Деяния апостолов 2 глава » Деяния 2:4 — толкование отцов церкви.
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на родном, и, что особенно чудно, стали говорить не учившись. Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно долженствовало послужить к обвинению неверных, как написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1Кор14:21; Ис 28:11).
Источник: Слова. Слово 41.
Ст. 4−7 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне
«И исполнились», прибавляется далее, «все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (ст. 4). Прежде всякого другого знамения получают они именно это, так как оно было необыкновенно, и не было нужды в другом знамении. «И почили», сказано, «по одному на каждом из них», — следовательно, и на том, кто не был избран; потому-то он уже и не скорбит, что не избран подобно Матфию. Сказано: и исполнились все. Не просто приняли благодать Духа, но исполнились. «И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Не сказал бы: «все», хотя тут были и апостолы, если б и остальные не участвовали. С другой стороны, сказав о них прежде отдельно и поименно, он и теперь не сказал бы о них на ряду с прочими. Если там, где нужно было сказать только, что тут апостолы, он упоминает о них отдельно, то тем больше (упомянул бы) здесь.
Но заметь, прошу тебя, как Дух приходит именно тогда, когда они пребывают в молитве, когда имеют любовь. А слова: «как бы огненные» напомнили им и о другом видении, потому что, как огонь, Он явился и в купине. «Как Дух давал им провещевать»; их слова, действительно, были провещаниями (αποφθέγματα). Сказано: «в Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные» (ст. 5). Что они были благоговейны, свидетельством тому служит именно то, что они тут жили. Каким образом? Принадлежа к столь многим народам и оставив свое отечество, свои домы, своих родственников, они жили тут. «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение» (ст. 5, 6). Так как это событие случилось в доме, то, естественно, сбежались находившиеся вне дома. «Народ, и пришел в смятение». Что значит: «в смятение»? Смутился, удивился. Затем (писатель), разъясняя, чему удивлялись, прибавляет: «ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Итак, собрался народ «говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (ст. 6−7). Тотчас же обратили взоры на апостолов.
Источник: Беседы на Деяния Апостолов.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
Галилеянин Петр и Андрей то персидским, то мидийским языком изъяснялись; Иоанн и прочие апостолы на всех языках говорили перед язычниками. Ибо не ныне начали собираться сюда во множестве чужестранцы отовсюду, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они, не учась, узнали? Столько лет с помощью грамматики и наук учатся только греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и не все в равной степени говорят. Ритор может преуспеть в речи, а грамматик иногда и не очень хорошо говорит, и даже знающий грамматику не знает философии. А Дух Святой вдруг научает многим языкам, которых апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость, это Божественная сила. Какое сравнение их долговременного невежества с совершенным и внезапным, многообразным и необычайным действием языков?! Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому вавилонскому смешению. Ибо при смешении языков первом было разрушение замысла, так как замысел был богопротивным, здесь же утверждение и соединение мыслей, так как благочестивым был помысел. Через что отпадение, через то же и восстановление.
Источник: Поучения огласительные. Поучение 17.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
Сколь быстрой является речь мудрости, и как быстро постигается то, чему учат, там, где Бог является учителем! Не надо было слушать объяснения, привыкать пользоваться. Не надо было времени для изучения, но, так как Дух истины дышит, где хочет (Ин 3:8), собственные языки отдельных народов стали общими в устах Церкви. Итак, с этого дня прозвучала труба евангельской проповеди, с этого дня ливни благодатных даров и потоки благословений стали орошать всякую пустыню и высохшую вселенную, так как для возобновления лица земли (Пс 103:30) Дух Божий носился над водою (Быт 1:2), а для рассеивания древних сумерек засверкало сияние нового света, когда в блеске сверкающих языков слышится Слово Господа сверкающее и огненная речь, у которой для творения понимания и для искоренения греха есть и действенность озарения, и сила сожжения.
Источник: Проповеди.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
В этой удивительной согласованности есть то большое несоответствие, что там народу строго запрещалось собираться в том месте, где давался закон, а здесь Святой Дух сходит на тех, кто был собран вместе, ожидая Его, обещанного им. Там перст Господа действовал на каменных скрижалях, а здесь — в сердцах людей. Значит, там закон был дан извне, для устрашения несправедливых людей, здесь закон был дан изнутри, которым они оправдываются. «Не прелюбодействуй, не убивай, не пожелай», и все прочие заповеди, написанные на этих скрижалях, повторяются и в той проповеди, где говорится: Люби ближнего своего как самого себя (Мф 19:19). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона (Рим 13:10). Эта любовь записана не на каменных скрижалях, но излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:5). Значит, закон Божий — это любовь. Плотская мудрость ему не подчиняется, ибо не может. Но когда на скрижалях пишутся дела любви для устрашения этой плотской мудрости, то это есть закон дел и буква, убивающая лицемера. А когда сама любовь распространя ется в сердцах верующих, то это — закон веры и Дух, животворящий любящего.
Источник: О духе и букве.
Ведь и само это видимое дарование Святого Духа Господь осуществил не однажды, но дважды. Ведь сразу же после воскресения из мертвых Он сказал, дунув: Примите Духа Святаго (Ин 20:22). Итак, разве тогда дав Его, Он поэтому не послал позже Того, Кого обещал? Или Он не Тот же ли Святой Дух, Который и тогда был выдохнут Им, и после Им Самим послан с неба? Поэтому другой вопрос состоит в следующем: почему сам дар Его, сделанный очевидно, был сделан дважды? Возможно, из-за заповеди любви к двоим — к ближнему и к Богу, чтобы видно было, что любовь при надлежит Святому Духу, этот Его дар был явным образом дан дважды. А если надо искать другую причину, то теперь в ее поисках не следует рассуждать дольше, чем нужно. Только пусть будет известно, что без Святого Духа мы не сможем любить Христа и соблюдать Его заповеди. И мы можем это делать тем меньше, чем меньше мы Его принимаем; и тем больше, чем больше мы Его принимаем. Поэтому не напрасно Он посылается не только не имеющим, но и имеющим. Не имеющим, чтобы они имели, а имеющим, чтобы имели еще больше. Ведь если бы один не имел меньше, а другой больше, то святой Елисей не сказал бы святому Илии: Дух, Который в тебе, пусть будет на мне вдвойне (4Цар 2:9).
Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
Единство языков, уничтоженное гордостью Вавилона, было восстановлено смирением Церкви, а в духовном смысле разнообразие языков означает многие благодатные дары. В действительности, не так, как следует, воспринимается то, что Святой Дух для того впервые дал людям дар языков, которыми человеческая мудрость извне учится и которым научает, чтобы показать, как легко Он может сделать людей мудрыми через Божественный разум, который у них внутри.
Источник: Изложение Деяний Апостолов.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
Следовательно, он услышал язык, которого не знал (Пс 80:6). Здесь под языком мы должны понимать наставления Нового Завета. Ведь если ты понимаешь речь, то каким образом еврейский народ услышал язык, которого не знал, в то время, как не подлежит сомнению, что Господь Христос говорил на еврейском? Значит, это говорится, потому что они услышали язык через Евангелие, то есть предписания, которых они раньше не знали. Или это означает время, когда апостолы, исполненные Святого Духа, разговаривали на разных, хотя и не известных им языках.
Источник: Изъяснение Псалмов.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
Исполнились все Духа Святого «Дух Святый, — говорит Григорий Богослов (Деян 4:16), — действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах…, потом в отцах и пророках…, после же всего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно — по мере их удобоприемлемости и в три различные времена: до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением и по вознесении на небо или устроении (Деян 3:21), как показывает первое — очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа; также по совершении домостроительства — дуновение Христово, которое очевидно было Божественным вдохновением, и наконец — нынешнее разделение огненных языков… Но первое было не ясно, второе явственное, а нынешнее совершеннее: ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует и как бы сказал иной — сопребывает и сожительствует Дух…»
Начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать. В объяснение сего так говорит св. Кирилл Иерусалимский: «Петр и Андрей — галилеяне говорят по-персидски и по-мидийски, Иоанн и прочие апостолы изъясняются на всяком языке с пришедшими от язычников. Дух Св. научает многим языкам вместе, каких вовсе не знали наученные Им. Это — Божественная сила! Какое сравнение между долговременным их неведением и между этою всеобъемлющею, многостороннею, необычайною, внезапною силою говорить на всех языках…»
Св. Феофилакт поучает: «почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многое, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что апостолы могли говорить на многих языках…»
Св. Ириней (202 г.) говорит о многих, еще в его время живших христианах, которые имеют «пророческие дарования, говорят на разных языках (pantodapaiV glwssaiV), открывают тайны сердца человеческого в назидание и объясняют тайны Божии» (adv. haer. V:6). В собеседованиях о жизни италийских Отцов — творении Григория Двоеслова — упоминается об одном отроке Арментарии, который говорил на иноземных языках, не учившись им (с. 304). Следы древности понимания дара языков в собственном смысле можно видеть и в том, что Фипострат, описывая жизнь Аполлония Тианского, которого хотел противопоставить Иисусу Христу, заметил о нем, что он знал не только все языки человеческие, но и язык животных. В Церковной Истории встречаются позднее примеры чудесного разумений иностранных языков, напр., в Ефреме Сирине.