2-е послание Иоанна 1 глава » 2 Иоанна 1:8 — толкование отцов церкви.

Толкование на 2 Иоанна 1:8

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на 2 Иоанна 1:8 / 2Ин 1:8

2-е послание Иоанна 1 стих 8 — синодальный текст:
Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду

Всякое дело бывает очень хорошо при заботливом ухаживании, а сделанное без заботливости скоро пропадает. Особенно же добродетель требует, чтобы услуживали ей ежедневным в ней упражнением, а без возделывания теряет листья и губит плод. Сие-то и значит то, о чем желаешь ты достоверно знать: блюдите, да не погубите, яже деласте. Леность в ничто обращает предшествовавшие труды, как бы ни были они славны, а рачительность уничтожает и прежнюю леность.

Источник: Письма. Книга II.


Многие <…> тысячекратно одержав победу, впоследствии стали добычею врагов; и когда после многих победных торжеств их отводили в плен, представляли собой жалкое зрелище. Представив это, некто из апостольского лика взывал: наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

Источник: Письма. Книга III.

Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду

К глубокому сожалению, эти слова святого Апостола относятся и к нашим дням. Есть среди современных предателей Церкви Божией такие, кто раньше был усердным и ревностным служителем Божиим. Но вот пришло испытание веры, — и они отказались от святого православия и оказались врагами Божиими.

Среди обновленческих раскольников есть немало прежде добрых пастырей и епископов, теперь же ожесточившихся и ставших злыми противниками Церкви Божией. Мы видим и новых отступников. Например, вождь нового раскола ВВЦС — бывший архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский). Он усердно боролся с обновленческим расколом и просидел в узах несколько лет за святую веру. И что же? Образовал новый, свой раскол — григорианский, отделившись от единства веры (Иуд 1:19) и став таким же ожесточенном врагом Церкви Божией, как и обновленцы, хотя и теперь он проповедует против безбожия и обновленчества. Не для осмеяния этих отступников и не для собственного восхваления говорим мы, православные, об этих печальных событиях, а скорбя душою о том, как силен враг над душами даже добрых и ревностных христиан и как легко нам потерять то, над чем трудились усердно в течение многих лет.

Но где же причина этих отделений от единства Церкви и веры Святой? Можно указать на две главнейшие: одна — гордость, когда человек считает свое мнение правильным и не хочет согласиться с голосом Церкви Божией; затем, когда у христианина ослабевает или теряется смирение, которое есть стихия православия, тогда Господь отходит от таких, оставляет их без Своей благодати, и они без Бога впадают в раскол, ибо только благодатью Божией мы и держимся.

Другою причиною отступничества от Церкви является легкомысленное отношение к расколам, как к чему-то незначительному: поверхностное понимание Церкви Божией и единства Ее. Не понимают они или ленятся понять, что уклоняясь от единства веры православной, они уходят от самой веры; удаляясь и порывая с Церковью Божией, чрез свои самочинные расколы водружая иной алтарь, — они лишаются и Церкви Божией, и благодати, и оказываются вне спасительного ковчега, как те неразумные и ленивые дети, которым Праведный Судья и Бог скажет в день Страшного Суда: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф 25:12). Нам нужно постоянно бодрствовать и быть на страже спасения, держась крепко Церкви Божией, и смиренно просить всегда помощи Божией во всяком слове и деле нашей жизни.

Источник: В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 8−9 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога

Заповедует тем, кому пишет, остерегаться людей, отвергающих оба пришествия Господня. Представляет и причину, именно то, чтобы, приставши к ним, вам не потерять того, что вы сделали, но получить полную награду. Иной из такого рода людей, быть может, скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать вместе с благочестивыми? Ужели не могу получить награды за свои дела? Апостол вперед уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отвергает пришествие Христа во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полного воздаяния за дела, какое предлежит истинно верующим, ни о причтении себя к совершенно благочестивым. Напротив, всякий, преступающий заповедь Его, то есть Христа, пришедшего во плоти, и не пребывающий в учении Его, не имеет Бога. Ибо если на Того, Кто пришел научить людей совершенному богопознанию, смотрит с пренебрежением, то как может быть еще благочестивым, когда презирает Самого Учителя? Нет, такой человек — безбожник; равно как тот, кто тверд в учении Христовом, есть Божий и боголюбезен, и имеет в себе всю полноту Божества, то есть Отца и Сына и Святого Духа. Ибо Христос учит об Отце, когда говорит: все, что имеет Отец, есть Мое (Ин 16,15); во многих местах учит о Себе Самом и об Отце, что один Отец, а другой — Сын; учит о Духе, когда говорит: Дух Святый, который от Отца исходит (Ин 15,26); еще яснее, когда говорит: крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28,19). Если ученик Господа сказал здесь только об Отце и Сыне, а о Духе Святом умолчал, то этим нисколько не соблазняйся. Ибо здесь и следовало сказать только об этом, то есть об Отце и Сыне.

пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына

Пребывает в учении Христовом, то есть в евангельском, тот, кто мыслит в соответствии с ним, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю. А кто удаляется от него, тот безбожник. Ибо как тот, кто живет в точности по сему учению, усвояет себя Богу, подобно Аврааму, который посему и услышал от Него: Я Бог твой (Быт 17,1); так тот, кто живет не по заповеди евангельской, живет без Бога, потому что сам удалил себя от Бога. Но тогда как сей, то есть отчуждавшийся божественного учения, живет без Бога, пребывающий в этом учении имеет и Отца и Сына. Об этом и Сын сказал: Мы придем к нему и обитель у него сотворим, то есть вместе с Отцом (Ин 14,23). Ибо чрез соблюдение заповедей он сделал себя храмом и жилищем Божиим, и Бог вселился в него. Слова иметь Бога употребляются в двояком смысле. Говорится, что и все твари имеют Бога, как апостол Павел выразился: мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян 17,28). Так говорится в отношении к бытию. Опять, когда кто служит Богу добродетелями, говорится, что он имеет Бога. В этом значении и называется Бог Богом Авраама, Исаака и вообще боголюбезных евреев. К сказанному теперь надобно приставить: кто имеет Сына, тот имеет и Отца. Ибо видевший Сына, как Сам Он сказал, видел и Отца. Он же сказал: Я в Отце, и Отец во Мне (Ин 14,9−10). Поэтому и отсюда познается единосущие Отца и Сына. А если кто скажет: в таком случае и тот, кто принимает учеников, имеет Отца и Сына, потому что сказано: принимающий вас принимает Меня, а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня (Мф 10,40); такой пусть знает, что он говорит худо и понимает неправильно. Ибо это сказано об учении. Кто добровольно принял апостолов и учение их, тот чрез них принял учителями и Отца и Сына. И иначе: пребывающий в учении имеет и Отца и Сына, а апостолы пребывали в учении, потому что и проповедовали его; посему принявший их, храмы Божии, чрез самое принятие их имеет пребывающего в них Сына и Отца.

Источник: Толкование на Второе послание святого апостола Иоанна.

Иларий Арелатский (~401−449)

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду

Иоанн предупреждает, чтобы мы не отклонились от веры в ересь, или в Ветхий Завет от Нового.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Экумений († X в.)

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду

А что если я не уверую в пришествие Христа во плоти, но при этом буду творить благодеяния? Не возможно ли, что за эти дела я буду поставлен в один ряд с благочестивыми и получу награду? Предвосхищая это возражение, апостол говорит: пусть никто не считает, что, отвергая пришествие Господа во плоти, он сможет получить полную награду за дела — ту же, которая полагается и верным, — или вообще будет считаться благочестивым. Всякий, преступающий заповедь Его, то есть Христа пришедшего, и не пребывающий в учении Его, не имеет Бога.

Источник: Комментарий на Второе Кафолическое послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду

Наблюдайте за собою: смотрите внимательно и заботливо за собою, будьте строги к себе в такое грозящее опасностями вам время, ввиду появившихся и еще имеющих появиться обольстителей (ср. Мк 13:9; Деян 20:28), наблюдайте за своим спасением, чтобы не лишиться его, если будете слушать внушений лжеучителей. Чтобы нам не потерять и проч.: нам, апостолам, Иоанну и прочим всем апостолам, трудившимся в устроении спасения всех верующих христиан. Подобным образом о сем выражается святой апостол Павел (1Фес 3:5; Гал 4:11). — Чтобы не потерять, или не лишиться, того, над чем мы трудились: чтобы и наше дело, наш труд в устроении вашего вечного спасения не пропал даром, не остался тщетным и плод вашего делания в принятии учения и устроения жизни не погиб. «Иной из такого рода людей, может быть, скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать наряду с благочестивыми? Неужели не могу получить награды за оные? Апостол вперед уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отвергает пришествие Христа во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полного воздаяния за дела, какое предлежит истинно верующим, ни о причтении себя к совершенно благочестивым… Ибо если на того, кто пришел научить людей совершенному богопознанию, смотрит с пренебрежением, то как может быть еще благочестивым, когда презирает Самого Учителя божественных предметов? Нет, такой человек — безбожник» (Феофилакт). — Но чтобы получить полную награду: чтобы как мы, так и вы приняли великую награду на небесах (Мф 5:12), именно чтобы и мы, апостолы, устроители вашей вечной жизни, по милости Божией приняли мзду за свой труд и дело (1Кор 3:5−15), и вы, верующие, если, несмотря на всяческие испытания и искушения, пребудете в вере и добродетели, — достигнете жизни вечной, которая есть конец вашей веры и добродетели (ср. Мф 10:42; 1Кор 9:25; Евр 4:10; 1Пет 1:9). Апостолы, устроители спасения людей, без всякого сомнения, получили и получат награду за устроения вечного спасения людей и за тех, которые и не устояли в вере и доброй жизни; но апостол говорит здесь о полной, или совершенной награде, а таковая возможна, по требованию любви апостольской, только при полной и совершенной радости трудящихся или потрудившихся (2Ин 1:12; 1Ин 1:4; Ин 15:11; Ин 16:24). По учению святого апостола Павла, устрояющие спасение людей и сами устрояемые люди, по образному выражению его, подлежат огню, как испытательному действию; у кого дело устоит, тот получит награду за таковое дело, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; сам он спасется, но как бы из огня, чем указывается на тяжелое нравственное состояние, в котором находится тот устроитель, чье дело сгорит (1Кор 3:12−15). Но когда и учащиеся пребывают в вере и благочестии, и учащие видят их преуспеяние, тогда награда и тем, и другим — полная, и совершенная, и великая.

Источник: Толковый Апостол.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.