Послание Иакова 1 глава » Иакова 1:22 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иакова 1:22

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иакова 1:22 / Иак 1:22

Послание Иакова 1 стих 22 — синодальный текст:
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Ст. 22−23 Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самех. Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, таковый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале

Исполняйте, говорит, о, братья мои христиане, делами закон Божий, а не только слушайте и читайте. Потому что, если только одним слушанием думаете сохранить закон Божий, лукаво мыслите и обольщаете этим самих себя, презирая ваше спасение [18].

Тот, кто только слушает слова божественного закона без исполнения, уподобляется человеку, который смотрит лицо своего бытия в зеркале. Лицо бытия это значит, когда познаёт человек себя посредством ветхого закона Моисеева, т.е. посредством ветхого закона научаемся, как мы произошли, быв созданы из несуществующего в существующее, сотворены были по образу Божиему и по подобию, и последовательно созерцаем и понимаем, каких светлейших поставил нас и духовный закон Благодати, посредством бани второго возрождения, т.е. через святое Крещение. Потом же забывши Благодать, которую приняли, мы перестали пребывать в этом созерцании, бывающим через делание и благие дела. Потому что тот, кто вдаёт всего себя в лукавые дела, не вспоминает более, как был облагодетельствован Богом, как через создание, так и через воссоздание. Поскольку если бы вспоминал, как был рождён свыше, как был оправдан и сопричтён к сынам Божиим, по Давиду, не стал бы вдавать себя в лукавые дела, которые отгоняют Благодать Божию.

Смотри же возлюбленный, как божественный Иаков от привычного и чувственного сего зеркала возводит своё слово к умному зеркалу, и как бы, говорит так: тот, кто только слушает закон, а не исполняет, уподобляется человеку, который смотрит лицо своё в зеркале. И как увидел он, что лицо его благообразно, отошёл и забыл, каково лицо его. Так и тот, кто смотрит через ветхий закон Моисеев, и понимает, что дело завершено Богом, т.е. что имеет славу Божию и имеет то, что по образу и по подобию Создателя, но не делает делами то, что увидел, т.е. теми делами, которые служат к славе Божией и для исправления того, что по образу Его. Таковой забывает совершенно, как был создан по образу Божию и что существует для славы Божией.

Таким образом не есть праведные те, которые только слушают закон, но которые соединяют слышание с делами, как сказал великий Павел «не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, (сии) оправдятся» (Рим 2:13). Так и Фарисеи были слушатели закона, но поскольку они не были и творцами, не были праведными.


[18] Явно, что прельщают сами себя те, говорит святой Митрофан, которые слушают и поучаются с добрым расположением, к деланию же не прилагают даже малого попечения, и таким образом сами себе, а не кому то другому вред и повреждение наносят, как семя брошенное в землю и оставленное в пренебрежении, бесполезно и непригодно к жатве. О таковых сказал пророк Осия: «Яко ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я; рукоять не имущая силы еже сотворити муку» (Ос 8:7). Как прельщают сами себя те, которые слушают Божественный закон, но не творят его, также прельщают себя и те, которые учат других Божественным законам, но не показывают достоверных дел подтверждающих сказанное добродетелью. Как сказал и Давид о таких: «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отврл еси словеса Моя вспять» и проч. (Пс 49:16−17).

Источник: Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 22−23 Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самех. Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, токовый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале

Лице бытия означает познание самого себя через закон. Посему-то к слову лице и прибавил апостол слово бытия, ибо через закон мы узнаем, какими явились мы на свет, и уразумеваем, в какое состояние перерождает нас духовный закон через баню возрождения. Потом, не пребывая в таком созерцании через деятельность, мы забываем о полученном даре духовном, ибо кто предается злым делам, тот не помнит, чем он облагодетельствован от Бога, ибо если бы помнил, что он рожден свыше, оправдан и причислен к сынам Божиим, то не предавался бы делам, отвергающим дарованную благодать.

От обыкновенного зеркала апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведя из представленного в кратких словах примера. Ему надлежало бы сказать так: «Кто слушает закон и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале. Как этот посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, а именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как и смотревшийся в зеркало: ему следовало воспользоваться виденным, а он, как и тот, не воспользовался».

И не без цели поступает так апостол (умалчивает нечто): он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом, ибо блаженны не такие слушатели, но соединяющие с слушанием дело. И фарисеи были слушателями, но так как они не были исполнителями, то и не блаженны они.

Прельщающе себе самех значит обманывающие самих себя, ни во что ставящие собственное свое спасение.

Источник: Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Августин (354−430)

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя

Ведь ни я, ни кто-то другой, проповедующий вам слово, сердца вашего не видит, что вы задумываете в своих мыслях, судить не может, потому что человек не может видеть — видит Бог, для Которого сердце человеческое не может оставаться сокрытым. <…> Подумайте, если слушать — хорошо, насколько же лучше исполнять. Если ты не слышишь, ты не заботишься о том, что [не] услышано, и [таким образом] ничему не содействуешь, если же слышишь и не исполняешь, ты способствуешь падению.

Источник: Проповеди.

Андрей Монах

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя

[Обманывающие самих себя] вместо размышляющих о себе — то есть презирающие свое спасение.

Источник: Фрагменты.

Беда Достопочтенный (672−735)

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя

Так [говорит] и Павел о почитающих закон: не слушатели закона праведны у Бога, но исполнители закона оправданы будут (Рим 2:13). И в Апокалипсисе Иоанн, сказав: блажен читающий и слушающий (слушающие — Vlg.) слова пророчества этой книги, далее добавил: и соблюдающий написанное в нём (Откр 1:3).

Источник: Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений († X в.)

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя

[Апостол] знает, что часто [люди] внимают словам усердно, но их пыл гаснет даже прежде, чем окончится речь. Поэтому он теперь и говорит это. [Апостол] особо настаивает: будьте усердны не только в слушании, но гораздо более в исполнении.

Источник: Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 22−25 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Слово истины, чтобы приводить людей ко спасению, не только должно быть тщательно и внимательно слушаемо, но, подобно зерну, принимаемому и усвояемому землею, должно быть всажденным в почву сердца человеческого и дать соответствующий росток, т. е., выразиться и проявиться в добрых делах; вся жизнь и деятельность человека-христианина должна быть выражением и осуществлением того, чему поучает слово истины. Кто не проводит слова истины в жизнь свою, тот лишь обманывает себя самого, ошибочно думая, что божественное слово и в таком случае будет для него полезным, принесет ему блаженство (ст. 25), спасение, чего в действительности не может быть: совершенство и блаженство достигаются не простым слушанием или знанием слова истины, а деятельностью, сообразной с опознанным словом истины (ср. Мф 12:24−26). Истину эту Апостол далее уясняет наглядным примером: слово Божие, сообщающее человеку истину (ст. 18), уподобляется у св. Иакова зеркалу, причем, если в зеркале человек рассматривает образ своего внешнего бытия (πρόσωπον τής γενέσεως), в слове Божием изображается внутренний облик человека, образ его нравственного существа; но как человек, увидавший в зеркале черты лица своего и не сделавший никакого применения из своего наблюдения, не оправивший, напр., своей головы, скоро и бесследно утрачивает из памяти полученное при смотрении в зеркало впечатление, так и человек, слушающий слово евангельской истины и не исполняющий его, не имеет слова Божия «пребывающим» (Ин 5:38) в нем, забывает о нем, и оно не приносит ему спасительных плодов. «От обыкновенного зеркала Апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведши из представленного в кратких словах примера. Ему надлежало бы сказать так: кто слушает закон и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале. Как этот посмотрел на себя, отошел, и тотчас забыл, каков он, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как смотревшийся в зеркало: ему следовало бы воспользоваться виденным, а он, каков и тот. И не без цели поступает так Апостол, умалчивая нечто: он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом. Ибо «блаженны не такие слушатели, а соединяющее с слушанием дело» (блаж. Феофил). Полезно и спасительно слушание и изучение слова евангельского лишь в том случае, если за этим слушанием и изучением следует деятельное пополнение правил и заветов Евангелия. Слово евангельской истины (ст. 18), как слово, посеянное в сердцах наших (ст. 21), написанное не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца (2Кор 3:3), есть божественное слово, вполне соответствующее нашей истинной природе. В этом смысле оно есть «закон совершенный, закон свободы» (νόμος τέλειος, ν. τής ελευθερίας, ст. 25), сравнительно с ветхозаветным законом, который у другого апостола именуется законом немощным и несовершенным (ср. Евр 7:18−19) и законом рабства (Гал 5:1): «то был закон внешний, дробный, порабощающий волю, а это закон внутренний, действующий внутренне на волю человека» (проф. Богдашевский). О свободе закона евангельского Ап. Павел говорит: «закон бо духа жизни во Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти» (Рим 8:2). «К словам «закон совершен» прибавил (Ап. Иаков) «закон свободы», чтобы указать на отличительную его черту — свободу; ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его чрез эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго» (блаж. Феофил.). Если в Ветхом Завете праведность состояла в соблюдении «заповедей и оправданий Господних» (Лк 1:6), то в рассматриваемом месте у Апостола (ст. 25) говорится о таком проникновении в закон природы, о таком усвоении его, которое ведет к осуществлению закона. «Закон свободы» есть не только закон, свободно исполняемый, но и закон, дающий вам свободу, но все это — при условии «пребывания» (παραμείνας) христианина в этом законе, т. е., если он сделает его постоянным законом жизни и деятельности своей, — и при стремлении человека быть его «не слушателем забывчивым», но «творцом дела». «Под блаженством, которое обещается исполнителю закона, разумеется прежде всего блаженство самого делания, как видно из выражения έν τή πυιήσει αύτου («в делании своем»), а потом и будущее блаженство, вливающее отраду в сердце человека при делании его в настоящей жизни» (еп. Георгий).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.