — существо ручное и чистое, а поскольку Дух Святой есть дух кротости (ср. Гал 5:22), то Он и является в нем. С другой стороны, голубь напоминает нам о том, что произошло с людьми в древности. Ведь когда всеобщее крушение охватило землю, так что роду нашему стало грозить исчезновение, появилось именно это существо и показало окончание бури. Принеся масличную ветвь, голубь благовествовал всеобщее затишье на земле (Быт 8:11), и все это стало прообразом грядущего… В этом месте Писания голубь тоже является, однако не масличную ветвь неся, но показывая нам Освободителя от всех зол и подавая нам добрую надежду. Ведь, явившись, он не из ковчега выводит одного человека, но всю вселенную возводит на небо и вместо побега маслины подает усыновление всем народам земли.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Христос сошел в воду. Крестящий Его Иоанн встал рядом. И вот в виде голубя сошел Дух Святой. …В чем смысл? Не в том, чтобы показалось, что Господь Иисус нуждается в таинстве освящения, но чтобы Он Сам освятил и чтобы Дух освятил.

Источник: О таинствах.

Григорий Чудотворец

Ст. 10−11 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Протянув правую руку, немного страшась, но и радуясь одновременно, он крестил Владыку. Тогда присутствующие здесь иудеи, которые стояли вблизи и поодаль, стали размышлять, говоря про себя и друг другу: «Нет, не зря мы считали, что Иоанн важнее Иисуса, и не напрасно полагали, что первый выше второго! Ведь Иоанн крестил как превосходящий, а Иисус крестился как меньший». Поскольку не ведающие тайны домостроительства стали говорить такие вещи, единственный Господь и природный Отец Единородного, Который один только доподлинно знает Того, Кого Он один бесстрастно родил, для исправления их ошибочного суждения открыл небесные врата и ниспослал Духа Святого в виде голубя на главу Иисуса. Перстом указуя им на нового Ноя и Создателя Ноева и благого Кормчего терпящей крушение природы, Он Сам громогласно возгласил с неба, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный (ср. Мф 3:17, 17:5, Мк 9:7, Лк 9:35) — Иисус, а не Иоанн; крестившийся, а не крестивший; от Меня рожденный прежде начала времен, а не от Захарии; рожденный от Марии по плоти, а не от Елизаветы появившийся вопреки ожиданию; невозделанный плод ненарушенного девства, а не отпрыск нарушенного бесплодия; с вами живший, а не вскормленный в пустыне. Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, — Сын единосущный, не иносущный: единосущный Мне в том, что невидимо, и единосущный вам в видимом, кроме греха.

Источник: Проповеди.

Иннокентий (Борисов) (1800−1857)

И когда выходил (Иисус) из воды (Иордана), тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Это значит, что после крещения водою над Спасителем началось и совершилось новое, высшее Крещение — Духом Святым, совершилось самым торжественным образом. И, во-первых, «разверзлись небеса», то есть, свод небесный над главою Иисуса представился раздвоенным, наподобие того, как это бывает во время сильного и продолжительного блеска молнии из облаков. В то же время из разверстых небес явился Дух Святый в «телесном виде» (Лк 3:22) наподобие голубя. Изшествие из глубины небес, тотчас по разверстии их, и прямое устремление на главу Иисуса, внушали каждому видевшему, что это не простое пернатое, а Дух Божий, принявший телесный образ. Вид голубя принят был, без сомнения, потому, что голубь всегда почитался символом чистоты, кротости и незлобия, кои составляли главные качества души Иисусовой.

Источник: Беседа в день Крещения Господня.

Григорий (Лебедев)

И когда выходил (Иисус) из воды (Иордана), тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Когда… Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него (Лк 3:21−22). Так Дух Святой благодати посещает человека по очищении крещением покаяния. Когда в крещении покаяния будет погребен «ветхий», истлевающий человек, тогда и отверзаются для человека небеса и ему даруется веяние благодатного Духа. Святой Лука боговдохновенно присоединяет упоминание о молитве Христа по выходе из воды и тем больше углубляет мысль о времени ниспослания Святого Духа: «Иисус, крестившись, молился: (тогда) отверзлось небо…» И для христианской души, прошедшей искус очистительного покаяния, надо сейчас же вступать в духовный подвиг устремленности к Богу (подвиг молитвы), и тогда откроется ей небо. Отсюда вывод: не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога открыть тебе Свои объятия. Дух Господень приходит не по первой твоей мысли: «Вот я пойду ко Христу…» Он обвеет тебя, когда ты в покаянии погребешь старого осужденного тобой человека и начнешь духовный подвиг устремленности к Богу.

Источник: Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Ипполит Римский

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Ты видел, возлюбленный, скольких и каких благ нам предстояло лишиться, если бы Господь уступил призыву Иоанна и отказался принять от него крещение? Ибо до того небеса были заперты и вышнее место было недоступно для нас: мы могли только спускаться вниз, вверх же не восходили. Однако как только Владыка крестился, то обновил нашего ветхого человека и вверил ему снова жезл усыновления (ср. Рим 8:15). Тогда сразу открылись нам небеса, произошло примирение видимого с невидимым, возрадовались небесные воинства, исцелились земные болезни, то, что было тайным, стало известным, враги стали друзьями. Ведь слышал ты, как евангелист произнес: …отверзлись Ему небеса (Мф 3:16) — из-за трех необычайных вещей. Ибо, когда Жених Христос принял крещение, небесному чертогу надлежало открыть свои блистательные врата (ср. Пс 23:7). Точно так же, когда Святой Дух нисходил в виде голубя и глас Отчий раздавался повсюду, небесные врата должны были быть открытыми (ср. Ин 3:29).

Источник: О богоявлении.

Августин (354−430)

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Принимающие крещение Христово в крещении Иоанновом не нуждаются, но принявшие крещение Иоанна нуждались в крещении Христа… Ему же Самому никакого крещения не требовалось, но, дабы возбудить в нас желание принять Его крещение, Он принял крещение от раба.

Голубь не продается: он дается даром, потому и зовется милостью (ср. Мк 11:15, Ин 2:16).

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.


Почему Сын Божий явился в человеке и Дух Святой — в голубе (ср. Мф 3:16, Лк 3:22, Ин 1:32)? Потому что первый явил людям пример образцовой жизни, а второй обозначил сам дар, обретаемый живущими ею (ср. Рим 8:2, 10, Гал 6:8). И тот и другой стали видимыми ради людей, чтобы глазами телесными они обнаруживали и разумом воспринимали ступени таинств. Ведь обычные слова звучат и проходят, но не проходят слова, в которых выражено божественное и вечное (ср. Ис 55:11).

Источник: О различных вопросах.

Ориген (~185−~254)

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

По причине кротости и простоты, чтобы и мы подражали кротости и простоте голубя.

Источник: Гомилии на Евангелие от Луки.

Тертуллиан (155/60−220/40)

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Тогда в образе голубя Дух Святейший спускается от Отца над крещенской водой на омытых и благословенных людей, дабы природа Духа Святого была засвидетельствована через это простое и невинное создание — ведь даже в физическом облике голубя отсутствует злоба. Отсюда слова: Будьте просты, как голуби (Мф 10:16), и не без оснований здесь этот образ. Точно так же после потопа, водами которого были смыты прежние беззакония, после, можно сказать, крещения мира, о смирении гнева небесного возвестил миру глашатай голубь. Он был послан с ковчега и вернулся назад с веткой маслины: этот знак для народов — знак мира (Быт 8:10−11).

Источник: О крещении.

Беда Достопочтенный (672−735)

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Почему для познания благоугодной Богу простоты нам дается образ голубя? Посмотрим внимательно на его природу, дабы через отдельные черты его невинной жизни принять установления нашего Исцелителя. Голубь чужд всякого зла — так пусть всякая злоба, гнев, возмущение и любая порочность отойдут от нас! Голубь ничего не повреждает ни клювом, ни когтем, даже мелких мошек и червяков, которыми почти все птицы кормятся и кормят своих птенцов. Так давайте следить за тем, чтобы наши зубы не превращались в орудия и стрелы, чтобы мы не кусали, не пожирали и не истребляли друг друга (ср. Пс 56:5)!

Источник: Гомилии на Евангелия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 10−11 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. (См. Мф 3:16) И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (См. Мф 3:17)

У евангелиста Марка, как и у Луки, голос Бога обращен прямо ко Христу, тогда как у Матфея — к третьему лицу, вероятно, к Предтече)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.