Послание Иакова 1 глава » Иакова 1:20 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иакова 1:20

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иакова 1:20 / Иак 1:20

Послание Иакова 1 стих 20 — синодальный текст:
ибо гнев человека не творит правды Божией.

Григорий Двоеслов (~540−604)

ибо гнев человека не творит правды Божией

Потому что, в то время как взволнованный ум ухудшает способность своего рассудка соображать, все, что ярость подбрасывает, он считает правильным.

Источник: Нравственные поучения на Книгу Иова.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Гнев бо мужа правды Божия не соделовает

Правда, по Феофилакту и Икумению, это есть добродетельная привычка, находящаяся в душе человека, которая воздаёт каждому по достоинству. Гнев же, поскольку уничтожает и разумных людей, как говорит Приточник «гнев губит и разумныя» (Притч 15:1), как же может то, что омрачает ум с превосходящей пределы страстностью, как же может, говорю, это составлять правду, данную каждому для достоинства и рассуждения и правомыслия? Это невозможно. Но может кто-то скажет, почему же брат Божий употребляет здесь преславное имя и называет мужем гневающегося? На сие отвечаем, что в священном Писании не делается разницы в слове «муж». Потому что, иной раз это имя даётся добрым и праведным людям: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс 1:1) и «Блажен муж творяй сия» (Ис 56:2), иной же раз злым и несправедливым: «да оставит… муж беззаконен советы своя» (Ис 55:7) и много подобного сим.

Ещё стоит обратить внимание, что не сказал брат Божий: не делает, но с приставкой, не соделовает, и это означает что, не лишается гнев абсолютно всей правды, потому что, возможно найти и в страсти гнева некую пользу[15].

Прибавляет же святой Митрофан, что бездумно и неразумно гневающиеся, пусть не берут в помощь своей страсти выражение «всуе», как сказал Господь: «гневаяйся на брата своего всуе» и другое: «косен» как выше сказал Иаков, оправдывая себя что гневаются праведно и всегда для исправления и пользы согрешающих. Нет. Да не «непщуют вины о гресех», но да поучаются, как исцелить страсть гнева, которая в них, и как приобрести долготерпение. Чтобы гневом не наносить раны своим братьям, а наиболее себе самим. Потому что если по Соломону «кроткий муж сердцу врач» (Притч 14:30), то конечно гневливый и малодушный становится растлителем своего сердца и наносит вред душе своей, и в настоящей жизни и в будущей, поскольку лишается и теряет Божию правду, как говорит здесь брат Господень. Теряя же Божию правду, теряет вместе и царство Божие, потому что они соединены, как соединил их в заповеди Господь сказав «ищите же прежде царствия Божия и правды его» (Матф. 6:33)[16].

Поэтому если и простительно гневаться по благовидной причине, однако нет препятствий не гневаться вовсе. Конечно же похвалы достойно то, чтобы не возмущаться совсем от гнева, но пребывать в долготерпении и кротости: «лучше муж долготерпелив паче крепкаго, удержаваяй же гнев паче вземлющаго град» (Притч 16:32), ещё: «благ терпеливый паче высокаго духом» (Еккл 7:8). Сказал же и Павел: «аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго (не гневом, но) духом кротости» (Гал 6:1), и у Сираха: «чадо, в кротости дела твоя препровождай» (Сир 3:17).


[15] Потому что, гнев и ярость мы противопоставляем страсти сладострастия, прогоняем лукавые и постыдные помыслы, ненавидим грех и демонов, показываем ревность по вере в заповедях Божиих, и творим отмщение всякому преступлению и преслушанию. Как сказал Великий Василий: «Ибо раздражительность есть душевный нерв, сообщающий душе силу к прекрасным предприятиям. И если когда случится, что душа расслаблена сластолюбием, раздражительность, закалив ее, как железо закаливается погружением, из слабой и весьма изнеженной делает ее мужественною и суровою. Если ты не раздражен против лукавого, невозможно тебе ненавидеть его, сколько должно. И Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает где должно употреблять гнев, как бы в виде врачевства. Ибо слова: «вражду положу между тобою» и между змием (Быт 3:15), и: «враждуйте мадианитом» (Чис 25:17), — слова научающего пользоваться раздражительностию как оружием» (Беседа на гневливых). Поэтому и Соломон говорит: «Блага ярость паче смеха, яко во злобе лица ублажится сердце» (Еккл 7:4). Злобой лица, святой Митрофан называет праведный гнев, в образе строгости, через который, лукавые делатели, часто обращались к благим делам

[16] Поэтому сказал Богоносный Максим: «Если правда есть равное каждому по достоинству даяние, то царство есть законное вселение».

Источник: Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Иоанн Кассиан (IV—V вв.)

ибо гнев человека не творит правды Божией

Если [гнев] гнездится в сердцах наших и ослепляет око ума вредным мраком, то <…> не можем достигнуть и жизни бессмертной, хотя в мнениях людей и кажемся благоразумными… не можем с прозорливой рассудительностью соблюдать и законы правды, хотя бы мы во мнении всех считались совершенными и святыми, ибо гнев человека не творит правды Божией.

Источник: Постановления киновитян.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Гнев бо мужа правды Божия не соделовает

Правда есть свойство души, воздающее каждому должное, а гнев губит и разумных (Притч 15:1). Как же он, в страстном размере помрачая ум, составит добродетель, которая рассудительно воздает каждому должное? Примечай и то, что апостол сказал не просто о том, кто правды Божия не соделовает, но о том, кто мужается в пагубном для него самого. А что у него такая мысль, видно из выражения блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс 1:1), ибо прибавление приставочного члена показывает, что слово «муж» означает имеющего склонность к тому или другому, к добру или к злу. Нужно приметить и то, что апостол не просто сказал: «делает», но с предлогом, в значении «исполняет». Это значит, что гнев не совершенно чужд правды, ибо в гневе можно усматривать некоторую пользу, поскольку в нем, как и во всяком душевном движении, за неимением похвального можно находить не одно худое, но нечто и полезное.

Источник: Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Беда Достопочтенный (672−735)

ибо гнев человека не творит правды Божией

Понять, что здесь имеется в виду, легко: тот, кто неосмотрительно предается пороку гневливости, даже если выглядит праведным перед людьми, в глазах Божиих еще не совершенен. Выходящий из себя судья-человек, даже когда он справедливо судит за прегрешения, не способен уподобиться праведному Судии, Который никогда не теряет совершенного спокойствия.

Источник: О семи Кафолических посланиях.


Легко понять смысл: неосторожен тот, кто подчиняет себя пороку гневливости. Даже если он считается у людей честным, перед Божественным судом он ещё не является вполне справедливым. Впрочем, [здесь] возможен и более возвышенный смысл, ибо о Господе сказано: Но Ты, Господи сил (Владыка силы — Vlg.), судишь с кротостью (Прем 12:18). Любой судья, будучи человеком, судит провинившегося, [уже] утратив спокойствие духа. Но, даже совершая суд справедливо, он не может являть правду Божественного суда, которая не допускает [никакого] беспокойства.

Источник: Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

ибо гнев человека не творит правды Божией

Причина, почему всякий должен быть медлителен на гнев, — та, что гнев человека правды Божией не творит, то есть человек, обладаемый гневом, спорливостию или сварливостию, даже вообще в состоянии страсти, не делает правды, угодной Богу и свойственной Ему, каковой Он и от людей требует; такой человек судит обо всем и делает по страстному увлечению, более или менее неправильно. Правда Божия не находит себе выражения в его словах и действиях. «Правда есть свойство души, воздающее каждому должное, а гнев губит и разумных (см.: Притч 15:1). Каким же образом гнев, помрачая ум, когда доходит до размеров страсти, составит добродетель, которая рассудительно воздает каждому должное?» (Феофилакт).

Источник: Толковый Апостол.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.