Послание Иакова 1 глава » Иакова 1:8 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иакова 1:8

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иакова 1:8 / Иак 1:8

Послание Иакова 1 стих 8 — синодальный текст:
Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Муж двоедушен неустроен во всех путех своих добродетелей: тем паче поколеблется он на пути возвышеннейшей, первенствующей добродетели — молитвы. Он отвергается Богом как ни теплый, ни студеный. Он не возможет быть учеником истинной молитвы, приводящей учеников своих пред лице Божие для вышеестественного назидания, водящей их вослед Иисуса, если не отречется всего своего имения — болезненных уклонений воли падшего человека к миру. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми: только принадлежащие всецело Христу могут стяжать истинную молитву.

Источник: О молитве.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Муж двоедушен неустроен во всех путех своих

Двоедушный человек есть: запутанный, беспорядочный, бесполезный, с двумя мнениями и лицемер. Путями же называет брат Божий движения души в которых заключаются надежды двоедушного, насколько они хороши, настолько и плохи; как и Давид сказал к Богу «и вся пути моя провидел еси» (Пс 138:3), т.е. Ты Господи предвидишь все движения моей души.

Можно выразиться иначе, называет мужем двоедушным неутверждённого, который нисколько не твёрд ни в настоящих вещах, ни в будущих, но бывает носим туда и сюда, иногда держится и как бы сжимает в объятиях то, что принадлежит настоящей жизни, иногда то, что принадлежит будущей. Почему же называется двоедушным? Потому что, по Феофилакту, сей не преуспевает ни в настоящей жизни, ни в будущей, поскольку душа называется жизнью, по священному Писанию, как например в книге Иова «вся, елика имать человек, даст за душу (т.е. за жизнь) свою» (Иов 2:4).

Святой Митрофан под душой здесь понимает мнение легко изменяющегося человека. Ты же, о христианин, отбрось двоедушие от твоего сердца полностью, не двоедушествуй и не сомневайся, когда просишь что-нибудь у Бога, говоря в своём помысле: как я могу просить у Бога или принять по прошению моему, я, столько много согрешивший перед Ним? Нет, не мысли так. Но от всего сердца, принеси Богу исповедание твоё, и возвратись к Нему и проси у Него не колеблясь те прошения, которые полезны для твоего спасения. Проси же со многим смирением и долгое время [7], и тогда познаешь Его благоутробие, потому что Он тебя не оставит, но исполнит прошения твои. Поскольку Бог не злопамятен и не вспоминает грехов тех, которые каются, но жалеет Свои создания.

О двоедушных и маловерных, и о людях с двоящимися мнениями, согласно говорит и ветхое Писание, итак, свидетельствует Осия следующее: «разделиша сердца своя, ныне погибнут» (Ос 10:2). Соломон же возвещает так: «мудрствуйте о Господе в благостыни и в простоте сердца взыщите Его; яко обретается не искушающим Его, является же не неверующим Ему» (Прем 1:1−2). И Сирах говорит: «не сумневайся о страсе Господни и не приступи к Нему сердцем раздвоенным» (Сир 1:28), и опять он же окаявает двоемыслящих говоря, «Горе сердцам страшливым и рукам ослабленным, и грешнику ходящу на две стези. Горе сердцу ослабленну, яко не верует; сего ради покровено не будет» (Сир 2:12−13). Вера же (приводит Митрофан) должна бесспорно предшествовать всякому прошению… Фундамент благих и основание есть искренняя вера к Богу.

Говорит и божественный Кирилл: «Поэтому прекрасна вера, доставляющая нам благодатную силу благодати, — напротив, вредно двоедушие и сомнение, ибо «двоедушный человек неустойчив во всех путях своих», как написано, и отнюдь ничего не получит от Господа» (Толк на Евангелие от Иоанна, книга 6).


[7] Так и Великий Василий сказал: «хотя пройдёт месяц, хотя год, три года и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро» (Подвижнические уставы гл. 1). И авва Макарий: «Ибо кто не скоро приемлет, тот, когда Бог отлагает и медлит, ещё более возгорается и… в какой мере сам Господь отлагает и медлит, испытывая веру и любовь воли его, в такой и он, тем стремительнее и тщательнее, неослабно и неутомимо, должен искать дара Божия» (Серия: толкования на Матфея).

Источник: Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

Кто в молитвах своих не имеет живой веры и колеблется сомнениями, тот, кроме неприятного сравнения с волнами моря, поднимаемыми и разбиваемыми о скалы ветром, есть человек двоедушный, непостоянный, ветреный во всех делах своих или, по апостолу, не тверд во всех путях своих. Какое прекрасное, единственное, точное сравнение человека сомневающегося в молитве с волнами! Так и видишь, что душа такого человека то возвышается к Богу с желанием и надеждою получить от Него просимое благо, то вдруг упадает и теряет свою надежду в этом житейском море. А его двоедушие! Отчего бывает у человека эта твердая непоколебимая уверенность в том, что он примет просимое? Не оттого ли, что душа его тверда как адамант, потому что окрепла под гнетом нужды и бед; не оттого ли, что он сознает всю нужду свою в просимом благе, что он сам — человек прямой, недвоедушный. Поэтому, кто сомневается в получении просимого, тот, верно, человек слабый, не имеет сильной нужды, и вдобавок — человек лукавый.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Муж двоедушен неустроен во всех путех своих

Двоедушный — находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер, а путями называет апостол душевные движения, которыми возвышаются надежды, добрые ли то или недобрые, как и Давид сказал: пути моя [Ты] провидел еси (Пс 138:3). Иначе: мужем двоедушным апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к будущему, ни к настоящему, но носится туда и сюда и придерживается то будущего, то настоящего. Такого уподобляет он морской волне, не имеющей постоянства, и цвету травы, цвету, остающемуся не долго, но засыхающему с восходом солнечным, почему и сравнил его не с травой, которая продолжительнее, но с цветом ее, чтобы представить его кратковременность.

Почему же назвал его двоедушным? Потому что он не стремится с уверенностью ни к настоящей, ни к будущей жизни, ибо в Писании душой называется и жизнь, например: вся, елика имать человек, даст за душу свою (Иов 2:4). Удали от себя двоедушие и нисколько не сомневайся просить у Бога, не говори в себе: «Как я могу просить от Господа и получить, когда столько согрешил против Него?» Не думай так, но от всего сердца своего исповедуйся и обращайся к Господу и проси у Него без сомнения, и ты познаешь Его благоутробие, потому что Он не оставит тебя, но исполнит желания сердца твоего (Пс 36:4), ибо Бог непамятозлобив и милостив к Своим созданиям.

Источник: Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Ориген (~185−~254)

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

Следовательно, мы суть те, которые не по полной и совершенной вере следуют за Господом нашим, но от чужих богов отказались, как бы находящиеся на распутье; и боги побивают нас, словно убегающих, а мы не защищаемся Господом нашим, ибо непостоянны и нерешительны.

Источник: Гомилии на Книгу Исход.

Беда Достопочтенный (672−735)

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

Человек с двоящимися мыслями — это тот, кто преклоняет колени, чтобы обратиться с просьбой к Господу, произносит слова прошения и все же не верит, что получит просимое, поскольку совесть изнутри обличает его. Человек с двоящимися мыслями хочет и ныне предаваться веселью вместе с веком сим, и в будущем царствовать вместе с Богом; такой человек ищет собственными добрыми поступками не внутреннего воздаяния, но внешних благ.

Источник: О семи Кафолических посланиях.


Говорит: во всех путях, [то есть], как в бедствиях, так и в благополучии. А двоедушен тот, кто, преклоняя колени для молитвы Господу, произносит слова молитвы, однако же, обличаемый в сердце совестью, сомневается в возможности добиться просимого. Двоедушен тот, кто здесь хочет радоваться с миром, а там — царствовать с Богом. Двоедушен также тот, кто, совершая добрые дела, ищет внешнего одобрения, а не воздаяния за совершённое в тайне. Потому хорошо сказано неким мудрецом: Горе грешнику, ходящему по земле двумя путями (ср. Сир 2 — СП; 2 — Vlg.). Ведь двумя путями ходит по земле грешник, когда делом являет Божье, а в помыслах ищет мирского. Все вот такие и являются непостоянными во всех путях своих, ибо они настолько легко пугаются бедствий века сего и уловляются сетью благополучия, что удаляются от пути истины.

Источник: Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений († X в.)

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

Человеком с двоящимися мыслями [апостол] называет нетвердого и нестойкого, который не избрал окончательно ни [жизнь] настоящую, ни грядущую, а мечется от одного к другому, предпочитая то настоящее, то грядущее. Такого [человека] он и сравнил с морской волной, в которой нет ничего устойчивого и постоянного, и с цветом на траве, который не остается неизменным, а исчезает с восходом солнца.

Источник: Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

Человек с двоящимися мыслями (собственно — двоедушный) не тверд и проч.: замечание апостола, выражающее то же, что выше выражено в подобии морской волны (ст. 6). Человека, сомневающегося или колеблющегося в вере при молитве, апостол называет двоедушным: такой человек имеет как бы две души, одна устремлена к тому, другая к другому, и того ему хочется, и другого, противоположного, и на то надеется, и того опасается, и, таким образом, является не твердым во всех путях своих, то есть во всех действиях своих то хочет угодить Богу, то угождает миру, вообще непостоянен в своей нравственной деятельности. «Двоедушный — находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер; а путями называет апостол душевные движения, которыми возвышаются надежды, добрые ли то или недобрые… Иначе: мужем двоедушным апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к настоящему, ни к будущему, но носится туда и сюда и придерживается то будущего, то настоящего» (Феофилакт). Не может таковой получить что-либо в молитве от Господа, не может и поставить твердо своей нравственной деятельности. Во всем этом месте у апостола опять речь безусловная и решительная, вместо условной: много может быть степеней веры, и по степени веры даруется Богом даяние благо по молитве. Апостол говорит безусловно, берет самую низшую степень веры и молитву с таковой верою, то есть когда колебание смущает твердость веры и Бог отказывает совершенно в получении просимого.

Источник: Толковый Апостол.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.