Послание к Римлянам 7 глава » Римлянам 7:24 — толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 7:24

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Римлянам 7:24 / Рим 7:24

Послание к Римлянам 7 стих 24 — синодальный текст:
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 24−25 Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея; Благодарю Бога моего Иисус Христом Господем нашим. Темже убо сам аз умом моим работаю закону Божию, плотию же закону греховному

Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея (ст. 24)? Заметил ли ты, какова власть зла, как оно побеждает и ум, находящий удовольствие в законе? Никто не может сказать, говорит (апостол), что грех делает меня своим пленником, потому что я ненавижу закон и отвращаюсь от него, напротив, я нахожу в нем удовольствие, хвалю его, прибегаю к нему, но он не получил силы спасти даже и прибегающего к нему, а Христос спас и убегающего от Него. Заметил ты, как велико превосходство благодати? Но апостол не раскрыл этого, а только, восстенав и горько заплакав, подобно человеку, лишенному помощников, самым затруднительным своим положением доказывает силу Христову и говорит: окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? Закон оказался бессильным, совесть недостаточной, хотя я хвалил доброе, даже не только хвалил, но и боролся со злом, ведь (апостол), назвав грех противовоюющим, показал, что и сам вооружался против греха. Итак, откуда же будет надежда на спасение? Благодарю Бога моего Иисус Христом, Господем нашим (ст. 25). Видишь, как (апостол) показал необходимость явления благодати, а также и то, что она есть общий дар Отца и Сына? Хотя он и благодарит Отца, но причина этого благодарения есть Сын. А когда ты слышишь, что он говорит: кто мя избавит от тела смерти сея? — не думай, что он обвиняет плоть. Он не назвал ее телом греха, но телом смерти, то есть смертным телом, плененным смертью, а не породившим смерть; это служит доказательством не порочности тела, но поврежденности, которой оно подверглось. Как тот, кто пленен варварами, считается принадлежащим к числу варваров не потому, что он варвар, а потому, что находится во власти варваров, так и тело называется телом смерти, потому что оно находится во власти смерти, а не потому, что произвело смерть. Потому и (апостол) желает избавиться не от тела, но от тела смертного, намекая на то, о чем я неоднократно говорил, что тело, сделавшись доступным страсти, от этого самого стало легко подвержено греху.

Но если такова была власть греха до благодати, то за что, спросишь, грешники наказывались? За то, что им даны были такие повеления, которые можно было исполнять и во время господства греха. Закон не требовал от них высокого совершенства в жизни, но позволял пользоваться своим имуществом, не запрещал иметь многих жен, предаваться гневу с правдою и пользоваться умеренным наслаждением; им столько было сделано снисхождения, что закон писанный требовал меньше того, сколько повелевал закон естественный. Хотя естественный закон всегда предписывал одному мужчине вступать в брак с одной женщиной, что ясно засвидетельствовал Христос, сказав: яко Сотворивый искони мужеский пол и женский сотворил я есть (Mф. XIX, 4), но закон Моисея, как не запрещал, разводясь с одною, вступать в брак с другою, так не препятствовал иметь вместе двух жен. Кроме того, можно видеть, что жившие прежде этого закона, руководимые одним естественным законом, исполняли и другое больше тех, которые жили под законом. Итак, жившие в ветхом завете не потерпели никакого убытка, когда у них было введено столь умеренное законодательство. Если же и при этом они не могли остаться победителями, то виною служит их собственное нерадение. Потому Павел и благодарит за то, что Христос не подверг нас никакому испытанию и не только не потребовал отчета в наших делах, но сделал нас способными к большому поприщу. Поэтому говорит он: благодарю Бога моего Иисус Христом, и не говоря уже о спасении, как о таком деле, которое, по доказанному выше, всеми признано, переходит к другому, очень важному, и раскрывает, что мы не только освободились от прежних грехов, но и на будущее время сделались непобедимыми для греха.

Источник: Гомилии на Послание к Римлянам

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Мы имеем Врача, так последуем его исцелению! Наше исцеление — благодать Христова, а тело смерти — наше тело. Так пусть мы покинем тело, дабы не покинуть Христа. Даже если мы в теле, не станем следовать тому, что телесно. Не станем пренебрегать правами нашей природы, но давайте предпочитать дары благодати.

Источник: О кончине брата Сатира.

Григорий Палама (~1296−1357)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Если апостол и называет тело смертью, — «кто, — говорит он, — избавит меня от сего тела смерти?» — то он понимает тело как приземленное и телесное помышление, совершающееся только в телесных образах, почему, сравнивая с духовным и божественным, он и называет его по справедливости «телом», причем не просто «телом», но «смертью тела». Немного выше он еще яснее показывает, что осуждается не плоть, а привходящее от преступления греховное желание: «Я, — говорит он, — продан греху», но ведь проданный не по естеству раб; и еще: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе». Видишь? Он называет злом не плоть, а живущее в ней. То, что не ум [дух], а «сущий в наших членах… и противоборствующий закону ума… закон» живет в нашем теле (Рим 7:14−24), это вот зло.

Источник: Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада I, 2.

Феофан Затворник (1815−1894)

Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея

Изображенное Апостолом состояние падшего вызывает жалость. Горько такое положение: бедный я человек! Но как у всякого, как бы он ни бедствовал, живо сродное естеству нашему желание благобытия; то вместе с чувством бедственности положения рождается и желание избавления от него. Но кто избавит? У самого сил нет: это дознано опытами всей жизни. Кто же избавит? Воззвание сие дышит надеждою избавления. Если бы не было такой надежды, то предлежало бы не взывать об избавлении, высматривая избавителя, но порешать с жизнию: что и жить, когда так? Телом смерти названо тело не потому только, что оно смертно, но потому особенно, что вместе со смертностию приняло в себя полчище страстей, как сказал святой Златоуст выше, — которые, вводя в грех, причиняют нравственную смерть (см.: 7, 11). Тело есть тело смерти, потому что стало седалищем греха, убивающего душу. Экумений перелагает жалобу сию так: «кто избавит меня от плотских дел, душевную мне причиняющих смерть? Или кто избавит меня от пленения похотьми, живущими в теле, кои суть смерть мне?»

Если Апостол всю предыдущую речь вел от лица человечества, то можно спросить: восчувствовало ли человечество бедность своего положения? Восчувствовав, питало ли надежду избавления? Допуская же надежду избавления, взыскало ли его? И если взыскало, где и от кого? Ответ на это дает обнаруженное к пришествию Христа Спасителя чаяние языков, провозвестителями которого были более внимательные к себе и более возвышенные мудрецы. Они выражали подобные Апостольскому воздыхания о бедственности нравственного состояния человека и исповедали, что действенная помощь избавления может прийти только с неба, — если Сам Бог придет и избавит.

Что чаяли неопределенно все, то исполнилось определенно, — и Апостол от лица всех воссылает благодарение Богу, устроившему уже избавление в Господе Иисусе Христе.

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам

Геннадий Константинопольский (~400−471)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Павел не сказал: «плохой человек» или «дурной», но — «несчастный», показывая, что он умом взирает на добро, но увлекается ко злу плотскими страстями. Поэтому он справедливо назвал жалкого человека скорее «несчастным».

Источник: Фрагменты.

Ефрем Сирин (~306−373)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Горемычный я человек: кто же избавит меня от тела этого, то есть от этих плотяных дел тела?

Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам

Нил Синайский

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

«Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея» (Рим 7:24)? Божественный Апостол не утверждает, что тело есть смерть, но называет смертью закон греховный, живущий в телесных членах и вследствие Адамова преступления кроющийся в нас и увлекающий душу к неправедной смерти.

Источник: Письма на разные темы. Чтецу Элиану.

Августин (354−430)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Здесь Павел начинает описывать человека, обновленного благодатью, что соответствует третьей ступени из четырех (природа, закон, благодать, слава, см. Рим 3:20#blazh_avgustin), различенных выше.

Источник: Некоторые темы из Послания к Римлянам

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Телом смерти человек зовется потому, что подвержен порокам, болезненным склонностям и страстям, пока не восстанет со Христом в славе и — прежняя хрупкая глина — не будет обожжен жаром Святого Духа в прочнейший сосуд, изменив не природу, но славу.

Источник: Апология против книг Руфина.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Павел называет тело «телом греха» как ставшее подверженным смерти, то есть смертным, ибо душа бессмертна.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Закон естественный стал недостаточен, закон писанный оказался бессильным, тот и другой победило мучительство греха. Откуда же будем надеяться спасения? Кто избавит меня от сего тела смерти?, то есть повинного смерти. Ибо тело, сделавшись подверженным страданию вследствие преступления, стало от этого и сподручным греху. Скажет кто-нибудь: если тело было сподручно греху, то за что были наказываемы грешники до пришествия Христова? За то, что им даны такие заповеди, которые они могли исполнить и находясь во власти греха.

Источник: Толкования на послание к Римлянам

Севериан Габальский (?—~408)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Узрев умом войну, поднимаемую телом против души, и человека, становящегося из-за этого пленником, апостол ищет прибежище спасения и высматривает избавителя, чтобы это тело смерти претворить в тело жизни. Ибо тело хочет быть телом собственной жизни, а не телом смерти и телом греха.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти

Павел говорит, что рожденный в грехе человек несчастлив. Разве действительно не несчастен человек, если он вошел в наследство греха, всегда имея с собой этого врага, через которого к нему подходит сатана? Это Адам сделал шаги, по которым к сынам его пришел грабитель. Но всемилостивый Бог, сжалившись, дал благодать Свою через Христа, чтобы открылось, что род человеческий, получив прощение грехов, может покаяться и осудить грех. Ибо человек, прощенный за грехи и очищенный, может противостоять силе врага, действующего против него, — когда человеку помогает Бог.

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 24−25 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха

Возглас страдания испускает плененный грехом человек. — Бедный я! Хотя человек и сам виноват в том, что отдает себя во власть греха, но, тем не менее, все-таки в основе его страданий лежит вина, унаследованная им от своего прародителя, Адама, за которую должно страдать все человечество. — Кто избавит меня — точнее: кто бросится (ρύσεται) за меня сразиться и избавить меня от плена?!От сего тела смерти. Можно, конечно, перевести и так сразу: έκ τ. σώματος τ. θ. τούτου, — с грамматической точки зрения тут ошибки нет. Но если принять во внимание то, что раньше Апостол ничего не говорил о качествах тела (σώμα), то такой перевод должен быть признан здесь неподходящим. Лучше поэтому перевести так: «от тела смерти этой». Эта фраза будет, таким образом, обозначать тело, подпавшее влиянию греха и ему служащее (ср. 6:6 — тело греха). От такого-то тела и хотел бы избавиться Апостол (ср. Кол II:11). — Благодарю Бога… Апостол не может удержаться от выражения радости по поводу полученного через Христа избавления от такого тягостного разлада. Но он не входит в подробности совершения этого спасения, потому что о них он говорил и в III, и в V гл. — Итак… Здесь дается заключение ко всему отделу, начинающемуся 14-м и кончающемуся 24-м стихом. — Тот же самый — правильнее: «а сам я», т. е. человек, предоставленный собственным силам, без помощи Христа. Такой человек умом служит закону Божию, а плотью — закону греха. — Закон Божий — это не Моисеев закон, а закон ума (ст. 23), который побуждает ум человека невозрожденного сорадоваться закону Божию (ст. 22) и который назван Божиим потому, что Бог именно требует от человека такого отношения к Его закону. Служение, какое имеется здесь в виду, есть служение внутреннее, так как внешнее служение человека посвящается закону греха.

Примечание. В объяснении, здесь предложенном, принят взгляд тех толкователей, которые во всем отделе с 7 по 25 ст. видят изображение состояния человека подзаконного, невоздержного. Против такого толкования, принимаемого, в частности, и св. Иоанном Злат., Феодоритом и др., другие толкователи (блаж. Августин, Анзельм, Фома Аквинот, Лютер, Меланхтон, Кальвин и мн. др.) возражали, но все их возражения крайне мелочны. Напротив, первое понимание имеет за себя серьезные основания, а именно: 1) состояние возрожденного человека, как оно описано в VI гл., является прямою противоположностью того, что Апостол говорит здесь. Напр., по VI гл. личность человека восстает, оживает (ст. 7, 11), а здесь она умирает (ст. 10); 2) если здесь Апостол изображает возрожденного человека, то что же значило бы выражение: «а я жил без закона»? (9 ст.); 3) возрожденный не может назваться плотяный (sarkinoV): он называется у Апостола духовным (Рим 8:9; Гал 6:1); не может он назваться и «проданным под грех» (ср. 1Кор 6:20; 7:23); наконец, 4) как бы возрожденный мог недоумевать, кто избавит его от служения греху (ст. 24), когда он это избавление уже получил во Христе Иисусе?!

Таким образом, Апостол — как правильно объясняет Bonnet (Comm. p. 85) — говорит здесь не о естественном человеке в его состоянии неведения и добровольного греха, не о чаде Божием, возрожденном благодатью Божией, а о человеке, совесть которого, пробужденная законом, с серьезностью, со страхом и трепетом, но все-таки собственными силами, начала сомнительную борьбу со злом. Конечно, такая борьба должна была окончиться для человека неудачею… Также оканчивается она и для возрожденного, когда он становится в положение человека, изображенного в VII гл. Ап. Павлом. Если он забывает о Христе и Его благодатной помощи, то и для него не может быть надежды на успех, как бы ни были идеальны те цели, к которым он стремится. Поэтому жалобы Ап. Павла на разлад душевный, какой он испытал в фарисействе, могут снова раздаться из уст христианина без Христа.

См. также Толкование на Рим 7:14

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.