Послание к Римлянам 1 глава » Римлянам 1:28 — толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 1:28

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Римлянам 1:28 / Рим 1:28

Послание к Римлянам 1 стих 28 — синодальный текст:
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 28−32 И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым

Чтобы не показалось, что апостол, ведя длинную речь о мужеложстве, намекает на римлян, он перешел, наконец, к грехам другого рода и во всей речи своей касается других лиц. И как всегда, беседуя с верующими о грехах и желая доказать, что их должно избегать, апостол приводит в пример язычников, говоря: не в страсти похотней, якоже и языцы неведущии Бога, и далее: не скорбите, якоже и прочии не имущии упования (1 Сол. IV, 5, 13), так и здесь он указывает на грехи язычников и лишает последних всякаго оправдания, — говоря, что дерзновения их зависят не от неведения, но от склонности. Потому не сказал: так как не уразумели, но говорит: якоже не искусиша имени Бога в разуме, показывая, что грехи их происходили преимущественно от развращеннаго разсудка и любви к словопрениям, а не случайнаго восприятия, — были грехами не плоти, как утверждают некоторые еретики, но ума и порочнаго желания, и что источник всех зол заключается именно здесь. Так как ум их сделался превратным, то все, наконец, пришло в безпорядок и смятение, когда руководитель оказался поврежденным. Исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы (ст. 29). Заметь, как речь постепенно усиливается; апостол называет их исполненными, и притом всякия неправды. Назвавши вообще порок, он потом переходит к видам его и к подверженным этим грехам, которых он с выразительностью и называет исполненными зависти, убийства, потому что убийство происходит от зависти, как это и показано на примерах Авеля и Иосифа. Потом, сказав рвения, лести, злонравия, шепотники, клеветники, богомерзски, досадители (ст. 29, 30) и поставив в числе преступлений и те, которыя для многих кажутся безразличными, апостол опять усиливает обвинение, восходя к твердыне зол и присовокупляя: горды. Согрешить и много думать о себе — хуже самаго греха; потому апостол и коринфян обвиняет в том же самом, говоря: и вы разгордестеся (1Кор V, 2). Если тот, кто гордится добрым делом, обыкновенно этим все губит, то какого наказания достоин тот, кто делает это по поводу грехов? Такой человек, наконец, неспособен будет и раскаяться. Далее апостол говорит: обретатели злых, показывая, что они не довольствовались сделанным уже злом, но изобретали и другое, что опять было свойственно людям, поступавшим намеренно и по собственному расположению, а не по увлечению и подражанию. Сказавши о пороке в частности и доказав, что язычники опять возстали и против самой природы (родителем, говорит апостол, непокорны), он восходит, наконец, к корню столь великой порчи, называя их нелюбовными, непримиримыми (ст. 31). И Христос указывает эту же причину порочности, когда говорит: за умножение беззакония, изсякнет любы (Мф XXIV, 12). Об этом говорит здесь и Павел: непримирительны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны, — показывая, что они погубили самый дар природы. Мы имеем некоторое естественное расположение друга к другу, которое свойственно даже животным, как и сказано: всяко животно любит подобное себе, и всяк человек искренно своего (Иис Сирах. ХIII, 19). Но язычники сделались свирепее зверей. Таким образом Павел изобразил нам здесь болезнь, распространившуюся во вселенной от порочных учений, и ясно доказал, что та и другая немощь происходит от собственного нерадения больных. Наконец апостол, как сделал и относительно учения, показывает, что язычники и здесь (в жизни) лишены извинения, потому и говорит: нецыи же и оправдание Божие разумевше, яка таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволят творящим (ст. 32). Предположив два возражения, он предварительно разрешил здесь их оба. Может быть, ты скажешь, говорит он, что ты не знал, как должно тебе поступать. Хорошо; если и не знал, то виновен ты, оставивший Бога, дающаго тебе знание. Но теперь мы, на основании многаго, доказали, что ты знал и грешил добровольно. Но ты, скажешь, увлекался страстию? Зачем же содействуешь другим и хвалишь? Не точию сами творят, говорит апостол, но и соизволяют творящим.

Источник: Гомилии на Послание к Римлянам

Григорий Нисский (331/5−~394)

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

А о том, что нет никакого различия между сокрытыми внутри [души] пороками и пороками явными, открыто прославляющимися, говорит апостол, сочетая и сополагая их: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей… обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти. Видишь, как [апостол] злонравие, гордыню и остальные из скрытых [грехов] соединяет в одно целое с убийством, корыстолюбием и всеми подобными им [явными грехами]? И Сам Господь говорит: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк 16:15) и: всякий возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий себя возвысится (Лк 14:11). И Премудрость глаголет: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч 16:5). И много [подобных изречений,] обличающих сокрытые в душе страсти, можно найти в других [Священных] Писаниях.

Источник: О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Феофан Затворник (1815−1894)

И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная

Ниспали в чувственность крайнюю и огрубели; все высшие стремления духа и требования правды и любви заглохли; самость взяла верх над всем и никакого закона знать не хотела, кроме самоугодия в похотях, своих интересов и своей гордости. Отсюда распложение пороков, не как случайных деяний, а как постоянных порядков жизни. Но как источник и этого нравственного развращения тот же — забвение Бога и извращение истинных о Нем понятий, то Апостол и ставит сие впереди.

Якоже не искусиша имети Бога в разуме. Иметь Бога в разуме — значит: и памятовать о Нем, содержать Его в уме и в сознании, с соответственными тому религиозными чувствами и расположениями, и иметь о Нем здравые понятия, истинно о Нем умствовать, истинное содержать исповедание веры. Έν έπιγνώσει — может означать то и другое. Язычники сначала, по причине осуечения, стали забывать Бога, а забывая, омрачаться и в понятиях о Нем. Омрачавшиеся понятия рождали еще большее богозабвение, а большее богозабвение вело еще к более неправым о Нем понятиям.

Не искусиша, ούκ έδοκίμασαν, — не искусились, не сумели, даже более, — не делали опытов, не старались, не поставляли сего целию своей жизни, — того, то есть, чтоб помнить о Боге и заботиться об угождении Ему и чтоб истинное хранить о Нем ведение.

Сего ради предаде их Бог. — Опять: предаде. Сначала предал их похотям сердец (см.: 1, 24), потом в страсти бесчестия (см.: 1, 26), а здесь: в неискусен ум, творити неподобная. Какая постепенность ниспадения! Она шла естественным порядком, но как и этот порядок низвращения коренится в законах естества, кои от Бога; то Апостол прямо относит его к Богу, как к непосредственно действующей причине, или карающему правосудию Его. Блаженный Феофилакт пишет: «вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предаде, — а причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. Оскорбление, говорит, причиненное Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поелику не познали, — но говорит: якоже не искусиша, — то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики (не тела, не вещественного организма, как думали манихеи), но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум; ибо отвращение Бога и оставление Им называется в Писании преданием. Бог предал их. Почему? Потому что они не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его». «Ибо если бы восхотели знать Его (продолжим словами Феодорита), то последовали бы Божественным законам Но поелику отреклись Творца, то совершенно лишились Его промышления; а потому небоязненно отважились на пороки разного рода».

Предаде в неискусен ум творити неподобная. Неискусный ум, не умеющий действовать достодолжно и, вследствие сего, так как он не действовать не может, — действующий недостодолжно или творящий неподобная. По природе ум ведает, что добро и что зло, что право и что неправо, и умеет действовать соответственно тому. Но жизнь чувственная низвратила его, и он стал называть доброе лукавым и лукавое добрым. У язычников и в законодательство вошло много вопиющих неправд Так онеискусился ум! Не искусиша — и: неискусен — не игра слов, а современное соответствие следствия причине, или греху — наказания, νους, — владычественная сила, то же, что дух — отражатель богоподобия, вдунутый в лицо человека. В нем укоренены чувства Божества и правды Его, или страх Божий и совесть. Страх Божий держится истинным боговедением и памятию о Боге и оживляет совесть — ведение воли Божией — и сообщает ей энергию. Когда память о Боге выходит из ума — и боговедение омрачается ложью, страх Божий слабеет, а от ослабления страха Божия слабеет и совесть. Вследствие сего чувственность возвышает голос и увлекает вслед себя. Совесть восстает сначала, но ее не слушают, а заставить себя слушать она не имеет силы, по причине отсутствия страха Божия, в коем ее жизнь. Она потом и смолкает. Вместо нее начинает писать законы чувственность, руководимая самостию. И пошли всякого рода неподобия. Склоняется на это наконец и ум владычественный и только придумывает ложные начала в оправдание неправостей жизни. В древности пленных царей употребляли вместо подножки, когда садились на лошадь. Это очень хорошо изображает показанное состояние ума. Святой Златоуст говорит: «поелику ум их стал превратен, то у неисправного ездока все пришло в беспорядок и смятение».

Выразив эту общую мысль о том, как развилась неподобная жизнь, Апостол за тем показывает, в каких действиях она выражалась, перечисляет самые пороки, заправлявшие порядками жизни. Подобное сему перечисление делает святой Павел в Послании к Галатам (см.: Гал 5:19 — 21) и в Послании Втором к святому Тимофею (см.: 2Тим 3:2 — 5), — в том и другом производя их от преобладания чувственности. — В перечислении не видится порядка: можно думать, что Апостол выставляет преимущественно то, что римляне видели своими глазами среди своих сограждан и в чем иные из них до обращения, может быть, сами были виноваты.

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам

Геннадий Константинопольский (~400−471)

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

Павел не говорит, что Бог обратил их к этим мерзостным дерзновениям, так как Бог не является причиной чего-либо такого для людей — ни в коем случае! Поэтому апостол говорит, что Он отступился от отступивших и оставил тех, кто оставил Его, так что причиной этой извращенной жизни являлось их неверное знание о Боге.

Источник: Фрагменты.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

Писал ты: по какой причине предаде их Бог в неискусен ум. Посему скажу: если прочтешь следующее за сим, то узнаешь и избавишься от всякого недоумения, ибо сказано: исполненных всякия неправды (29). Апостол, назвав сим родовым именем всякий порок, в последующих словах перечисляет виды пороков. Посему, если Он предал уже исполненных неправды, и не с тем, чтобы исполнились, то сделал ли что-либо неуместное? Но если почитаешь это неясным, хотя оно и ясно, то попытаюсь истолковать яснее.

Не сказал Апостол: «поскольку преданы, то исполнились», или еще: «преданы, чтобы исполнились», но говорит: предаде исполненных, то есть оставил, лишив Своей помощи, как военачальник воинов, не повинующихся его приказаниям, но по собственной своей воле уступивших над собою победу, оставляет, лишая их Своей мудрости. Поскольку они сами себя исполнили всякого порока, то Бог по справедливости предал их оставлению, не насильно приведя в неискусен ум, но попустив предаться оному.

Источник: Письма. Книга II.

Нил Синайский

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

Совершенье того, что не возбраняет Бог, Богодухновенное Писание обычно приписывает Самому Богу; потому что Бог попускает совершаться этому чрез кого-нибудь и сим попущеньем как бы почти Сам делает это. Он мог бы делающих худое остановить и против их воли, но не останавливает насильно, чтобы не стеснялась человеческая свобода. Посему по собственному хотенью и по собственному изволенью человек или увенчивается, или наказывается. И сказанное: «предаде» Бог нечестивых и лукавых людей «в неискусен ум творити неподобная» (Рим 1:28), значит: попустил, не остановил Своею силою.

Источник: Письма на разные темы. Постельничему Фаустину.

Августин (354−430)

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

Всякий, кто следует за пагубной сластью бесчестия и пытается устранить тех, кто ему в этом препятствует, движется к злодеянию.

Источник: Некоторые темы из Послания к Римлянам

Феодорит Кирский (386/93−~457)

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

Если бы язычники захотели узнать Бога, то последовали бы божественным законам Но поскольку они отреклись от Творца, то были совершенно лишены Его попечения.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

Вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предал. Причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их страсти. Оскорбление, говорит, причиненное ими Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поскольку не познали, но говорит: и как они не заботились, то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики, но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум. Чтобы лучше истолковать выражение предал их Бог, некоторые из отцов воспользовались прекрасным примером. Они рассуждают: когда кто-нибудь, не желая видеть солнце, закрывает глаза и потом падает в яму, мы говорим, что не солнце, которого он не видит, ввергло его в яму, что человек упал в яму не от того, будто солнце ввергло его туда в сердцах, но от того, что оно не осветило его глаз. А почему оно не осветило его глаз? Потому что он закрыл глаза. Так и Бог предал их постыдным страстям. Почему? Потому что люди не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его.

Источник: Толкования на послание к Римлянам

Ориген (~185−~254)

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

В третий раз мы видим, что апостол говорит: предал их Бог (см. Рим 1:24, 26, 28). Он называет первую причину того, что Он их предал: Они, познав Бога, не прославили Его (Рим 1:21)… Вторую причину он называет, когда говорит: Они заменили истину Божию ложью (Рим 1:25)… Во второй раз, однако, Бог предал их за более мерзкие преступления, так как женщины их заменили естественное употребление… Третью причину того, что Бог предал их [превратному уму], апостол приводит, говоря: И как они не заботились иметь Бога в разуме (Рим 1:28), а также перечисляя вслед за этим прочие преступления.

Источник: Комментарии на Послание к Римлянам


Если Бог и предает постыдным страстям и превратному уму — делать непотребства (Рим 1:26, 28), то разве преданные страстям не остались бы пребывать «в похотях своих сердец» (Рим 1:24), даже если бы Бог не оставил их? И разве они не подпали бы постыдным страстям, даже если бы не были преданы им Богом! И неужели они не впали бы в превратный ум независимо от того, что Бог предал ему осужденных подобным образом?

Источник: О молитве.

Амвросиаст (IV в.)

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства

За идолопоклонство язычники были преданы творению непотребства по отношению друг ко другу, как уже было сказано. Они считали, что останутся безнаказанными, поскольку рассуждали, будто Бог этим не интересуется, а потому и возможно Им пренебречь. К этому добавлено, что они все более и более притуплялись, делаясь готовыми совершать любое зло. Они полагали, что Бог не творит отмщения, если даже поступки таковы, что ни один человек не усомнится в их недопустимости. Далее Павел перечисляет все виды зла, которым они преданы, — чтобы, в случае возвращения к нормальному рассудку, они смогли бы понять, что это зло выпало им по Божиему гневу.

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 28−32 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Второе проявление гнева Божия. За то, что язычники не восхотели познание о Боге сделать руководящим началам в своей жизни, Бог отдал их во власть полного потемнения нравственного сознания. — Превратному уму. Ум превратный (adokimoV) — не в состоянии узнать, в чем зло и в чем добро. — Непотребства (ta mh kaqhkonta) = то, что считалось ранее безнравственным и у самих язычников и что они потом, с утратою правильно функционирующего ума, стали считать хорошим и потому безбоязненно совершать. — Так что они исполнены… Здесь Апостол дает более обстоятельное описание «непотребств» язычников. Перечень пороков у Ап. Павла дается еще в следующих местах; Рим 13:13; 1Кор 5:10−11; 6:9−10; 2Кор 12:20−21; Гал 5:19−21; Еф 4:31; 5:3−4; Кол 3:5. 8; 1Тим 1:9−10; 2Тим 3:2−5. Как там, так и здесь Апостол не держится строго логического распорядка: встречаются рядом понятия более широкие и более тесные, связываются родственные пороки и подобоименные (напр., fqonoV и fonoV). От перечня грехов, встречающегося в Ветхом Завете (напр., Исх XX-XXIII гл. ; Лев XIX гл. ; Втор ХXVII гл.) перечень Ап. Павла отличается тем, что в Ветхом Завете выступают, прежде всего, на вид отдельные действия и особо грубые грехи, а у Павла находятся на первом плане греховные настроения, как источник отдельных грехов. — Они знают праведный суд Божий (ст. 32-й), т. е. чего требует Бог, как Законодатель и Судия. Это — естественный закон нравственного сознания (2:15), который устанавливает такое положение, что делающие такие дела достойны смерти, т. е. вечной смерти. Нужно заметить, что и язычники имели понятие о вечных адских мучениях, ожидающих упорных грешников по смерти. — Делающих одобряют. В этих словах заключается указание на полное потемнение нравственного чувства в язычниках, бывшее результатом гневного попущения Божия. Общественное мнение в языческом мире стало одобрять порочных людей, как поступающих правильно. Известно, что и Калигула, и Нерон встречали себе поощрение в римском обществе. Конечно, это не исключало возможности иного отношения к порокам и порочным людям (см. 2, 14, 26 и сл.), но такое отношение было уже действительно исключением из общего правила в языческом обществе. Можно сказать даже, что язычники, умевшие понять и оценить, как должно, все зло порочности, шли в этом случае против общего течения…

См. также Толкование на Рим 1:18

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.