Послание к Римлянам 1 глава » Римлянам 1:14 — толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 1:14

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Римлянам 1:14 / Рим 1:14

Послание к Римлянам 1 стих 14 — синодальный текст:
Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 14−17 Еллином же и варвавом, мудрым же и неразумным должен есмь:тако есть, еже по моему усердию и вам сущым в Риме благовестити. Не стыжуся бо благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему, Иудеови же прежде и Еллину. Правда бо Божия в нем является от веры в веру, якоже есть писано: праведный же от веры жив будет

Потом апостол, показывая римлянам, что он никакой милости им не делает, но исполняет повеление Господа, и научая их воздать благодарение Богу всяческих, говорит: Еллином же и варваром, мудрым же и неразумным должен есмь (ст. 14). Он писал об этом и в послании к Коринфянам А говорит он это, приписывая все Богу. Тако есть, еже по моему усердию и вам сущим в Риме благовестити (ст. 15).

О, благородная душа! Принявши на себя дело, исполненное столь многих опасностей, — морское путешествие, искушения, наветы, нападения (а намеревающемуся проповедывать в таком городе, где владычествовало нечестие, естественно было потерпеть бури искушений; действительно, апостол и жизнь окончил в этом городе, где был обезглавлен тогдашним властителем), — Павел, однако, ожидая перенести столь много бедствий, не сделался вследствие этого более нерешительным, но спешил, скорбел и был исполнен усердия. Потому и говорит: тако есть, еже по моему усердию и вам сущим в Риме благовестити. Не стыжуся бо благовествованием (ст. 16). Что ты говоришь, Павел? Тогда как надлежало бы сказать: хвалюсь, величаюсь, превозношусь, ты не говоришь этого, но нечто меньшее, именно, что ты не стыдишься, как мы обыкновенно отзываемся о чем-нибудь не очень важном. Итак, что значат эти слова? Почему апостол так выражается, хотя благовествованием дорожил больше, чем небом? Так, в послании к Галатам он говорил: мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал 6:14). Почему же здесь не говорит: хвалюсь, но сказал: не стыжуся? Римляне были слишком преданы мирским занятиям вследствие своего богатства, власти, побед и ради собственных царей, которых они считали равными богам, даже так и называли их, и поэтому угождали им храмами, жертвенниками и жертвами. Так как они были весьма надменны, а Павел должен был проповедывать Иисуса, называемого сыном плотника, воспитавшегося в Иудее, в доме незнатной женщины, не имевшего при Себе оруженосцев, не окруженного богатством, но умершаго вместе с злодеями, как преступник, и претерпевшего много и другого бесславнаго, то римлянам, которые еще не знали неизреченных и великих тайн, естественно было всего этого стыдиться. Потому апостол и говорит: не стыжуся, научая и их пока не стыдиться, так как знал, что как только они усовершенствуются в этом, скоро пойдут дальше и будут хвалиться.

Затем, так как они (языческие философы), будучи проникнуты внешнею мудростию, сильно этим гордятся и хвалятся своим витийством, то я, говорит о себе Павел, навсегда отказавшись от разсудочных доказательств, иду проповедывать крест и не стыжусь этого. Сила бо Божия есть во спасение (ст. 16). А так как эта сила Божия бывает и в наказание (ведь, когда Бог наказал египтян, то сказал: сия есть сила моя великая), и в погибель [как и сказано: убойтеся могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф Х, 28)], то апостол, вследствие этого, и говорит: иду к вам не с такою силою, несу не казни и мщение, но то, что служит ко спасению. Как же так? Разве евангелие не возвещало и о наказании — о геенне, о тьме внешней, о черве ядовитом? Ведь мы узнали об этом не из какого-либо другого источника, но из евангелия. Как же апостол говорит о нем: сила Божия во спасение? Но выслушай и следующее: всякому верующему, Иудею же прежде и Еллину (ст. 16). Не просто всем, но принимающим. Хотя бы ты был эллин и прошел всю порочность, хотя бы ты был скиф или варвар, даже настоящий зверь, хотя бы ты был исполнен всякаго неразумия, обременен тяжестью безчисленных грехов, но одновременно с тем, как принял слово крестное и крестился, ты загладил — все это. Почему же апостол говорит здесь: Иудееви же прежде и Еллину? Что означает это различие? Ведь он сам много раз говорил, что обрезание есть что ни необрезание: как же теперь разделяет, ставя иудея выше эллина? Что это значит? Конечно, не то, что первый больше получает благодати потому только, что он первый, так как тот же самый дар дается и иудею и язычнику; но слово прежде употреблено только для обозначения порядка. Иудей не имеет преимущества получить оправдание в большей степени, а только удостоен получить его прежде. Так и просвещаемые все приступают ко крещению, но не все в одно время, а один бывает первым, другой вторым; но, конечно, первый получает не больше второго, а второй не больше следующаго за ним, но всем подается одно и то же. Итак, словом прежде здесь выражается первенство в порядке речи, а не какое-либо преимущество в благодати. Далее апостол, сказав: во спасение, опять возвеличивает дар, показывая, что он не ограничивается настоящим, но простирается и в будущее. Это он выразил словами: правда бо Божия в нем является от веры в веру, якоже есть писано: праведный же от веры жив будет (ст. 17). Итак, сделавшийся праведным будет жив не в настоящей только жизни, но и в будущей. Но не это только здесь подразумевает апостол, а и другое вместе с этим, именно — блеск и славу таковой жизни (праведника). Так как возможно спастись и со стыдом для себя (как, например, спасаются многие из освобождаемых от наказания по царской милости), то, чтобы ты, услышав о спасении, не стал предполагать того же, апостол и прибавил — о правде, и правде не твоей, но Божией, намекая при этом на её обилие и доступность. Не трудами и потом ты заслуживаешь ее, а получаешь даром свыше, принося со своей стороны только одно — веру. Потом, так как казалось невероятным учение о том, что прелюбодей, сластолюбец, гробокопатель и чародей вдруг не только освобождаются от наказания, но становятся праведными и оправдываются правдою свыше, то апостол подтверждает эту мысль ветхим заветом. И прежде всего в кратком изречении он открывает беспредельное море событий для способнаго обнять его взором. Сказавши: от веры в веру, апостол обратил внимание слушателя на ветхозаветное домостроительство Божие, которое он с великою мудростию изображает в послании к Евреям, и показывает, что тогда таким же образом оправдывались и праведники и грешники, вследствие чего и упомянул как о Раави, так и об Аврааме. А здесь, только намекнув на то же самое (так как спешил перейти скорее к другому разсуждению), апостол опять подтверждает свою мысль пророками и выводит на средину Аввакума, который взывает и говорит, что желающему жить не иначе возможно быть живым, как чрез веру. Беседуя о будущей жизни, он говорит: праведник от веры жив будет (Авв 2:4).А раз то, что дарует Бог, превосходит всякое разумение, то, по всей видимости, вера нам действительно необходима.

Источник: Гомилии на Послание к Римлянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Еллином же и варваром, мудрым же и неразумным должен есмь

Округлив свое желание повидеть римлян указанием и его напряжения, и цели, и препятствий, теперь выставляет главное ему основание в сознании долга всем проповедать: должен есмь. Я приставник, говорит, мое дело раздавать всем в свое время житомерие (См.: Лк 12:42 славянский текст). Господу угодно было облечь меня в чин Апостольства и снабдить благодатями его с тем, чтобы я передавал то людям. В сем передавании — моя жизнь; в задержании — смерть. Я и стремлюсь всем передавать, потому что это мой неотложный долг. «Говорит сие Апостол, объясняя римлянам, что не милость какую оказывает им, но исполняет повеление Господа, научая воздавать благодарение Богу всяческих» (святой Златоуст).

Под: еллинами — разумеет он образованных; равно как и под: мудрыми. А под: варварами — разумеет необразованных, равно как и под: неразумными. Этим хочет он сказать, что должен есть всем без различия, и народам, и частным лицам Всякий может требовать от него учения, как долга; и он сознает, что обязан воздать ему сей долг. «Поставлен я учителем всех народов. Поэтому обязан всем воздать долг учения, не еллинам только, но и варварам Для сего благодать Духа даровала нам и разные языки, и надлежит уплачивать долг сей и высокодумающим о своей образованности, и непосвященным в словесные науки. Ибо мудрыми называет величающихся искусством в слове, а неразумными тех, которых такими именуют за необразованность так называемые у них мудрецы» (блаженный Феодорит).

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 14−15 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме

И это есть дело скромности. Я, говорит, не милость какую оказываю, но исполняю повеление Владыки, и вы должны благодарить Бога, ибо Он благодетельствует, а я должен. То же самое сказал и коринфянам: горе мне, если не благовествую (1Кор 9:16). Поэтому я готов и вам проповедовать, хотя бы перед глазами были опасности. Такова была ревность его о Христе!

Источник: Толкования на послание к Римлянам

Ориген (~185−~254)

Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам

Будто охваченный жаждой многих богатств, Павел от множества своих духовных владений желает собрать себе доход (см. Рим 1:13). Он собирает плоды от эллинов, собирает от варваров, собирает от мудрецов и даже от невежд. Одним, как совершенным, он возвещает мудрость; другим, невеждам, — только Иисуса Христа и Его Распятие; третьих учит, опираясь на закон и пророков; четвертых убеждает знамениями и добродетелями…

Теперь нужно понять, каким образом апостол сделался должником эллинов и варваров, мудрецов и невежд. Что он взял у них, чтобы стать их должником? Полагаю, он потому стал должником различных народов, что по благодати Святого Духа усвоил от них способность говорить языками, как он и сам свидетельствует о себе: Я более всех вас говорю языками (1Кор 14:18). Но поскольку человек обретает знание языков не для себя, а для тех людей, перед которыми надлежит проповедовать, то апостол стал должником всех тех, от кого принял знание языков. Должником же мудрецов он стал потому, что усвоил скрытую в таинстве мудрость, которую возвещает совершенным и мудрым. Но за что он сделался должником невежд? За то, что стяжал благодать терпения и великодушия, ибо требуется величайшее терпение, чтобы сдерживать порывы невежд.

Источник: Комментарии на Послание к Римлянам


Можно видеть и то, насколько в малое время возросла эта вера, как она достигала успеха, благодаря наказаниям и казням ее приверженцев, расхищению их имущества и всякого рода мучениям, которые они претерпевали. Самое же удивительное есть то, что не было учителей в достаточной степени пригодных или многочисленных, и однако это слово проповедуется по всей вселенной, так что христианское вероучение воспринимают греки и варвары, мудрецы и простецы.

Источник: О началах.

Амвросиаст (IV в.)

Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам

Павел называет себя должником всех тех, кого он упоминает и кому был послан проповедовать. И через это он всех относит к должникам: все должны уверовать в Бога Творца, от Которого всё и через Которого всё, ибо долг этот — и честь, и спасение верующего. Павел написал «Еллинам» вместо «язычникам», но это охватывает как тех, кого называют римлянами — либо по рождению, либо по ассимиляции, так и варваров, которые не являются римлянами, и к римлянам враждебны, и тоже язычники. Он говорит, что они мудры, так как обучены земным наукам и в мире сем зовутся мудрецами — будь то звездочеты, геометры, математики, грамматики, риторы или музыканты. Позже он демонстрирует, что от всего этого пользы нет и люди эти не мудры истинно, пока не поверят в Христа. Он называет их глупцами, потому что в своей простоте они об этом даже не ведают, и свидетельствует, что и послан проповедовать им всем. Об иудеях же он молчит, потому что он — учитель язычников (ср. Рим 11:13, Гал 2:7). Потому и называет себя должником, что для того принял учение, чтобы его передать и, передавая, освоить самому.

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.