Послание к Римлянам 8 глава » Римлянам 8:29 — толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 8:29

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Римлянам 8:29 / Рим 8:29

Послание к Римлянам 8 стих 29 — синодальный текст:
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

Григорий Нисский (331/5−~394)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Богоборцы говорят, что Единородный Бог, Создатель всего, является произведением и творением Бога, и потому определяют, что Его следует называть «первородным всей твари», поскольку Он является братом твари, который предшествует ей по одному только преимуществу во времени рождения. Они сравнивают Его с Рувимом, стоящим впереди своих братьев не по естеству, а по времени рождения (см. Быт 29:32; 49:3−4). Им прежде всего должно сказать следующее: невозможно веровать, что Он есть и Единородный, и первородный.

Источник: О христианском совершенстве.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Если Он, будучи Единородным, стал первенцем среди многих братьев и остается Единородным, то что удивительного, если Он, пострадав плотью по-человечески, по-божески, тем не менее, мыслится бесстрастным?

Источник: Послания.

Феофан Затворник (1815−1894)

Ихже бо предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях

В 29-м и 30-м стихах Апостол изображает промыслительные предначертания и действия Божии относительно спасаемых. В 29-м стихе — предначертание, — предуведение и предуставление; а в 30-м — действия во исполнение того предначертания, — призвание, оправдание, прославление.

Предопределение есть непостижимое действие предвечного Бога; но оно явно требуется гармониею Божеских свойств и совершенств. Разумна от века суть Богови вся дела Его (Деян 15:18). Если же вся весть Бог (см.: 1Ин 3:20), то Он ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего, — ведает и последнее свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода, — ведает, кого коснется Его последнее: приидите, — и кого коснется: отъидите. А как ведает, так и определяет тому быть. Но как, ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет. И поелику ведение или предведение Божие отнюдь истинно и верно, то и определение Его неизменно. Но, касаясь свободных тварей, оно не стесняет их свободы и не делает их невольными исполнителями своих определений. Свободные действия Бог предвидит, как свободные, видит все течение свободного лица и общий итог всех его деяний. И, видя то, определяет, как бы то было уже совершившимся. Ибо не просто предопределяет, но предопределяет, предуведав (см.: блаженный Феодорит). Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же, — но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение — следствие свободных дел.

Так предуведал Бог и всех, которые истинно уверуют в Господа, вняв призванию чрез благовестие Евангелия, и последуют за Ним верным исполнением заповедей Его, и, освятившись благодатию, станут святы. И в силу сего предведения предопределил им быть такими и соответственную тому восприять часть в вечности. Предопределение Божие обнимает и временное и вечное. Апостол указывает, к чему предопределены предуведенные, именно — к тому, чтоб им сообразным быти образу Сына Его. Но сие сообразие приемлется и усвояется здесь, а завершается в вечности. Здесь верующие и решающиеся последовать Господу облекаются во Христа, Сына Божия, воплощенного в святом Таинстве Крещения, и, прияв дар Духа Святого в Миропомазании, преобразуются потом во всем своем естестве, взаимодействием свободы и благодати, в образ Христа Господа. Облачение во Христа в крещении полагает норму для будущего преображения, как бы семя, из которого потом развивается новый человек — христоподобный. Но все сие здесь сокрыто, въявь же приидет в будущем. В полной силе явятся подобными Христу Господу истинные христиане, когда Он приидет, теперь же еще не у явися, что они будут (см.: 1Ин 3:2). «Видишь ли высоту чести? — взывает святой Златоуст; чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати». «Ибо и сами сделались сынами Божиими» (блаженный Феофилакт). Так перстные делаются такими же, яков Небесный (ср.: 1Кор 15:48) (см.: Кирилл у Экумения).

Слову: образ, — в словах: сообразных быти образу Сына Его, — можно не доискиваться особого значения, видя в нем одно усиление преобразования верующих во Христа, или полнейшее их с Ним сообразие; но блаженный Феодорит усматривает здесь такой оттенок мысли: «как верующие сообразны образу Сына Божия, сие Апостол яснее изложил в Послании к Филиппийцам Ибо, сказав: житие наше на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа Иисуса Христа, — присовокупил: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (ср.: Флп 3:20 — 21). А тело наше, конечно, сообразно будет не Божеству Его, но телу славы Его».

Яко быти Ему первородну во многих братиях. Указывая на родство с Господом Спасителем, слова сии окрыляют надежду, утверждая некую необходимость получения чаемого. Где Сын Божий воплотившийся, Спаситель наш, там необходимо быть и тем, кои соделались сообразными Ему. Он одесную Бога: там окрест Его, под Ним, яко главою, — или братом первородным, соберутся и все сообразные Ему, братия Его. Не затем Он воплотился и восставил в Себе естество человеческое, чтобы оставаться единичным, но чтобы собрать к Себе всех, в коих восстановится сие естество, по образу Его и силою Его. Он — начаток, первородный; за Ним и все верующие, перерождающиеся по образу Его. «Первородный Он между многими братиями по домостроительству; ибо по Божеству Он есть Единородный. Он, восприяв плоть, соединил ее всю и всецело со всем естеством Своим; стал начатком нашим, освятив в Себе осужденное наше естество, и потому достойно есть первородный, а мы именуемся братиями Его» (блаженный Феофилакт). «Первороден Он в рождении без греха; первороден — из мертвых; первороден, по победе над смертью, восшедши на небеса. Итак, Он первородным нам братом именуется, яко благоволивший родитися человеком; но в то же время Он есть и Господь наш, яко Бог» (Амвросиаст). «Апостолу показалось недостаточным сказать: сообразных; но он присовокупил еще: яко быти Ему первородну. И, тем не ограничиваясь, после сих слов прибавляет еще: во многих братиях. Всячески хочет показать явное родство. Впрочем, все сие должно разуметь о Сыне Божием относительно к Его воплощению, потому что по Божеству Он есть Единородный. Видишь ли, сколько сообщено нам благодатных даров? Итак, не сомневайся в будущих дарах» (святой Златоуст).

Сими двумя действиями — предведением и предопределением, сходящимися воедино, исчерпывается предвечное предначертание Божие о спасаемых. Теперь Апостол укажет, как приводится Самим же Богом сие предначертание в исполнение.

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам

Ефрем Сирин (~306−373)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Потому что коих предузнал, то есть с того дня, как дал им обетование, и призвал (предопределил) тех сообразными становиться Сыну Своему, поелику Он — Сын и мы сыны. Дабы, говорит, был Он первородным между многими братьями.

Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам

Анастасий Синаит (~640−701)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Например, [Бог] предузнал неспособность к покаянию фараона и «ожесточил сердце его» (Исх 14:8), так что он стал преследовать Израиля и был потоплен в море; также [Бог] предузнал прямоту Иеремии и от чрева матери предопределил ему быть пророком, освятив его (см. Иер 1:5); еще Он предузнал нечестивость содомитов и предопределил их быть сосудами бесчестия, [предназначенными] для сожжения; наконец, Он предузнал покаяние [апостола] Павла и предопределил ему быть «избранным сосудом» (Деян 9:15).

Источник: Вопросы и ответы.

Августин (354−430)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Не все, кто зван, призваны по замыслу Божию, ибо замысел этот относится к предзнанию и предназначению Бога. Бог не предназначил никого, о ком Он прежде не знал бы, что тот поверит и последует за призывом Его. Вот таких Он и называет избранными. Ибо многие не приходят, хотя они и званы, но никто не приходит, не будучи зван. Когда Павел говорит: Дабы Он был первородным между многими братиями, то ясно показывает, что следует по-разному понимать единородство и первородство Господа нашего. Ибо где говорится о Его единородстве, там нет у Него братьев и там Он по естеству — Сын Божий, Слово, Которое в начале и через Которое все начало быть (см. Ин 1:1−3).

Но через Его вочеловечение, согласно которому и мы, не будучи по природе сынами, позваны были в усыновление, Он зовется «первородным среди многих братиев» (см. Кол 1:18). Ибо когда говорится, что Он первый, то не единственный, но за Ним последует братья в том, что Он уже осуществил. И в другом месте Павел называет Его «первородным среди умерших», чтобы первенство оставалось за Ним. Воскресения умерших, дабы уже не умирали, до Него не было, а после Него следует воскресение многих святых, которых Он без промедления называет братиями, ибо Он разделяет с ними человечность.

Источник: Некоторые темы из Послания к Римлянам


Некоторые понимают слова: доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13) и: быть подобными образу Сына Своего, таким образом, что женщины воскреснут уже не женщинами, а мужчинами, поскольку Бог только мужчину сотворил из глины, женщину же от мужчины. Мне же представляется более мудрым, когда не сомневаются, что воскреснут оба пола.

Источник: О граде Божием.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Бог не просто предопределил, но предопределил, предведая. Апостол же, излагая все с точностью, не сказал: «подобными Сыну Его», но: подобными образу Сына Его… Ибо наше тело будет подобно не Божеству Его, но телу славы Его. Ведь Первенцем Он именуется как человек, потому что как Бог Он — Единородный. Ибо как Бог Он не имеет братьев, а как человек называет братьями уверовавших (см. Евр 2:5−18).

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога. Так Он наперед знал, что Павел достоин евангельского звания, и таким образом предопределил, то есть неизменно определил, и потому положил призвать его. О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими. А первородный Он между многими братьями по домостроительству, ибо по Божественности Он есть Единородный. Он, восприняв плоть, соединил ее всю и всецело со всем естеством Своим, стал начатком нашим, освятив в Себе осужденное наше естество, и потому достойно есть первородный, а мы именуемся братиями Его.

Источник: Толкования на послание к Римлянам

Ориген (~185−~254)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Не оставим без внимания и слова предузнал и предопределил. Ибо я думаю, что как он говорит не обо всех, кто предопределен, так и не обо всех, кого Бог предузнал. Не следует считать, согласно обычному мнению толпы, что Бог предведает добро и зло, но мыслить в соответствии с обыкновением Святого Писания. Ибо изучающий Писания пусть посмотрит, найдет ли он в них утверждение, что Бог предузнал злых, так же, как в данном месте прямо сказано о добрых, что их Он предузнал и предопределил быть сообразными образу Сына Своего. Ибо если так — а никто порочный не может быть сообразным образу Сына Божия, — то ясно, что он говорит лишь о добрых. А о других говорится, что Бог не только не предузнает их, но даже и не знает (см. Мф 7:23; Лк 13:27).

Тем, кто недостоин, чтобы их знал Бог, Спаситель говорит: «Отойдите от меня, ибо Я никогда не знал вас, делатели беззакония» (Лк 13:27). Вот так и в данном месте, кого Он предузнал, тем и предопределил быть сообразными образу Сына Своего. Об остальных же не говорится, что их предузнают, не потому, что что-либо может утаиться от той Природы, которая есть повсюду и никогда не отсутствует, но так как все злое считается недостойным Его знания или же предузнавания.

Источник: Комментарии на Послание к Римлянам

Севериан Габальский (?—~408)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

«По образу Сына» сказано вместо «Святого Духа» — ибо как Сын есть точный образ Отца, так и Дух — Сына. Посему все, кто, удостоившись Духа Святого, живут духовно, уподобляются Духу, Который есть образ Сына (см. 2Кор 3:16−18; Гал 4:6).

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Бог избрал получателями Своих наград тех, о ком заранее знал, что они поверят в Него. Те же, кто, как кажется, веруют, но неустойчивы в вере, не являются избранниками Бога, потому что те, кого Бог избрал, остаются с Ним…

Верно назван первородным Тот, Кто прежде всякого творения не сотворен, а рожден, и Бог предназначил усыновить людей, следуя примеру Христа. Христос — первородный и в возрождении Духом, и в воскресении из мертвых, и в восхождении на небо. И потому первородный во всем зовется нашим Братом, ибо Он избрал родиться человеком, но Он и Господь наш, потому что Он Бог.

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Констанций

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

Итак, в соответствии с тем, что Он стал человеком, и в соответствии с благодатью, которая в Нем была, первородный Сын Божий заступается за нас: заступается не как Бог, но как Первосвященник… Здесь, сообразно тому, что Он стал человеком, и сообразно благодати и славе, которые пребывали в Нем, Сын Божий именуется первородным. Там же, где Он называется «Единородным» (см. Ин 1:14), это указывает на Его божественность.

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 29−30 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил

Апостол теперь разъясняет, на чем основано было изволение Божие о людях, и как он привел это изволение в осуществление. — Предузнал. Изволение Божие основано было на том, что Бог уже видел пред Собою христиан такими, какими они явились тогда еще, когда они не существовали. Он предвидел их веру, их любовь к Богу — все это для Него было как бы уже существующим (Рим 4:17). — Предопределил. Здесь предопределением называется то же, что раньше названо изволением (28 ст.). Конечно, здесь разумеется предопределение не абсолютное, а основанное на предуведении свойств предопределяемых личностей. — Подобными образу Сына Своего. Объяснение этой фразы Апостол дает в выражении 30-го стиха — прославил. Ясно из этого, что Апостол под образом Сына Божия разумел славу, какую получил Христос по совершении дела искупления, и которая для верующих будет состоять в усыновлении и избавлении их тела (ст. 23). — Дабы Он был… Окончательная и последняя цель, какую имел Бог, предопределяя верующих к славе, уподобляющейся славе Сына Его, состоит в том, чтобы в конце концов образовалась единая семья избранных, в которой Христос, как первородный Сын, занимал бы первое место — был бы Главою (ср. Еф 1:10). — Кого предопределил, тех и призвал. Из этого ясно, что призвание есть первый момент в осуществлении Божественного предопределения. Оно не обращено ко всем, а только к избранным. Это призыв божественной благодати, действующей таинственно на сердце человека и располагающей человека к принятию божественного слова (Флп 1:6, 29). Но, во всяком случае, этот призыв не может остаться тщетным: призываемые — это те, кто способен возлюбить Бога и последовать Его призыву, как то предузнано Богом. — Оправдал. Так как оправдание не может иметь места там, где нет веры, то ясно, что Апостол включил веру в понятие призвания. Бог призвал людей, и они уверовали. Вслед за этим совершилось их оправдание. Об освящении Апостол отдельно не говорит, очевидно, отождествляя его с оправданием. — Прославил. Если Христос уже прославлен, то, значит, непременно будут прославлены и верующие в Него. Поэтому Апостол говорит о прославлении их, как о факте уже совершившемся, подобно тому как пророки Ветхого Завета говорили о будущих событиях, как о прошедших. — Заметить нужно, что, хотя Апостол здесь все наше спасение — призвание, оправдание и прославление — приписывает одному Богу, однако он не отрицает необходимости участия в этом деле со стороны самих спасаемых. Так, напр., в послании к Ефесянам он указывает на то, что Бог предназначил нам исполнять добрые дела (2:10). В послании к Филиппийцам он также говорит, что христиане сами должны совершать свое спасение (2:12). Здесь же он не упоминает о произволении человеческом потому, что целью его в настоящем случае было — выставить на вид самое твердое основание для уверенности нашей в будущем прославлении. А что могло быть тверже в этом отношении, как не предопределение Божие о спасаемых, выразившееся в их призвании и оправдании?

См. также Толкование на Рим 8:28

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.