Деяния апостолов 1 глава » Деяния 1:9 — толкование отцов церкви.

Толкование на Деяния 1:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Деяния 1:9 / Деян 1:9

Деяния апостолов 1 стих 9 — синодальный текст:
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 9−11 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

И после того, как сказал им о том, что всего страшнее, — чтобы они опять не стали спрашивать Его, — «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (ст. 9). Видишь ли, что они проповедали и исполнили евангелие? Поистине, великое дело Он даровал им! Где, говорит, вы боялись, в Иерусалиме, там сначала проповедуйте, а потом — даже до края земли. Затем опять удостоверение в сказанном: «в глазах их», говорит (писатель), и облако взяло Его. Они не видели, когда Он воскрес, но видели, когда облако взяло Его, так как и здесь зрение могло постигнуть не все. Воскресения они увидели конец, но не видели начала; а вознесения увидели начало, но не видели конца. Излишне было видеть начало воскресения, когда присутствовал сам возвещавший его, и когда гроб показывал, что Его там нет; а что последовало за вознесением, то надобно было узнать из слова. Так как глаза не могли проникнуть в высоту и показать, вознесся ли Он точно на небо, или — только как бы на небо, то смотри, что совершается. Что это был именно Иисус, они знали из того, что Он беседовал с ними, — так как зрением, по дальности расстояния, они не могли уже распознавать Его; а что Он взимается на небо, это уже объяснили им сами ангелы. Смотри, как устраивается, чтобы не все известно было от Духа, но (нечто) — и от зрения. Для чего же облако взяло Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Илиею, но облако взяло Его; а это было символом неба. Так и пророк говорит: облака делаешь колесницею Своею (Пс 103:3), — хотя это сказано об Отце. Поэтому выражение: облако взяло значит: на символе Божественной силы, так как на облаке нигде не представляется никакая другая сила. Послушай опять, что говорит другой пророк: Господь восседит на облаке легком (Ис 19:1).

Это случилось тогда, когда вопрос касался предмета важного, когда ученики были очень внимательны к тому, что говорилось, когда они были возбуждены и не дремали. И на горе (синайской), когда Моисей вошел в мрак (Исх 24:15), облако было также ради Христа, а не ради Моисея. (Христос) не сказал только: Я отхожу, чтобы ученики опять не стали сетовать; но вместе с тем сказал: Я посылаю Духа. А что Он отходил на небо, это они видели своими глазами. О, какого видения удостоились они! И когда, сказано, они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (ст. 10, 11). Употребляют слово указательное: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (ст. 11). Опять светлый образ! Некие ангелы, облекшись в человеческий образ, внезапно предстали и говорят: мужи Галилейские. Потому самому, что сказали: мужи Галилейские, они уже казались ученикам достойными веры. А если бы не это было их целью, то к чему бы им нужно было указывать ученикам на их отечество, им известное? И самым видом своим они привлекли к себе учеников и показывали, что они — с неба. Почему же не сам Христос говорит это ученикам, но ангелы? Он сам обо всем беседовал с ними прежде, так что через ангелов только напоминает им то, что они уже слышали. И не сказали (ангелы): кого вы видели вознесенным, но: кого видели восходящим на небо, — чтобы показать, что Его вознесение есть восшествие; а плоти свойственно быть вознесенной. Поэтому говорят: вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, — не послан будет, но придет. Где же меньшинство (Сына)? Облако взяло Его. Прекрасно, — так как Он сам восшел на облако, почему восшедший есть Тот же самый, Который и нисшел (Еф 4:10). Но ты смотри, как одно говорится применительно к их мыслям, а другое — сообразно с достоинством Божиим. Впрочем, и ум смотревших теперь возвысился; Господь даровал им не малое познание второго пришествия. Слова: придет таким же образом означают то, что Он придет с телом, — так как это они желали услышать, и что опять придет на суд таким же образом, — на облаке. Вдруг предстали им, сказано, два мужа в белой одежде. Почему сказано: мужа? Потому, что (ангелы) приняли совершенный образ мужей, чтобы (ученики) не испугались. И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Такими словами они и обнаруживают приветливость, и не позволяют им тотчас же ожидать Его возвращения. Что важнее, о том они говорят, а о менее важном умалчивают. Что Он придет таким же образом, и что Его должно ожидать с неба, это говорят; а когда, о том умалчивают. Таким образом они отвлекли учеников от того зрелища и обратили их к своей речи, чтобы ученики, не имея уже возможности видеть Христа, не подумали, что Он не вознесся, но остановились мыслью на их словах. Если и прежде ученики говорили: куда Ты идешь? (Ин 13:36), то тем больше сказали бы теперь. Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Столько знали они Его кротость, что и после страданий спрашивают Его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь? Правда, Он уже прежде сказал им: смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец, и Иерусалим еще не будет пленен (Мф 24:6); но теперь они спрашивают о царствии, а не о кончине. Впрочем, после воскресения Он уже не продолжительное простирает к ним слово. Они спрашивают, полагая, что и сами окажутся в славе, если это сбудется; но Он не объявил, устроит ли (это царство), или нет. Для чего им нужно было знать о том? Поэтому-то, убоявшись, они уже не сказали: какой признак Твоего пришествия и кончины века? (Мф 24:3) но: восстановляешь Ты царство Израилю? Они думали, что оно уже открылось; между тем, Он и в притчах показал, что оно не близко; и когда спросили Его, то отвечал не на вопрос, а следующее: примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый. Смотри: не сказал, что (Дух) будет послан, но: «сойдет», — чтобы показать Его равночестность. Как же ты, духоборец, дерзаешь называть Его тварью? И будете Мне свидетелями. Сделал намек на вознесение, — или лучше, и теперь снова напомнил им о том, о чем они уже слышали раньше. Уже было показано, что Он восшел на небо. Облако, сказано, мрак под ногами Его (Пс 96:2; 17:10); а это и значат слова: и облако взяло Его, то есть, Владыку неба. Как колесница царская указывает царя, так и к Нему послана была царская колесница, чтобы ученики не говорили ничего скорбного и не потерпели того же, что Елисей, растерзавший ризу, когда учитель его вознесся. Что же говорят (ангелы)? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом. Притом (сказано): предстали им два мужа. Так и следовало, потому что при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово (2Кор 13:1). Так именно они и говорят. В белой, сказано, одежде. Как прежде при гробе (жены) уже видели ангела в одеждах блистающих (Лк 24:4), который и возвестил им то, о чем они думали, так и свидетелем вознесения Христова является ангел. Впрочем, об этом, как и о воскресении, многократно предсказывали и пророки.

Ангелы везде являются вестниками, например, при рождестве Христовом, опять при (благовещении) Марии, как и при воскресении; так точно — и при вознесении; да и при втором пришествии ангелы явятся предтечами. Так как они сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, то, чтобы не привести учеников в недоумение, — присовокупили: придет таким же образом. Ученики несколько успокоились, услышав, что Он опять придет, и придет так же, и не будет недоступен. Не без причины поставлено и слово: от вас, но оно показывает любовь Христа к ученикам, их избрание, и то, что Он не оставит тех, кого избрал. Таким образом, о воскресении свидетельствовал сам Христос, так как после рождества, или лучше, и до рождества всего удивительнее было то, что Он воскресил сам Себя: разрушьте, говорил Он, храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19); а о будущем пришествии свидетельствуют ангелы, говоря: придет таким же образом.

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.


«Сказав сие, Он поднялся в глазах их». Мог, конечно, Господь вознестись не явно, но так как имел свидетелями воскресения глаза учеников, то и теперь делает их самовидцами вознесения. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его», вознесся, поднялся, несся вверх и взошел. «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр 9:24). И не только взошел, но и прошел. «Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса», — говорит Павел (Евр 4:14). Взошел, поднялся, вознесся, шел, прошел. Смотри: взошел, как имеющий власть, чтобы исполнилось слово пророческое: «Восшел Бог при восклицаниях». Об этом говорит пророк с полной уверенностью. «Восшел Бог при восклицаниях: поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс 46:6, 23:7). Внидет: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо»«внидет Царь славы». Но случилось две вещи. Как ранее земля была изумлена, увидев Спасителя, облеченного телом, и, как свойственно нам, когда мы видим новое лицо, спрашивать: «Кто это?» — о знакомом никто, конечно, не спрашивает, так земля и при виде Спасителя, обладающего божественной силой и повелевающего ветрами и морем, спрашивает: «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Матф. 8:27). Итак, как земля в изумлении вопияла: «Кто это?», так теперь небо, видя во плоти Божество, с изумлением говорит: «Кто сей Царь славы?» (Псал. 23:8).

Источник: Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.

Николай Сербский (1880−1956)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Сколь величественное и умилительное расставание с землею! Там, на склоне горы Елеон, откуда можно было увидеть гроб, из коего четверодневный Лазарь вновь поднялся в сию временную жизнь, поднялся Воскресший Господь в необозримые высоты жизни вечной. Поднялся не до звезд, но выше звезд; поднялся не до ангелов, но выше ангелов, не до высочайших сил небесных, но выше, выше всего бессмертного небесного воинства, выше всех Райских обителей ангелов и праведников, далеко, далеко и для очей херувимских, к самому престолу Отца Небесного, к самому таинственному алтарю Святой и Животворящей Троицы. Меры для высоты сей нет в сотворенном мире; может быть, равна ей, в противоположном направлении, только глубина, в которую гордость низвергла богоотступника люцифера; глубина, в которую люцифер хотел низвергнуть и род человеческий. Господь наш Иисус Христос спас нас от этой бесконечной пропасти и, вместо бездонной глубины, вознес нас в Божественную небесную высь. Мы говорим «вознес нас» по двум причинам: во-первых, Он вознесся как Человек во плоти, каковыми и мы являемся; и во-вторых, Он вознесся не Себя ради, но ради нас, дабы открыть нам путь примирения с Богом.

Возносясь Своим воскресшим телом, кое люди умертвили и погребли, Он благословлял руками, которые люди изранили гвоздями. О Благословенный Господи, сколь бесконечно велика милость Твоя! Благословением началась история Твоего пришествия в мир, благословением она и завершилась. Благовествуя о Твоем пришествии в мир, архангел Гавриил приветствовал Пресвятую Богородицу словами: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. А теперь, когда Ты прощаешься с принявшими Тебя, Ты поднимаешь пречистые руки Свои и изливаешь на них благословение. О Наиблагословеннейший между людьми! О Благодатный Источник благословения! Благослови и нас, как благословил Ты апостолов Твоих!

Источник: Беседы. Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 9−10 И сия рек, зрящым им взятся, и облак подъят Его от очию их. И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему

Воскрес так, что они не видели; вознесение же Его видели; поелику и видение на этот раз не все разрешало; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало вознесения, но не видели его конца. Почему? Потому, что там видеть начало было излишне; так как сам Воскресший был пред ними и говорил об этом и так как самый гроб показывал, что Его в нем нет; здесь же потребно было знать и конец; так как глазам недоступна вся высота и зрение не могло решить, на небо ли Он вознесся, или, поднявшись до некоторой высоты, остановился. Поэтому ангелы, представ пред ними, открывают им то, чего посредством зрения они понять не могли. А облако подняло Его потому, что оно есть символ Господней и Божественной силы; так как в облаке нельзя видеть символа никакой иной силы. Поэтому и Давид говорит об Отце: полагаяй облаки на восхождение свое (Псал. 103:3), и в другом месте: Господь седит на облаце легце (Ис 19:1), и множество других мест говорит о том же. Впрочем Господь и это сделал не просто и не без цели; ибо, зная, что если Он вознесется невидимо для них, как и сошел и, тем более, как снизошел, то и при явлении Духа они не поверят, что это тот самый Дух, которого за несколько пред сим дней Он обещал послать, — зная, что в таком случае Он подготовит в них подозрение, что и сам Он пришел не с небес, — зная наконец, что в таком случае если бы, вознесшись невидимо, Он и воззвал потом с неба Павла, если бы и послал оттуда Петру нерукотворенную плащаницу (Деян 10:11), то они не поверили бы, что творит это Он после своего удаления от них плотию, — зная все это, Он восшел, зрящим им. От облака Девы Он входит в облако и при посредстве облака восходит туда, где был прежде. Выражение: где был, понимай не в смысле места, и не в том смысле, что Он сложил с Себя плоть и что воплотившееся божество Его стало, как прежде, бесплотным; нет, выражение: где был, — внемли мне, — указывает на высоту бестелесности в телесности, на величие бесплотности в плотяности, на самосущую ценность Его добровольного смирения при воплощении Его неизменяемости, на то, что видимым образом Он уже не обращается или не обитает среди людей.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

И се мужа два стаста пред ними во одежди беле

См. Толкование на Деян 1:11

Лопухин А.П. (1852−1904)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Сказав сие, Он поднялся У ев. Марка: после беседования с ними Мк 16:19). У ев. Луки: когда благословлял их, отступил от них, т. е. отделился несколько, и стал возноситься на небо (Лк 24:51).

И облако взяло Его из вида их. Заключительный момент вознесения, относительно которого блаж. Феофилакт говорит: «воскрес так, что они не видели, вознесение же Его видели; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало Его вознесения, но не видали его конца».

Облако — вероятно, светлое — (ср. Мф 17:5) было здесь знамением особого присутствия Божия, особой Божественной силы, которою совершалось это славное последнее земное дело Господа.

Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.