Послание к Римлянам 2 глава » Римлянам 2:25 — толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 2:25

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Римлянам 2:25 / Рим 2:25

Послание к Римлянам 2 стих 25 — синодальный текст:
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

Феофан Затворник (1815−1894)

Обрезание бо пользует, аще закон твориши: аще же закона преступник ecи, обрезание твое необрезание бысть

После того, как сказал Апостол об иудеях, что и они знали, но не делали, следовало бы ему и к ним приложить приговор: следовательно, и вы безответны. Но как это уже само собою следовало из сказанного выше, а между тем иудей мог выгораживать себя из-под сего приговора, приводя на мысль; у нас обрезание и прочее с ним соединенное — печать Божия избрания, — быть не может, чтобы Бог поставил нас на одну линию с язычниками: Апостол и разоряет теперь эти предубеждения иудеев в свою пользу. Обрезание, говорит он как бы, конечно, имеет цену, но не безусловно. Оно пользует, если исполняешь закон; если же нарушаешь его, то почитай, что обрезания будто не было. Ты уничтожил значение его преступлением закона и стал как необрезанный.

Какой закон тут разумеется у святого Апостола? Как здесь у Апостола выставляются две стороны, из коих одна — обрезание и, надо полагать, все с ним соединенное — субботы, праздники, жертвы, омовения, все внешнее религиозное устройство, весь внешний чин благочестивого иудея, — а другая — исполнение закона; то надо признать, что под законом здесь разумеется внутренний нравственно-религиозный строй благочестивого иудея, соответствующий тому внешнему, — страх Божий и под ним все чувства, расположения и дела, требуемые правдою и любовию. Для иудея и весь внешний чин был законом, но не главным. Религиозное устройство у иудеев было таково, чтобы вести от внешнего к внутреннему. Было ценно внешнее; но если под ним не вырабатывалось внутреннее, то оно теряло цену. Так и обрезание было ценно; но если обрезанный не видел в сем обязательства — обрезывать и свое сердце — и не обрезывал его, то обрезание теряло цену свою.

Блаженный Феофилакт пишет: «два разумеет (Апостол) обрезания и два необрезания: одно наружное, а другое внутреннее. Именно: обрезание наружное есть обрезание плотское, когда обрезывается кто по плоти, а обрезание духовное состоит в отвержении плотских страстей. И необрезание плотское бывает тогда, когда кто остается необрезанным по плоти; а необрезание духовное бывает тогда, когда кто, имея языческую душу, нисколько не отсекает страстей. Мысль Павла такая: если ты обрезан по плоти, но не выполняешь узаконенного, то ты еще необрезанный, — необрезанный по духу; равным образом, кто не обрезан по плоти, но выполняет узаконенное, тот обрезанный по духу, потому что у него отъяты плотские страсти».

То же пишет и блаженный Феодорит: «Апостол доказывает здесь, что обрезание (плотское) излишне, когда нет обрезания душевного, потому что ради последнего дано и первое. Если же нет последнего, бесполезно первое; потому что имеет значение печати. Где лежит у нас золото, или серебро, или драгоценные камни, или дорогие одежды, там обыкновенно прикладываем печати. Но когда внутри ничего не положено, тогда излишне приложение печатей».

Слышать укор в необрезании сердечном для иудея не было новостию. Он нередко слышал его прежде от Пророков. Так, пророк Иеремия говорит: ecи языцы необрезани плотию, дом же Израилев необрезани суть сердцы своими — и потом присовокупляет: обрежите жестосердие ваше (ср.: Иер 9:26; 4, 4). Апостол, очевидно, подражает слову пророческому (см.: блаженный Феодорит). Заметь искусство святого Павла. Он не стал нападать вдруг на обрезание; но поставил значение его под условие и, указав, что иудей не исполняет сего условия, тем самым расположил сего последнего сознаться, что обрезание его ни к чему. «Итак, видишь, как Апостол, допуская обрезание на словах, уничтожает его на деле. Не сказал, что оно излишне, бесполезно, ни к чему не служит, но что говорит? Обрезание пользует — согласен, не спорю, что обрезание есть дело хорошее; но когда? Когда соблюдаешь закон. Аще же закона преступник ecи, обрезание твое необрезание бысть. — И здесь не сказал, что оно бесполезно, дабы не подумали, что уничижает обрезание. Напротив, сперва доказал, что иудей не имеет обрезания духовного, а потом уже его плотское поражает. Теперь укоризна падает не на обрезание, а на того, кто утратил оное по нерадению. Как с чиновника, уличенного в важных преступлениях, судьи сперва снимают отличия чинов, а потом уже наказывают его, так Павел поступает с иудеем. Сказав: аще же закона преступник ecи, — присовокупил: обрезание твое необрезание бысть. А доказав, что он необрезанный, небоязненно изрекает уже над ним приговор» (святой Златоуст).

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам

Августин (354−430)

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием

Это апостол сказал не для того, чтобы язычники остались необрезанными, а иудеи отказались от обычая своих отцов. Он сказал так, чтобы ни те, ни другие не перенимали чужого обычая, но чтобы каждый имел возможность, а не необходимость, держаться своего обычая.

Источник: О лжи.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием

Так как обрезание было в большом уважении у иудеев, то не сказал о нем тотчас в начале, что обрезание излишне и бесполезно, но на словах допускает, а на деле отвергает его, и говорит: я согласен, что обрезание полезно, но тогда, когда исполняешь закон. Не сказал, что оно бесполезно, дабы не подумали, что уничтожает обрезание; но доказывает, что иудей не имеет обрезания, говоря: обрезание твое стало необрезанием. Итак, доказывает, что иудей не обрезан по сердцу. Два разумеет обрезания и два необрезания: одно наружное, а другое внутреннее. Именно: обрезание наружное есть обрезание плотское, когда обрезывается кто по плоти, обрезание духовное состоит в отвержении плотских страстей. И необрезание плотское бывает тогда, когда кто остается необрезанным по плоти, а необрезание духовное бывает тогда, когда кто, имея языческую душу, нисколько не отсекает страстей. Мысль Павла такая: если ты обрезан по плоти, но не выполняешь узаконенного, то ты еще необрезанный, необрезанный по духу; равным образом, кто необрезан по плоти, но выполняет узаконенное, тот обрезанный до духу, потому что у него отъяты плотские страсти. Это объясняет и далее. Послушай.

Источник: Толкования на послание к Римлянам

Ориген (~185−~254)

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием

Каково обрезание, которое, по словам апостола, полезно, и какой закон идет на пользу — это, видимо, надо рассмотреть более тщательно, ибо если поймем это, то и сами сможем подвергнуться обрезанию… Если апостол, говоря о пользе обрезания, не имел в виду ничего другого, кроме очищения души и уклонения от пороков (ср. Рим 2:29), то зачем он тогда добавляет, что такое обрезание полезно, если соблюдаешь закон? Ведь само обрезание совершается не иначе, как во исполнение закона. Однако следует понять: обрезание означает, что мы не просто отвращаемся от пороков и перестаем делать зло, но также, что творим добро и дела совершенства: это и будет являться исполнением закона. Ибо не в том совершенство, чтобы уклоняться от зла, но в том, чтобы делать добро. Более очевидно об этом учит псалом: Уклоняйся от зла однако не останавливается на этом, а добавляет: И делай добро (Пс 36:27)… Итак, человека можно назвать совершенным не тогда, когда он не делает ничего злого, но когда он совершает нечто доброе. Потому и само обрезание, которое делалось на плоти… совершалось над младенцами на восьмой день (см. Лев 12:3), когда они еще не могли успеть сделать ничего подобного…

Итак, — говорит Павел, — если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезание. Так и тебе, если ты не совершаешь дел веры и праведности, стремление удерживаться от зла вменится в неверие. Ведь невозможно, чтобы телесное обрезание вновь обратилось в необрезание, так как обрезанная плоть никоим образом не может вновь стать необрезанной. Значит, достойнее и очевиднее следует истолковать слова Павла в том смысле, что воздержание от злых дел, обозначаемое обрезанием, вменяется в нечестие, если не сопровождается делами веры. Но и в Церкви, если кто-нибудь, получив обрезание крещения, становится после того преступником закона Христа, обрезание крещения вменяется ему в необрезание неверия: ведь, как сказано, вера без дел мертва (Иак 2:26), и участь дурного управителя — та же, что у неверующих… Однако смотри, нельзя ли это место понять и таким образом, что даже после пришествия Христа телесное обрезание, которое совершалось во исполнение закона, приносило исполняющим закон некоторую пользу? Пользу в том смысле, в каком оно сохранялось верующими в начальные времена нашей веры и в каком, по свидетельству Деяний Апостолов, Петр воздерживался от запрещенной законом пищи, а Павел соблюдал правила чистоты (см. Гал 2:11−12; Деян 21:18−26)…

Следует ли допустить здесь и этот смысл, рассуди ты, читающий. Ибо и сам апостол извлекал пользу из того, что с иудеями был как иудей, и с теми, кто не знает закона, как незнающий закона; и так со всеми, чтобы все получили пользу (см. 1Кор 9:19−23). Но это не означает, что он оправдывает иудеев в том, в чем не оправдывает уверовавших из язычников, как пишет о том в Послании к Галатам: Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал 5:2). Итак, обрезание ни в чем не принесет пользы тем, кто надеется быть оправданным благодаря ему; однако оно приносило пользу тем, которые думали, что не смогут прийти ко Христу, если им запретят обрезывать сыновей. Ибо вначале многие сохраняли обрезание как признак принадлежности к своему народу, по избытку любви, и если им запрещали обрезание, то это препятствовало им уверовать, так как они не могли обходиться без обрезания. Итак, апостол, видимо, имел в виду этих людей, когда говорил, что не следует закрывать перед ними врата веры.

Источник: Комментарии на Послание к Римлянам

Амвросиаст (IV в.)

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием

Противник может сказать: если обрезание полезно, почему оно прекращается? Однако оно полезно только тогда, когда соблюдаешь закон. Пусть будет обрезание, но, чтобы от него была польза, следует соблюдать закон. Почему же Павел запретил обрезание, хотя показал, что оно полезно при соблюдении закона?.. То, что он говорит, означает, что иудей, не соблюдающий закон, превратился в язычника… Это он говорит, чтобы научить, что из рода Авраама хорошо быть тогда, когда соблюдается закон, то есть если ты веришь во Христа, Который обещан был Аврааму. В этом случае те, кто оправдан верой (ср. Рим 3:28; Гал 2:16, 3:24), имеют как свои заслуги, так и честь праотцев; и всякое спасение в законе — через Христа. Тот служит закону, кто верит во Христа. Если же не верит, то преступает закон, не принимая Христа, через оправдание Которым говорил закон, который сам оправдания дать не мог. Так что нет никакого преимущества в том, чтобы называться сыном Авраама.

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием

Так как иудеи могли возразить еще Апостолу, что от суда Божия они гарантированы принятым ими обрезанием, которое, по общему убеждению иудеев, было как бы патентом на вход в царство Мессии, то Апостол считает нужным особенно остановиться на этом пункте. Обрезание, — говорит он, — действительно, полезно, — оно делает человека участником всех обетований, данных Богом избранному народу, но вместе с тем принятие обрезания есть принятие на себя человеком обязанности исполнять закон Божий, угождать Богу (ср. Быт 17:1 и сл. : Лев 18:5; Втор 27:26; Гал 5:3). — Закон. Под законом у Апостола разумеются все предписания Моисеева закона, касающиеся как обрядовой, так и нравственной жизни народа иудейского. Обрезание же было только одним из этих многочисленных предписаний. — Стало необрезанием, т. е., не исполняя закона, ты так же становишься безответным пред судом Божиим, как и грешный язычник — необрезанный.

См. также Толкование на Рим 2:17

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.