Послание Иакова 1 глава » Иакова 1:4 — толкование отцов церкви.
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
терпение же дело совершенно да имать
Видишь возлюбленный мой брат, как говорит Феофилакт с Икумением, что божественный Иаков не сказал здесь в изъявительном наклонении, что терпение имеет совершенное дело, но говорит в повелительном «да имать», т.е. да имеет совершенное дело. Он не имеет в виду уже готовую добродетель совершенства, но законополагает сейчас — да возделывается христианами эта добродетель совершенства как подобает. Я же полагаю что «терпение же дело совершенно да имать» указывает на то, что терпение должно быть совершенным, всецелым и до конца, а не ущербным, несовершенным и временным, которое одни искушения терпит, иные же нет. Но все, просто и целиком претерпевая; и те которые происходят от демонов и от людей и от растленной природы и от немощей и недугов телесных.
Совершенное же терпение есть то, которое спасает человека как сказал Господь: «претерпевый же до конца, той спасется» (Матф. 24:13).
яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишении
Через терпение, говорит, надлежит вам стать совершенным и всецелым в вере и любви Божией, братия [6]. Совершенный же по святому Максиму есть тот, «который с вольными (т.е. страстями) борется воздержанием, с невольными же терпением претерпевая искушения; а всецел тот, кто деяние с ведением и созерцание не бездеятельное проходит» (главы гност. 5-я сотница).
Причина же совершенного дела, говорит ниже брат Божий, есть Премудрость. Поскольку знает, что испытанная вера и совершенное терпение в искушениях, не есть степень случайных людей, но тех кои мудры по Богу. Поэтому и склоняет далее тех, которые желают двух сих, чтобы просили премудрости у Бога.
[6] Святой Василий Великий толкуя «Будите убо вы совершени» (Матф. 5:48) говорит «Ведь по образу я обладаю бытием существа разумного, по подобию же я делаюсь, становясь благим, тогда же становлюсь, по силе, совершен и подобен Богу. И если Каковой ко мне Бог, таким же благоутробным стану и я, к погрешившему против меня брату и ближнему, этим уподоблюсь Богу» (Серия: толкования на Матфея).
Источник: Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени
Терпение же дело совершенно да имать — примечай: апостол не сказал в определенном наклонении: «терпение имеет совершенное действие», но в повелительном: да имать, ибо он не возвещает готовую уже добродетель, но заповедует такую, которая ныне должна быть совершаема. Яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени — причиной совершенного действия называет мудрость, ибо знает, что испытание веры и терпения в искушениях не есть удел всех людей, но мудрых о Боге, почему желающих выказать веру и терпение возбуждает к молитве о мудрости.
Источник: Толкование на соборное послание апостола Иакова.
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
Совершенное действие — это любовь к Богу и ближнему. То же самое есть и совершенная любовь, которая изгоняет вон страх, то есть страх испытания. Совершенное действие — это терпение. Терпение — это охрана душ, как говорит истина: терпением вашим спасайте души ваши (Лк 21:19).
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
Терпение же являет себя в испытаниях, и тот, чье терпение неодолимо, показывает себя совершенным. Вот что имеет в виду Иаков, говоря: Терпение же должно иметь совершенное действие. И выше: испытание веры производит терпение (Иак 1:3). По этой причине и испытывается терпение верных, чтобы таким образом показать, насколько совершенна их вера.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
«Для того, — говорит Апостол, — подвергаетесь вы искушению со стороны врагов, чтобы научились добродетели терпения, и через неё могли показать и доказать, что имеете в [своём] сердце твёрдую веру в будущее воздаяние». Здесь не противоречие, но скорее согласие с тем, что говорит апостол Павел: Зная, что скорбь производит терпение, а терпение — опытность (Рим 5:3−4). Терпение производит опытность, потому что тот, чьё терпение не может быть побеждено, признаётся совершенным. Об этом также говорится далее в этом стихе: А терпение имеет совершенное действие. И наоборот: Испытание вашей веры производит терпение. Это утверждение показывает, что верующие упражняются посредством терпения, чтобы в терпении показать, сколь совершенна их вера.
Источник: Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
И он говорит, почему испытание соделывает терпение и что терпение имеющих его ведет к совершенству.
Источник: Фрагменты.
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
Как же испытание производит терпение? — Только та вера является чистой, которая терпеливо и стойко выдерживает все искушения, которым она подвергается.
Источник: Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы и проч.: то есть добродетель терпения столь важна, что в деле нравственного совершенства оказывает и должна необходимо оказывать решительное действие, так что ею достигается всякое совершенство во всей полноте, без всякого недостатка. Терпением побеждаются всякие препятствия в деле нравственного совершенства и, следовательно, могут достигаться и усовершенствоваться в душе всякие добродетели, и эта сила может держать их в душе христианина во всей полноте их, не давая им рассеиваться и рассыпаться, содержа все тело нравственной жизни человека в единстве и целости. Вот почему без христианского терпения нет совершенства нравственной жизни, нет полноты добродетелей и неизбежны недостатки и в совершенстве добродетелей, и полноте их. Следовательно, искушения, производя терпение, производят нравственное совершенство, как совокупность различных добродетелей, без всякого недостатка. Само собою разумеется, что во всем этом процессе нравственного совершенства чрез искушения и терпение — бесконечное множество степеней, по степеням совершенствования самого терпения чрез искушения. У апостола речь безусловная вместо относительной: он указывает благожелательно (чтобы вы были и проч.) высшую степень нравственного совершенства, как желанную цель христианина, какой может он достигнуть чрез искушения и терпение; насколько в действительности каждый может достигать ее, это зависит от самого человека, подвизающегося в искушениях и терпении, и от благодати Божией, даруемой подвизающемуся, по мере его приемлемости, Тем, Кто попускает самые искушения.
Источник: Толковый Апостол.