Деяния апостолов 1 глава » Деяния 1:5 — толкование отцов церкви.

Толкование на Деяния 1:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Деяния 1:5 / Деян 1:5

Деяния апостолов 1 стих 5 — синодальный текст:
ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.


Здесь должно разрешить вопрос, затрудняющий многих. Именно — многие спрашивали, были ли до страданий Спасителя апостолы крещены крещением евангельским? Мы не навязываем своего мнения и не доверяемся человеческим рассуждениям в этом вопросе, но твердо держимся Писаний. (В Писаниях) мы находим, что апостолы получили крещение до страданий Христовых, крещение Иоанново. И Спаситель до страданий Своих не дает им другого крещения, чтобы не упразднить проповеди Иоанновой и не дать иудеям повода к нападкам, что Он ввел свое особое крещение из гордости перед Иоанном Крестителем, но позволяет ученикам иметь залог воды, сохраняя для них (на будущее время) благодать Духа. Поэтому, как не имеющим еще Духа, говорит по воскресении: «примите Духа Святого», и прибавляет: «идите во Иерусалим и ждите там, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Не водой опять, потому что они уже получили (крещение водой), но Духом Святым; не прибавляет воду к воде, но восполняет неполноту тем, чего не имели. «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым»; вместо того, чтобы сказать: «через десять дней». Какая нужда в такой отсрочке? Зачем отсрочка? Десять дней полагаются между обещанием и исполнением: это — для испытания веры апостолов. Когда благодать бездействовала и никто не являлся, вера их подвергалась испытанию, сохранят ли они доверие к Обещавшему. Обещал и сказал (Господь): «через несколько дней». Не определил точно (числа) дней, но просто — «через несколько дней». Не все предоставляет нам знать Спаситель, но указывает держаться меры божественного определения. Что слышишь, поучайся; чего не разумеешь, не допытывайся. «Вы… будете крещены Духом Святым». Когда Дух Святый сошел на апостолов в день Пятидесятницы, то наполнил весь дом, где они сидели, чтобы они были крещены Духом Святым, как в воде. А с невидимым соединяет видимое явление, т. е. разделение языков. Таким образом, они были крещены Духом Святым. И что креститься Духом Святым было то же самое, что принять Духа Святого, подтверждает другое повествование. Когда Петр был укоряем учениками: «зачем ты пошел к эллинам и огласил их и дал им крещение и таинства?», он отвечал: «Я был в городе Иоппии, и некто Корнилий сотник прислал за мной, и я, придя, проповедовал учение; но в то самое время, когда я говорил, сошел на них Дух Святый, как на нас вначале». И чтобы показать, что то, что бывшие с Корнилием приняли Духа Святого, было крещением, Петр тотчас говорит: «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым» (Деян 11:16).

Итак, до страданий Спасителя были крещены апостолы водой и омыты. Но то было омовение во оставление грехов, а не сообщение Святого Духа. «Явился Иоанн, — говорит евангелист, — крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк 1:4). Но нужно объяснить, откуда мы знаем, что апостолы имели это крещение. Ведь Господь не сказал — «Иоанн крестил вас водой», но что он крестил вообще; а отсюда еще не видно, крестил ли и апостолов. Откуда же это известно? Выслушай рассудительно. Когда при омовении ног Петр противоречил, говоря: «Господи! Не умоешь ног моих вовек», Спаситель сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Петр возразил: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», а Спаситель на это ответил: «омытому нужно только ноги умыть» (Иоан. 13:8−10). Видишь, как утвердил Он крещение Иоанново? Нужно иметь в виду, что где не было призывания Отца, Сына и Святого Духа, там крещение только покаяния, а где есть призывание, там крещение всыновления. Спаситель не отменил крещения покаяния, но восполнил призыванием Св. Троицы и затем к этому крещению во имя Св. Троицы присоединил крещение Св. Духом. Еретики отвергли крещение, установленное во имя Святой Троицы, какое было у них, потому что не имели, несчастные, уважения к Владычнему гласу: «омытому нужно только ноги умыть».

Источник: Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.

Кирилл Иерусалимский

ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым

Не частная сия благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами, так и апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святой крещает все внутреннее души. И что удивляешься? Вот тебе чувственный пример, который, хотя мал и неважен, но полезен для простых людей: если огонь, проникая через твердость железа, делает его изнутри целиком огненным, так что и холодное становится горячим и черное становится сияющим; если огонь, будучи телом, входит в тело железа и там беспрепятственно совершает свое действие, что ты удивляешься, если Дух Святой входит в самую внутренность души?

Источник: Огласительные слова для просвещаемых.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех

Сказав, чтобы они ждали обетования Отча, которое слышали от Господа, Он прибавил: яко Иоанн крестил есть водою и т. д., и этим ясно показывает свое отличие от Иоанна и уже не так прикровенно, как прежде, когда говорил: мний во царствии небеснем, болий его есть (Мф 11:11). Теперь же ясно говорит: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, и показывает, что даже и они стали больше Иоанна; так как и они имели крестить Духом Святым. Не сказал: имам крестити вас Духом Святым, но: имате креститися, всюду оставляя нам образцы смирения; так как из свидетельства Иоаннова известно уже, что крещающим был Господь: той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф 3:11). Как же сказано имате креститися, когда воды в горнице не было? Так сказано потому, что здесь разумелось собственно крещение Духом, чрез которого становится действенною и самая вода, подобно тому, как и о самом Господе говорится, что Он помазан, тогда как Он никогда не был помазуем маслом, но принял Духа. Впрочем можно доказать, что и апостолы крестились не только Духом, но и водою, только в разные времена. Над нами то и другое (крещение) совершается в одно время, а тогда совершалось и раздельно; потому что апостолы сначала крестились от Иоанна водою, а потом и Духом Святым. Почему же Господь не объявил, когда сойдет Дух Святый, а говорит только: не по мнозех сих днех? Не по мнозех сих днех — говорит для того, чтобы они не впали в уныние; а не сказал определенно, когда сойдет Дух Святый, для того, чтобы, ожидая Его, они постоянно бодрствовали. Итак что же удивительного в том, что Он не говорит им о конечном мире, когда, по указанной нами причине, не хотел объявить и этого близкого часа? Выражение: креститися означает обилие и как бы богатство общения Духа Святого, как и крещаемый в воде, погружаясь всем телом, чувственно как бы ощущает это, тогда как просто принимающий воду орошается не всецело, не по всем местам (своего тела). Итак в том, что теперь сказано, нет противоречия с тем, что говорится в божественных Евангелиях; ибо ясно, что хотя, по воскресении Христа из мертвых, и сказано апостолам: приимите Дух Свят, и они приняли Его; но там так и сказано, что они приняли Духа Святого. Здесь же выражение: креститися Духом, означает излияние и богатство благодати руководить других, которую Господь даровал им, взойдя ко Отцу. Как, имея веру, они приходят к Нему и говорят: приложи нам веры: так и здесь к тому общению Духа, какое уже имели, они получили, по сошествии на них Святого Духа, приложение более сильного единения с Ним.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

Беда Достопочтенный (672−735)

ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым

Следовательно, Господь, говоря: ибо Иоанн крестил водою, отнюдь не добавлял: «Вы же будете крестить», но сказал: *А выбудете крещены Духом Святым; ведь ни апостолы, ни их преемники, которые вплоть до сегодняшнего дня совершают крещение в Церкви, обыкновенно не крестят иначе, нежели Иоанн, то есть в воде. Однако когда призывается имя Христа, приходит внутренняя благодать Святого Духа, и она во время возливания воды очищает и души, и тела крестящихся, чего не было в крещении Иоанновом. Ведь тогда еще не был дан Дух, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:39).

Источник: Изложение Деяний Апостолов.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым

Показывается, в чем состоит и как исполнится обещанное от Отца: это есть крещение Духом Святым, говорит Господь; ибо Иоанн крестил водою, а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Будете крещены Духом Святым — то же значит, что, — вы преисполнитесь Святого Духа; или, как бы погрузитесь в Святом Духе. Это крещение Св. Духом, или обильное принятие Святого Духа, противополагается крещению Иоанна Крестителя. Иоанн крестил водою, — и это крещение служило только внешним знаком или свидетельством готовности — слушать его учение и повиноваться ему. Крещение Иоанна приготовляло крестившихся к вере в Иисуса Христа, но не сообщало им спасительной благодати, не очищало от грехов, не поставляло их на пути спасения, а только вело к нему: напротив крещение Апостолов Духом Святым означает сообщение Апостолам полноты благодатных даров, необходимых им для прохождения апостольского служения. Апостолы уже прежде крестились водою во Христа, в образ его смерти, погребения и воскресения (Рим 6:2−4), и других крестили также (Иоан. 4, 2).

Не по мнозех сих днех. Повелел Господь Апостолам не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, и в тоже время открывает, что им не долго ждать, они исполнятся Св. Духа, — после немногих сих дней. Все это показывает Божескую премудрость и благость Господа Спасителя: не тотчас послал он Апостолам Всесвятого Духа для того, чтобы дать им время возбудить и воспитать в себе желание и жажду к получению обещанного Духа Утешителя; но и не надолго оставил их в ожидании, а сказал, что будут крещены Св. Духом после немногих сих дней, — чтобы они не упали духом, чтобы радостно ожидали и надеялись скоро получить обещанное. Святый Златоуст говорит: «Почему Дух Святый не тотчас пришел? — Апостолы должны были воспламениться желанием этого события и тогда уже получить благодать. Посему Дух Святый пришел тогда, когда Христос отошел. А если бы Он пришел в то время, когда Христос был еще на земле, — в них не было бы такого ожидания. По той же причине Он пришел и не тотчас после вознесения Христова, но спустя восемь или девять дней. А с другой стороны надлежало, чтобы сначала наше естество явилось на небесах, и вполне совершилось примирение, и потом уже пришел Дух, и ученики исполнились чистой радости».

Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П. (1852−1904)

ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым

Ибо Иоанн крестил водою. Слав. − яко Иоанн ибо крестил есть водою, греч. ὅτι Ἰωάννης и т. д. Это ὅτι − стоит в очевидной связи с предыдущим ἠκούσατέ, пояснительно связывая оба предложения, которые должны быть переведены так: «ждать обетования Отца, которое вы слышали от Меня», а именно: что Иоанн крестил водою, а вы… и т. д. Русское ибо, если переводить греческое ὅτι, то совершенно неверно; если μὲν (ὅτι Ἰωάννης μὲν…), то совершенно излишне, так как μὲν… δὲ − непереводимые частицы. Собственно непосредственную связь ὅτι надо полагать с дальнейшим имате креститися. В таком случае выражение Иоанн крестил водою получает значение простой вставки Дееписателя, не подразумеваемой в выражении Господа еже слышасте; к такому пониманию дела побуждает то обстоятельство, что в Евангелии этих слов не усвояется самому Господу, а лишь Иоанну (Лк 3:16; Ин 1:33 и парал.), хотя мог, конечно, сказать их и Сам Господь, далеко не все изречения коего вошли в Евангелие. Выражение креститься Духом Святым в соответствие крещению водою означает всецелое исполнение дарами Духа Святого, как бы погружение в Его очищающую и оживотворяющую благодать. Об этом так рассуждает св. Кирилл Иерусалимский: «не частная это благодать, но всесовершенная сила, ибо как погружающийся и крестящийся в водах отовсюду окружается водами, так и Духом крещены они были всецело; но вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все крещает до внутренности самой души. И чему дивиться?.. Если огонь, входя внутрь грубого железа, целый состав его делает огнем и холодное раскаляется, черное начинает светиться; и если огонь, будучи веществом и проникая в вещество железа, действует так беспрепятственно, то чему дивиться, если Дух Святой входит во внутренность самой души?..»

Чрез несколько дней после сего − опять неточный перевод греч. οὐ μετὰ πολλὰς ταύτας ἡμέρας, слав. точнее − не по мнозех сих днех − после немногих дней или немного дней спустя. Это произошло именно через десять дней. Столько судил Господь апостолам Своим ждать Обетованного Утешителя. Не больше и не меньше. Не больше потому, что дальнейшее продолжение дней ожидания утомило бы ожидавших, допустило бы в их души рассеянность, невнимание, и это делало бы менее плодотворным тихое веяние и почитие на них Духа Божия. Не меньше − потому, что преждевременное пресечение дней ожидания оставило бы души многих в недостаточно напряженной жажде Утешителя, в недостаточно созревшем сознании важности предстоящего, в недостаточно оцененной драгоценности и утешительности Грядущего, что все также ослабляло бы силу и значение пришествия Духа Божия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.