Послание к Римлянам 1 глава » Римлянам 1:23 — толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 1:23

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Римлянам 1:23 / Рим 1:23

Послание к Римлянам 1 стих 23 — синодальный текст:
и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —

Иоанн Златоуст (~347−407)

И измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад

См. Толкование на Рим 1:18

Григорий Богослов (325/30−389/90)

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

Нелегко решить, кого следует больше презирать: поклоняющихся или предметы поклонения. Наверное, служителей — гораздо больше, потому что они, будучи разумной природы и приняв благодать Божию, поставили худшее впереди лучшего.

Источник: О богословии.

Феофан Затворник (1815−1894)

И измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад

Все доселе сказанное было только подготовление, или путь. — Чего наконец достигли? Идолопоклонства. Вместо живого Бога истинного стали богом почитать истуканы человеков и других тварей. — В этом собственно и состояло их объюродение. В иных отношениях они были не мало мудры, как показывают остатки от городов Ниневии, Фив и других; но в религиозном оказались совершенными юродами. И умудрение в первом отношении не только не закрывает и не ослабляет объюродения во втором, но, напротив, отяжеляет его безответною виновностию в извращении истины. Превозношению их своею мудростию меры не было, а тут против нее стоит дело крайне нелепое и ни с чем не сообразное, неразумное до последних пределов. «Это увеличивает их обвинение. Ибо, называя себя мудрыми, делами показали, что они неразумны» (блаженный Феодорит).

И измениша. От чего еще большей подлежат вине. Изменили, — следовательно, прежде имели другое. Если теперь, изменив, впали в ложь, то, значит, прежде обладали истиною. Славу Бога — беспредельные совершенства, которые разными путями явил им в Себе Бог, как прежде указано, особенно в творении и промышлении (см.: Экумений). Нетленнаго — или бессмертного, вечно живого, — или невещественного, невидимого, духовного. В подобие образа — в истукан, изображающий человека или другое что. Фраза взята из псалма (см.: Пс 105:20). Греки боготворили человеческие истуканы, а египтяне — истуканы птиц, четвероногих и гадов. Боготворили солнце, луну, звезды и другие предметы тварные; но Апостол берет то, что тогда делалось на глазах Изменили славу Бога — можно иначе сказать так: Бога всесовершенного, вечно живого Духа заменили истуканами, мертвыми и вещественными: эти грубые, мертвые, вещественные истуканы стали почитать богом, не представителями, или напоминателями о Боге, а Самым Богом.

Непонятно, как могли дойти до такого безумия, и притом после того, как имели прежде истинные понятия о Боге.

Святой Златоуст говорит: «Апостол доказывает здесь, что мудрость язычников сама в себе и вне всякого сравнения есть юродство, одно обнаружение самохвальства. А дабы ты знал, что язычники имели знание о Боге, но сами погубили оное, Павел сказал: измениша; ибо изменяющий, прежде нежели изменит, имеет у себя нечто другое. Язычники хотели найти нечто большее, не удержались в данных пределах, за то и ниспали; ибо любили вводить новые мнения. Далее, усиливая обвинение, Апостол осмеивает идолослужение в целом его составе. Если изменить только славу Божию само по себе чрезвычайно смешно, то изменить в такие вещи совершенно неизвинительно. Рассуди же, во что изменили язычники и чему воздали славу? О Боге надлежало представлять себе, что Он Бог, Господь всего; что Он сотворил несуществовавших, что Он промышляет и печется. В сем состоит слава Божия. К кому же приложили ее язычники? Не к человекам, но к подобию образа тленна человека. Даже на сем не остановились, но низошли до скотов и до образов скотских. И ты заметь мудрость Павла, как он выставил две крайности: Бога, Который выше всего, — и гадов, которые ниже всего, — или не гадов, а подобия гадов, дабы в полном свете показать безумие язычников. Познание, которое надлежало иметь о Существе, без сравнения все превосходящем, приложили они к предмету, без сравнения всего презреннейшему… Диавол всеми мерами старался низвесть людей до подобия гадов и самым несмысленнейшим тварям подчинить тех, которых Бог хотел возвести превыше небес».

И без участия этого мудрого на зло деятеля нельзя объяснить происхождение идолопоклонства. Подготовку, то, как люди, ниспадши от Бога в самость и чувственность, стали жить в богозабвении, так, как бы не было Бога, можно еще объяснить развитием прившедшей греховности, которую только раздувал и направлял отец греха; но, как начали боготворить бездушные вещи и истуканы, этого ничем не объяснишь, кроме как тем, что — наткнул на это диавол. Дело шло так: стали забывать о Боге, осуетились, омрачилось сердце, — затмились здравые понятия о Боге и о вещах Божиих, все внимание и заботы обращены на земное и житейское. Но того, что есть Бог и что должно чтить Его, выбить не могли из сознания. Мысль эта возвращалась, но внимания к ней не имелось. Она сама собою вместе с огрубением и овеществлением чувств и расположений огрублялась и овеществлялась. При таком настроении приди вопрос: что же есть Бог? Он поразит нечаянностию, но потребует решения. Пришел, и решили: вот боги твои! То солнце, то звезды, то животные, то человек. Как не возвратились к тому, что давало предание? Враг закрыл ту сторону и наткнул на это. Согласились принять ради того, что сим путем представляется удобнейший способ исполнять то, что требовалось сознанием обязательных отношений к Богу: стоит истукан, — воскури фимиам, — и прав, — все сделано. Для Бога же, о Коем свидетельствовало предание, этого не могло быть достаточно. У Оригена, в объяснение явления идолопоклонства, говорится, что язычники в суетности своих помышлений, ища образов для Бога, потеряли истинного Бога. И Экумений выражает нечто подобное, когда говорит, что язычники заблудились, потому что взыскали в очертании некоем представить необъятного и в образах телесных бестелесного.

Ход ниспадения от Бога один и тот же и ныне, как тогда. Разность в том, что тогда совсем без Бога остаться не могли, а ныне на это смело дерзают. Состояние тех из живущих ныне, которые долго живут в богозабвении, не имея Бога ни в мысли, ни в чувстве, такое же, как оно всегда было и будет. Без того, чтоб не приходила мысль о Боге и не требовала решения, обойтись нельзя. Наши смело решают: нет Бога. Они правы в том отношении, что нет Его в их мыслях и чувствах и что не умеют они видеть Его в дивных делах Его. Но кто может согласиться, что их решение соответствует действительности? Сказать: нет Бога — не большее ли есть безумие, чем сказать камню: ты мой Бог?!

Объяснил Апостол, как язычники дошли до того, что стали содержать истину Божию в неправде, ниспадши в идолопоклонство. Теперь приступает к изложению того, какими вместе с тем, или вследствие того, стали они в нравственном отношении, или как содержали они в неправде и нравственную истину.

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам

Августин (354−430)

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

Здесь Павел имеет в виду римлян, греков и египтян, хвалившихся своей мудростью.

Источник: О граде Божием.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

Изменяющий, прежде нежели изменить, имеет у себя нечто другое. Имели, значит, и они ведение, но погубили оное, и, пожелав иметь нечто другое вместо того, что имели, потеряли и то, что имели. Воздали же славу нетленного Бога не человеку, но образу тленного человека, и, что хуже этого, низошли до пресмыкающихся, даже до их образов. До такой степени обезумели они! Познание, какое надлежало иметь о Существе, без сравнения превосходящем все, они приложили к предмету, без сравнения презреннейшему всего. А славу Божию составляет то, чтобы познавать, что Бог все сотворил, обо всем промышляет, и прочее, приличное Ему. Кто же именно погрешил в сказанном? Мудрейшие, египтяне; ибо они почитали даже изображения пресмыкающихся.

Источник: Толкования на послание к Римлянам

Ориген (~185−~254)

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

Здесь апостол не только осуждает идолопоклонников, но и опровергает антропоморфитов, пребывающих внутри Церкви. Последние утверждают, что Бог имеет телесный облик человека, забыв о том, что, как сказано в книге Бытия, это человек сотворен по образу Бога (см. Быт 1:26−27). О каком человеке идет речь, разъясняет сам апостол, говоря: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который по образу Создавшего его (Кол 3:9−10). Слышишь ли, что «новым» апостол называет того человека, который создан по образу Божию. Этого нового человека он в других местах называет также «внутренним человеком», а тленного человека, образ которого здесь отвергает, — «внешним человеком»: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор 4:16; ср. Рим 7:22−23)… Тех же, кто называет сотворенным по образу Божию внешнего человека, то есть человека плотского и тленного, апостол причисляет к изменившим славу нетленного Бога в образ, подобный тленному человеку.

Источник: Комментарии на Послание к Римлянам


В бездушное и бесчувственное тело они низвели имя Того, Кто всем чувствующим разумным существам даровал не только ощущение, но и разумное ощущение, а некоторым — также совершенное и добродетельное чувствование, и мышление.

Источник: О молитве.

Амвросиаст (IV в.)

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку. Их сердце настолько ослепло, что величие невидимого Бога, Которого они знали из Его творений, не человекам уподобили, а, что хуже и является непрощаемым преступлением, изменили в образ человека: «богом» они называют образ тленного человека, то есть подобие человека. Живых людей они этим словом называть не решаются, так они образы мертвецов связывают со славой Божией! Какая тупость, какая глупость — называть себя мудрецами в свое же осуждение! Образ для них значит больше истины, а мертвые лучше живых. Отступая от живого Бога, они благоволят мертвецам, среди которых им место, как написано в Премудрости Соломона: Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мертвое (Прем 15:17).

И птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Приведя список этих существ, он указал на их тупость — сверх их глупости и суетности. Ведь они настолько принизили величие и славу Бога, что всему малому и низкому воздали равное с Богом почтение. Вавилоняне первыми назвали богом изображение некоего Вила, который, как считается, некогда был их царем. Они же почитали и змея — дракона, которого убил Даниил человек Божий (Дан 14:23−28), и имели его изображение. А египтяне поклонялись четвероногому, который был похож на быка, и называли его Аписом. Это зло позаимствовал Иеровоам, когда сделал тельцов в Самарии, чтобы иудеи приносили им жертвы (см. 3Цар 12:28−33). Подобно и птицы — у язычников были священные вороны… Все это делали те, кто считал себя мудрыми мира… но им не хватало мудрости в том, что видимо. Кому трудно в больших делах, тот не бывает мудр в малых.

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.