Послание Иакова 1 глава » Иакова 1:16 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иакова 1:16

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иакова 1:16 / Иак 1:16

Послание Иакова 1 стих 16 — синодальный текст:
Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

Григорий Двоеслов (~540−604)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Ведь сама изменчивость — это тень, которая как бы затемняет свет, если его из-за какого-нибудь чередования изменяет. Но потому что в Боге изменчивость не происходит, никакая тень чередования не падает на Его свет.

Источник: Нравственные поучения на Книгу Иова.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Ст. 16−17 Не льститеся, братие моя возлюбленная: всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов

Феофилакт говорит, что дары, которые мы приносим Богу, несовершенны и ущербны. Поэтому и пишет здесь божественный Иаков это изречение. Митрофан же говорит, поскольку выше сказано «что Бог не искушает никого» и не является виновником зол, чтобы никто не думал, что Он и не виновник благ, последовательно здесь говорит: «не льститеся, братие моя» и не думайте, что кто-то другой людям даёт блага, а не Бог. Потому, что каждое благо и каждое совершенное дарование нисходит для людей свыше от Отца светов, чтобы явиться вам, христианам испытанным в искушениях через терпение. Дабы победить вам прилоги вражии, и сие не ваше, но помощь и Благодать сходящая свыше от Бога[10].

Отцом светов разумеет Бога. Светами же называет или ангельские Силы, или просвещённых людей Духом Святым, по Феофилакту. Ареопагит же Дионисий с этого изречения божественного Иакова начинает первую главу книги о небесной иерархии, добавляя, что то же даяние благо, от Отца сходящее на нас, паки возводит нас к соединению с привлекающим всех Отцом и там нас соединяет с Его боготворным единством и простотой как единотворная сила. Во 2-й главе, о божественных именах, светами называет Сына и Духа, Отца имеющих началом и виновником их ипостасей. Говорит «также и то, что источником божественности является Отец, а Сын и Дух — произведения богородящей Божественности, если так можно выразиться, побеги богорастения, своего рода цветы, или сверхсущественные светы, мы восприняли из священных речений».

У пророка Захарии есть это изречение Иакова, как объясняет толкователь Дионисия божественный Максим. И другие многие богословы под светами Отца понимают Сына и Святого Духа.

у Негоже несть пременение, или преложения стень

Почему говорит, что Бог Отец причина только добра, но не зла? Потому что, по святому Митрофану, Он не принимает приближения, абсолютно никакой перемены или изменения Своей непостижимой сущности. Если предположить изменение, то нам будет подаваться как благое, так и злое. Но это невозможно! Бог неизменяем есть по сущности, как Он говорит через пророка Малахию «Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся» (Малах. 3:6). А под «преложения стень» хочет сказать, что не может кто-нибудь даже заподозрить, что в Боге может быть хоть какой-нибудь след изменения или перемены.

Святой же Митрофан так толкует: «Удивительно соответствующее выражение о нетленной и единой присносущной божественной сущности «преложения стень», этим ясно показывает, что не только Бог не может пострадать от изменения к худшему, но невозможно даже помыслить и тонкого образа перемены, сие у Бога невозможно есть. «Ты же тойжде еси» (Пс 101:28).


[10] Это изречение приводит и Кирилл Александрийский: «Вот здесь ясно говорит, что слово «свыше» означает «от Отца», так как, не зная ничего другого превышающего тварей, кроме неизреченной природы Бога, ей, собственно, и усвоил это «свыше.» Ведь все другое подлежит игу рабства, один только Бог выше подчинения чему-либо и над всем царствует, почему Он и «над всеми есть» в истинном смысле» (Толкование на Иоанна, кн. 2, гл. 2).

Источник: Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Максим Исповедник (580−662)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

<…> молитвами соделай милостивым ко мне Бога, чтобы Он стал также и Помощником в речах [моих], или лучше — Подателем полного и правого ответа на каждый вопрос, ибо от Него как Источника и Отца всяких просвещающих ведений и сил, соответственно подаваемых достойным, всякое даяние доброе и всяк дар совершенный.

Источник: Вопросоответы к Фалассию.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Если бы мы сказали, что мы получили благодать от Отца светов, от Которого всякий совершенный дар, но не хотим, чтобы вы ее восприняли, справедливо было бы, чтобы мы стали ненавистны и Богу, и вам самим. Однако ныне, когда мы вас от Божественных Писаний к этому побуждаем и на царский путь наставляем, то чем вас обижаем?

Источник: Катехизис

Иоанн Кассиан (IV—V вв.)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Ничья воля или подвиг, хотя бы кто хотел и подвизался, не могут быть настолько достаточны, чтобы обложенный плотью <…> в состоянии был достигнуть верха совершенства <…> если не будет иметь помощь от милосердия Божия, так чтобы заслуживал достигнуть того, чего очень желает или куда стремится. Ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов.

Источник: Постановления киновитян.

Марк Подвижник (IV—нач.V вв.)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Если человек и не познал еще того, что он получил, будучи не совершенен верою и скуден в делании добра, но Бог даровал ему совершенное, ибо Писание говорит: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. Но и самое это совершенное дарование не просто и не как случится приобретает кто-либо, хотя бы он употребил для этого всякую человеческую премудрость и всякое мирское знание, но только деланием заповедей Христовых, и это в соразмерности, ибо по различию делания и дар этот открывается нам различно.

Источник: Слова.

Августин (354−430)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Итак, вы должны надеяться получить способность твердо переносить послушание у Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак 1:17), и просить об этом в ежедневных молитвах, и, поступая так, быть уверенными, что вы не чужды тому, что предопределено народу Его, потому что даже то, что вы это совершаете, Он Сам вам дарует.

Источник: О даре терпения.


А потому и сама заслуга человеческая есть бесценный дар, и никто не удостаивается получить какое-нибудь благо от Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние доброе, иначе, чем получая то, чего не заслуживает.

Источник: Послания.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 16−17 Не льститеся, братие моя возлюбленная; всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение или преложения стень

Под Отцом светов разумей Бога, а под светами или силы ангельские, или просвещенных Духом Святым людей.

У Негоже несть пременение или преложения стень

У Бога светов нет изменения, ибо Он Сам взывает через пророка: Аз Господь Бог ваш, и не изменятся (Мал 3:6), а выражение преложения стень означает, что в Боге нельзя даже помыслить какой-либо перемены.

Источник: Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Иларий Арелатский (~401−449)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

В этом месте заблуждались еретики, говоря: как Бог правит миром во мраке и свете, в сухих и влажных, в холоде и жаре, так и человеком управляет во благе и зле, в печали и радости, в смерти и жизни. Поэтому апостол говорит: всякое даяние доброе и все остальное от Отца светов

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Андрей Монах

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Не обманывайтесь, считая, что от Бога приходят искушения.

Светами же называет или разумные силы, или просвещенных Духом Святым.

Источник: Фрагменты.

Беда Достопочтенный (672−735)

Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные

, полагая, что порочные искушения берут начало от Бога, хотя мы и знаем, что некоторые, получив по заслугам за прошлые злодеяния, опять впадают в новые прегрешения, по справедливому попущению строгого Судьи. Потому и апостол говорит: И поскольку они не рассудили иметь познание Бога, то предал их Бог безрассудному уму делать недолжное, исполненных всякой неправды (Рим 1:28).

Источник: Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Ориген (~185−~254)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Душа же, собирающаяся после воскресения вознестись на небо, не тотчас же и не сразу восходит наверх, но проводится через многие пристанища, где, озаренная посредством каждого и через прибавление и постоянное восприятие сияния в каждом пристанище, освещенная светом Мудрости, она достигает непосредственно самого Отца светов.

Источник: Гомилии на Книгу Чисел.

Экумений († X в.)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Свыше, от Отца светов Ведь [все], что исходит от нас, совершенством не обладает — а бывает даже и весьма несовершенно — и не просвещает душу. Как же совершенство [может исходить от людей], которые [сами] обретают совершенство через преуспеяние, с великим трудом очищаются от родового позора и только так достигают божественного блеска?

Источник: Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Север Антиохийский

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Послушай, что говорит Бог: Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь (Мал 3:6); Ему ведь свойственно иметь твердость и неизменность по сущности. Тем же, кто жительствует по Евангелию и на деле следующим заповедям, благодаря дарам свыше и причастию [им], надлежит неизменно пребывать в таком образе жизни и не поддаваться [духу] времени. Почему и Павел предупреждает их, говоря: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим 12:2).

Источник: Фрагменты.

Дидим Слепец (~312−398)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Он называет Бога Отцом светов умопостигаемых, то есть освещающим разумных тварей, от Кого, словно как от подателя вещей, приходят к людям, говорит, божественные дары, которые, поскольку приносят пользу, называет добрыми даяниями, а поскольку они полные и без изъяна, то дары без сомнения он именует совершенными. И так как некоторые утверждают относительно этих слов [Иакова], что от Бога только лучшее, а не то, что считается тягостным и печальным, то следует привести место, где Писание говорит: Сам я привел беды на них, и такое: Сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима (Мих 1:12), и подобное им. Из этих и других похожих примеров становится понятным, что из суда Бога их собственный путь и печаль происходят.

Источник: Краткое изложение послания Иакова.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные

Не обманывайтесь и проч.: продолжается речь о том же и выставляется положительное опровержение заблуждения, будто Бог — виновник искушений, ведущих к погибели. Видно, это заблуждение сильно было укоренено в сердцах читателей послания и сам апостол особенно принимал его к сердцу и хотел вырвать его с корнем из сердец читателей, чем и объясняется это сердечное обращение его к ним с увещанием — не обманывайтесь, собственно не обольщайтесь (обольстительным было это заблуждение), братия мои возлюбленные.

Источник: Толковый Апостол.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 16−17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Имея дать в ст. 17 и 18 положительное и самое сильное опровержение упомянутого в ст. 13 заблуждения, апостол в ст. 16 восклицает: «не обманывайтесь (не прельщайтесь, μὴ πλανᾶσθε), братия мои возлюбленные» — выражение, обычное в апостольских посланиях (см. Ин 3:7; 1Кор6:9−10; 15:33). Самое опровержение выражено в ст. 17-й и состоит в той мысли, что от Бога, по самой природе Его, происходит только доброе и совершенное; следовательно, Он не может быть виновником или причиною искушений, ведущих человека ко греху и гибели: это противоречило бы свойствам неизменяемого существа Божия. Апостол весьма характерно именует Бога Отцом светов, ό πατήρ τῶν φώτων. Понимать ли с большинством толкователей под словом τὰ φώτα светила небесные или с другими толкователями (блаж. Феофил.) видеть здесь название ангелов, — то и другое согласно с библейским словоупотреблением и оправдывается библейским представлением о Боге, как Творце и светил небесных (напр., Пс 135:7), и ангелов (Иов 38:7), являющихся различным образом и в разной степени отобразом Божественного Света, — во всяком случае здесь заключается мысль об абсолютной чистоте и святости существа Божия: свет светил небесных и даже свет сил ангельских подвержен колебаниям, изменениям; напротив, у Бога — свет вечный и неизменный, всегда себе равный; Он не колеблется между злом и добром, от Него происходит всегда неизменно одно доброе. «У Бога светов нет изменения, ибо Он Сам взывает через пророка: «Я есмь и не изменяюсь» (Мал 3:6), а выражение «преложения стень» означает, что в Боге нельзя даже помыслить какой-либо перемены» (блаж. Феофил.).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.