Деяния 1:6 – толкование отцов церкви.

Толкование на Деяния 1:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Поделиться в соц.сетях.

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Деяния 1:6 | Деян 1:6

Деяния апостолов 1 стих 6 – синодальный текст:
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

Иоанн Златоуст (~347–407)

Ст. 6-8 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Ученики, намереваясь о чем-нибудь спросить (Господа), приступают к Нему все вместе, – и это делают для того, чтобы самою многочисленностью своею склонить Его к ответу. Они знали, что прежние слова Его – «о дне же том и часе никто не знает» (Мф .24:36) – сказаны были Им для отклонения от Себя во­проса, – не по незнанию, но по нежеланию отвечать. Поэтому-то опять приступают к Нему и спрашивают; а они не спросили бы, если бы действительно были убеждены (в Его незнании). Так как они услышали, что получат Духа Святого, то хотели узнать (то время), как уже достойные того и готовые из­бавиться (от бед). Они не хотели повергнуть себя в опас­ности, но насладиться покоем, так как не маловажно было то, что уже с ними случилось, а напротив, они находились в крайней опасности. Поэтому-то, ничего не сказав Ему о Духе, они спрашивают: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Не сказали: когда? но: «не в сие ли время»? – так желали они узнать этот день. Поэтому-то и приступают с ве­ликою почтительностью. А мне кажется, что они не совсем ясно и понимали, что такое было это царствие, так как еще не были нау­чены Духом. И не сказали: когда это будет? – но что? «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» – как будто оно уже разрушилось. Так спрашивали они потому, что все еще привязаны были к предметам чувственным, хотя и не в такой мере, в какой прежде. Они еще не сделались лучшими; впрочем, о Христе думали уже выше. А так как они возвысились, то и Он беседует с ними возвышеннее; уже не говорит им, что «о дне же том» даже и Сын не знает (Мк. 13:32), – но что? «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Слишком многого, говорит, домогаетесь, – хотя, впрочем, они знали уже и то, что было гораздо важнее. А чтобы ты точно понял это, – смотри, сколь многое я перечислю. Скажи мне, что важнее того, что им было открыто? Они узнали, что Христос есть Сын Божий, и что Бог имеет Сына равночестного; узнали, что бу­дет воскресение; узнали, что Христос вознесся и воссел одесную Отца. Узнали и то, что еще изумительнее этого, – что плоть седит горе и что ей поклоняются ангелы. Узнали, что Господь опять придет судить весь мир и что тогда и они ся­дут судиями двенадцати колен Израилевых; узнали, что иудеи отвержены, а что вместо них войдут в царствие Божие языч­ники. Знать, что это будет, – дело великое; а постигнуть, что кто-нибудь или когда-нибудь будет царствовать, – в этом нет ничего великого. Павел узнал то, чего «человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:4), узнал все, что предшествовало, этому миру. Что труднее узнать: начало или конец? Очевидно, – пер­вое. А это узнал Моисей и, исчисляя годы, показывает, когда (это было) и за сколько времени. Знал это и Соломон, почему и говорил: «не забуду исчислить то, что от века» (Притч. 8:21). Итак, что (то время) близко, об этом впоследствии узнали и апостолы, как и Павел говорит: «Господь близко. не заботьтесь ни о чем» (Фил. 4:5-6); но тогда еще не знали, хотя им и были ука­заны признаки. И Христос, как (прежде) сказал: «через несколько дней» (ст. 5), но точно не обозначил времени, желая, чтобы они бодрствовали, так поступает и теперь. С другой стороны, и они здесь спрашивают не о кончине (мира), но о царствии, почему и говорили: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Но Он и этого не открыл им. А о конце (мира) они также спрашивали Его еще прежде этого; но тогда Он отвечал им с большею суровостью, чтобы они не думали, что освобождение их близко, и подверг их опасностям, а теперь не так, но – с большею кротостью. И чтобы (слова Его) не показались им обидными и только отговоркою, – послушай, как Он тотчас обещает даровать им то, чему они обрадовались бы, – и именно, Он прибавил: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Затем, чтоб они снова не стали спрашивать Его, Он тотчас вознесся. Поэтому, как там Он омрачил их страхом и тем, что сказал: не знаю, так и здесь – тем, что после этих слов вознесся. Они имели силь­ное желание знать об этом и не отступили бы (от Христа), а между тем было весьма нужно, чтобы они не узнали. Скажи мне: чему больше не веруют язычники, – тому ли, что будет кончина, или тому, что Бог соделался Человеком, произошел из утробы Девы и явился к людям с плотью? Не послед­нему ли? Без сомнения, так скажешь и ты. Но я стыжусь по­стоянно говорить об этом, как о каком-нибудь безразлич­ном предмете. А чтобы они в свою очередь не сказали: для чего Ты так высоко ценишь это дело, – Он говорит: «Отец положил в Своей власти». Но ведь власть Отца и власть Его одна и та же, как это видно из того, что Он говорит: «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21). Если там, где должно действовать, Он действует с тою же властью, как и Отец, то ужели там, где надобно знать, Он знает не с тою же властью? Воскрешать мертвых, – очевидно, дело гораздо большее, чем узнать тот день. Если же Он совершает со властью дело важнейшее, то не гораздо ли скорее – дело другое, менее значительное?

Но, чтобы сделать это для вас понятным, я объясню примером. Подобно тому, как мы, когда видим, что дитя плачет и постоянно просит у нас какой-нибудь ненужной ему вещи, подальше спрятав эту вещь, показываем пустые руки и говорим: видишь, у нас нет, – так и Христос посту­пил с апостолами. Но то дитя, хотя мы и не показываем (просимой вещи), продолжает плакать, зная, что его обманули. Тогда мы оставляем его и уходим, говоря: меня зовет такой-то, а ему даем взамен просимого что-нибудь другое, чтобы отвлечь его от избранной им вещи, причем хвалим эту свою вещь больше той, и, давши ее, удаляемся. Так поступил и Христос. Ученики просили; Он сказал, что у Него нет, и на первый раз даже устрашил их. Когда же они снова стали просить, Он опять сказал, что у Него нет, но только теперь не устрашает их, а, показав то, что сделал, высказывает и благовидную причину, именно: «Отец положил в Своей власти». Что же? Ты не знаешь того, что принадлежит Отцу? Его самого знаешь, а того, что принадлежит Ему, не знаешь? Ты сам сказал: «Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11:27). Притом (сказано): «Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10); а Ты и этого не знаешь? Отнюдь нет. Он сказал это не для того, чтоб мы так подумали; Он показывает Себя незнаю­щим, чтобы отвлечь учеников от неуместного вопроса. Снова спросить они побоялись, чтобы не услышать: «неужели и вы так непонятливы?» (Мк. 7:18)? – потому что теперь они страши­лись Его гораздо больше, нежели прежде. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый». Как там Он отвечал не на то, о чем спрашивали, – потому что дело учителя – учить не тому, что хочет знать ученик, а тому, что полезно для него, – так и теперь предсказывает то, что им нужно было знать, чтоб не бояться. Они были еще немощны, и, чтобы внушить им дерзно­вение, Он ободрил их души и прикрыл трудности. Так как Он скоро уже должен был оставить их, то, беседуя с ними, не говорит прямо ничего скорбного; но как? К сло­вам скорбным присоединяет похвалу, как бы говоря: не бой­тесь, потому что вы «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Прежде Он сказал: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10:5), а теперь хочет, чтобы они пропо­ведовали «во всей Иудее и Самарии»; поэтому, чего тогда не сказал, то теперь присовокупил, говоря: «и даже до края земли».

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.


И здесь не замедлили обнаружиться свойственные человеческой природе любопытство и суетность. Людям всегда свойственно спрашивать: «Когда это будет? Когда придет Христос? Через сколько лет конец? Когда наступит Его царство?» Так и апостолы, поддаваясь человеческой страсти, начинают спрашивать Спасителя: «они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». Хотя Он уже объяснял им – «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Матф. 25:31), они все-таки спрашивают: «не в сие ли время?» Они хотели узнать, близко ли теперь ожидаемое царствие, медлит ли спасение? Но Спаситель отвечает: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». А Сын не положил? Значит, только во власти Отца времена и лета, а Сын не имеет участия? Но если Сын не имеет участие во временах и летах и веках, значит, Павел лжет, когда говорит: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:2)? Если Сын – Творец веков, то и лежат они во власти Сына. Тоже самое, что говорит Павел (заключается и в словах): «которые Отец положил в Своей власти», потому что властью Отца здесь называется Сын, как Его сила и мудрость: «Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:24).

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый». «Примете силу» – не для того, чтобы разведывать о временах и летах, но чтобы верить Владыке. «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Не измеряй порядка слов, но силу власти. Он сказал: «возвестите всюду»; это показывает Его силу, если слово перешло в дело.

Источник: Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.

Феофилакт Болгарский (~1078–~1107)

Ст. 6-8 Они же убо сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти: Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы

Намереваясь спросить, они приходят к Учителю вместе, чтобы подействовать на Него своим количеством; так как знали, что прежний ответ Его, именно: о дни же том никтоже весть (Мф. 24:36), был таким ответом не вследствие незнания, а вследствие уклонения от ответа. Поэтому снова спрашивают. Когда услышали, что имеют получить Духа Святого, тогда пожелали узнать об этом и избавиться от бедствий, уже как достойные; так как не хотели снова подвергать себя крайним опасностям. Не спрашивают: когда, но: аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? «Не теперь ли», говорят. Так сильно желали они этого дня. Мне же кажется, что для них и неясно еще было, что такое это царство; так как еще не было Духа Святого, который наставил бы их. Не спрашивают: когда настанет, но: аще устрояеши сам? Так высоко уже думали они об Нем. Поэтому и Он беседует с ними без настойчивости; потому что не говорит уже, что о дни же том никтоже весть, ни даже Сын; но что (говорит)? Несть ваше разумети времена и лета. Не потому приписал Отцу знание исполнения времен, что бы сам не знал, но потому, что самый вопрос был излишним; и посему Он с пользою для них ответил на него молчанием. Целью у Него было при этом то, чтобы пресечь крайнее любопытство своих учеников; так как Он посылал их проповедывать царствие небесное, а не обозначать количество времен. Не говорит им об этом времени, тогда как научил их гораздо большему, – с тою целию, чтобы, как не раз упоминали мы, заставить их бодрствовать, и потому что, не зная об этом, они ничего не теряли; так как Он открыл им истины гораздо высшие, чем эта, − открыл, что Он есть Сын Божий, что Он равен Отцу, что Он воскрес, что будет воскресение (мертвых), что настанет суд и что Он воссел одесную Отца. Скажи же мне, что важнее – знать, что Он будет царствовать, или − когда? Узнал Павел то, что не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12:4); Моисей узнал начало мира и то, когда и за сколько веков (он сотворен) и исчисляет годы, хотя познать начало вообще труднее, чем конец. Впрочем апостолы спрашивали Господа не об окончательном совершении (времен), но: аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? Но Он и этого не открыл им, а как отвечал прежде, отклоняя их от мысли об этом, чтобы не думали, что близко избавление от бедствий, но знали, что подвергнутся еще многим опасностям, так отвечает и теперь, только мягче: но приимете силу. Потом, чтобы снова не спросили Его, тотчас вознесся. Кроме того, чтобы не спросили: почему оставляешь нас в недоумении относительно этого предмета?, Сын говорит: яже Отец положи во своей власти. Но власть Отца есть конечно и власть Сына; потому что как Отец воскрешает мертвых и животворит, так и Сын животворит ихже хощет. Если же в тех случаях, когда нужно совершить что-либо чрезвычайное и чудесное, Сын творит с такою же властию, как и Отец, то тем более в случаях, где требуется знание; потому что воскрешать мертвых и притом со властию, равною власти Отца, гораздо важнее, чем знать день. Почему же Христос не ответил на то, о чем спрашивали ученики, но сказал: приимете силу? В ответ им Он сказал: несть ваше разумети; и тогда уже прибавил: но приимете силу. Слова эти объясняют некоторым образом сошествие и, так сказать, излияние Святого Духа. – Здесь следует упомянуть о фригийской ереси, полагавшей, что Утешитель послан, спустя двести лет по вознесении Христовом, на жен, считавшихся за пророчиц, Прискиллу и Максимиллу и на зараженного одним и тем же с ними безумием Монтана; тогда, говорят, исполнилось обетование: пошлю к вам Утешителя (Ин. 16:7). − Почему же объявляет им то, о чем они не спрашивали, именно: приимете силу? Потому, что Он есть учитель; призвание же учителя учить не тому, чего хочет ученик, но тому, что полезно знать.

и будете ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли

Так как прежде говорил: на путь язык не идите и во град Самарянский не внидите (Мф. 10:5), желая, чтобы слово Божие проповедано было прежде иудеям, а теперь оно должно было разлиться уже по всей вселенной: то благовременно присовокупляет: во Иудеи и Самарии, потом: и до последних земли. Изречение же: будете ми свидетели, есть вместе и увещание и непреложное пророчество; потому что свою проповедь они засвидетельствовали до последних пределов земли.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

Евсевий (Орлинский) (1806–1883)

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю

Ученики Христовы до того времени, пока не были в полноте просвещены Духом Святым, сошедшим на них в день Пятидесятницы, еще не были свободны от того народного предубеждения, по которому, во время явления Спасителя на земле, Иудеи питали надежду, что обетованный Царь Иудейский, о котором многократно говорили пророки, восстановит царство Иудейское и возвысит его над всеми земными царствами. Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Повеление Господа не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, и слова Его о скором наступлении того времени, когда они получат обещанное от Отца, – будут крещены Духом Святым, – могло возбудить в учениках Господа ту мысль, не будет ли это великое событие – крещение Святым Духом или исполнение Святым Духом – наступлением или восстановлением царства Израилева.

Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П. (1852–1904)

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю

Не в сие ли время − греч. εἰ ἐν τῷ χρόνῳ τούτῳ , − т. е. спустя немного дней, когда ученики будут крещены Духом Святым (ст. 5).

Восстановляешь царства Израилю − ἀπο­καθιστάνεις τὴν βασιλείαν τῷ Ἰσραήλ… Апостолы выражают, очевидно, обычные представления о земном царствовании Мессии, с порабощением всех других народов и с усвоением израильскому народу земного величия, славы и могущества. Тако быша еще косни (отсталы) ученицы − заметим словами церковной песни. Научаемые в продолжение сорока дней о Царствии Божием явившимся Спасителем, они все еще «не совсем ясно понимали, что такое это Царствие, так как не были еще научены Духом…. все еще привязаны были к предметам чувствительным, хотя и не настолько, как прежде; они еще не сделались лучшими, − впрочем, о Христе думали уже выше» (Злат. ).


Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007-2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.