Послание к Римлянам 8 глава » Римлянам 8:8 — толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 8:8

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Римлянам 8:8 / Рим 8:8

Послание к Римлянам 8 стих 8 — синодальный текст:
Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 8−9 Сущии же во плоти, Богу угодити не могут. Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов

Сущии же во плоти Богу угодити не могут (ст. 8). Итак, что же? Неужели, скажут, мы будем отсекать тело и станем разлучаться с плотью, чтобы угодить Богу? Неужели ты, ведя нас к добродетели, повелеваешь нам быть самоубийцами? Видишь ли, сколько рождается несообразностей, если сказанное (апостолом) мы станем понимать буквально? Под именем плоти Павел и здесь разумеет не тело, не сущность тела, а плотскую и мирскую жизнь, исполненную роскоши и распутства, которая целого человека делает плотью. Как окрыляемые Духом делают и самое тело духовным, так и удаляющиеся Духа, служащие чреву и удовольствиям, делают самую душу плотью, не изменяя ее сущности, но губя ее благородство. Такой образ выражения часто встречается и в Ветхом Завете и означает под именем плоти грубую и нечистую жизнь, исполненную гнусных удовольствий. Так и Ною было сказано: не имать дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт VI, 3). Хотя и сам Ной облечен был плотью, но быть облеченным плотью не составляло вины, так как это было естественно; преступно же возлюбить плотскую жизнь. Потому Павел говорит: сущии же во плоти, Богу угодити не могут, и продолжает: вы же несте во плоти, но в дусе (ст. 9). И здесь опять разумеет не просто плоть, но такую плоть, которую увлекают страсти и предают мучению. Для чего же, спросишь, не сказал он именно так и не указал такого различия? Чтобы ободрить слушателя и показать, что не в теле будет жить тот, кто истинно живет. Так как всякому известно, что пребывание во грехе не свойственно духовному, то (апостол) указывает нечто большее, говоря, что духовный человек не только не пребывает во грехе, но даже и не во плоти, — еще здесь делается ангелом, возносится на небо и просто носит только тело. Если же ты осуждаешь плоть за то, что (апостол) по имени ее называет жизнь плотскою, то таким образом будешь осуждать и мир, потому что по имени его часто называется порочная жизнь, как и Христос говорил ученикам: вы от мира несте (Иоан. XV, 19); и опять братиям Своим говорил: не может мир ненавидети вас, Мене же ненавидит (Иоан. VII, 7). И душу в таком случае придется назвать отчужденною от Бога, потому что (апостол) живущих в заблуждении наименовал душевными. Но не так это, — нет. Везде необходимо обращать внимание не просто на выражения, но на мысль говорящего, и нужно в точности понимать различие сказанного. Одно — добро, другое — зло, иное же — среднее; например, душа или плоть есть нечто среднее и может сделаться как тем, так и другим. А дух всегда благ и никогда не делается чем-либо иным. Опять, плотское мудрование, то есть, порочное действие, всегда зло, так как не покоряется закону Божию. Итак, если ты отдашь душу и тело лучшему, то и сам будешь принадлежать к той же стороне, а если отдашь худшему, сделаешься участником гибели, происходящей отсюда, не по природе души или плоти, но по настроению, имеющему власть избирать то или другое. А что действительно это имеет такое значение и в сказанном нет осуждения плоти, мы исследуем это точнее, опять обратившись к тому же выражению. Вы же несте во плоти, но в дусе, — говорит.

Как это? Неужели они не были во плоти, но пребывали бестелесными? Какой же это может иметь смысл? Замечаешь ли, что он разумел плотскую жизнь? Для чего же не сказал: вы не во грехе пребываете? Чтобы ты узнал, что Христос не только угасил мучительство греха, но и плоть сделал более легкою и духовною, не чрез изменение ее природы, но посредством большего окрыления ее. Как железо от пребывания в огне само делается огнем, сохраняя собственную природу, так и у верующих, имеющих Духа, самая плоть перерождается в ту же деятельность, делаясь всецело духовною, во всем распинаемая и окрыляемая вместе с душою. Таково, например, было тело говорящего об этом (апостола), почему оно презирало всякую роскошь и удовольствия, а увеселялось голодом, побоями, узами и, терпя это, не скорбно. Свидетельствуя об этом, (Павел) говорил: еже бо ныне легкое печали нашея (2Кор IV, 17), так было ему хорошо и так он приучил плоть идти наравне с духом. Понеже Дух Божий живет в вас. Слово — понеже (апостол) употребляет часто не для означения сомнения, но при полной уверенности и вместо «поелику», как, например, говоря: понеже праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас (2 Солун. I, 6); и в другом месте: толика пострадасте туне, аще точию и туне (Гал III, 4). Аще же кто Духа Христова не имать. Апостол не сказал: если вы не имеете, но неприятное отнес к другим. Сей несть Егов (ст. 9), говорит.

Источник: Гомилии на Послание к Римлянам


Разве говорящий это не был облечен плотью? Но Павел не то говорит, что не могут угодить Богу облеченные плотью, но то, что этого не могут сделать те, кто нисколько не печется о добродетели и чьи мысли только о плотском, кто погряз в наслаждениях плоти и ничуть не заботится о бестелесной и мыслящей душе.

Источник: Гомилии на Книгу Бытия.

Феофан Затворник (1815−1894)

Сущии же во плоти, Богу угодити не могут

Же — частица противоположительная, с непосредственно предыдущим не вяжется. Поставляя в связь настоящий текст с предыдущим, надо бы употребить частицу таким образом или — посему. Если не употребил их святой Павел, значит, не ставил сего стиха в связи с предыдущим. С чем же он состоит в связи? С 4-м стихом. Сказав, что оправдание закона, цель его — делать нас святыми и богоугодными — исполняется в нас, не по плоти ходящих, но по духу, святой Павел в стихах 5-м, 6-м и 7-м выставляет характеристические черты хождения по духу и плоти, связывая их, как цепь причин, частицами бо, бо, зане. Все они в совокупности, следовательно, суть пояснения сказанного в 4-м стихе и представляют ряд вставочных положений. Кончив пояснение, святой Апостол возвращается к прерванной речи. Устроение спасения в Господе Иисусе Христе за тем совершено, чтобы оправдание закона — то, чтобы мы делались святыми и богоугодными, — исполнилось в нас. Оно исполняется в нас, не по плоти ходящих, но по духу. А в тех, кои по плоти ходят, оно не может быть исполняемо, потому что такие Богу угодить не могут. Сущии же во плоти, Богу угодити не могут. Такова связь сего текста; мысль же его ясна сама собою. Сущии во плоти — то же, что: сущии по плоти, — то есть живущие в страстном и сластолюбивом самоугодии. Угодить Богу не могут они, потому что не хотят исполнять волю Божию и закон Божий, — что одно делает человека угодным Богу, — не лежит у них к тому душа, нет у них к тому вкуса, нет помышлений о том и желаний.

Святой Златоуст говорит на сие место: «итак, что же? Ужели, скажут, отсечь нам тело, выйти из плоти, чтобы угодить Богу? Ужели, ведя нас к добродетели, велит (Апостол) нам быть самоубийцами? Нет. — Под именем плоти Павел и здесь разумеет не тело, не сущность тела, а плотскую и мирскую жизнь, провождаемую в забавах и роскоши, которая целого человека делает плотию. Как окрыленные духом самое тело делают духовным, так удаляющиеся духа, служащие чреву и удовольствиям самую душу делают плотию, не изменяя ее сущности, но губя ее благородство. Такой образ выражения часто встречается и в Ветхом Завете; и там именем плоти означается грубая и нечистая жизнь, преданная грубым утехам Так, и Ною сказано: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (ср.: Быт 6:3). Хотя сам Ной обложен был плотию; но быть обложену плотию не составляло вины, так как сие было естественно; преступно же любить плотскую жизнь». — Так и здесь: «Апостол не повелевает, чтобы мы стали вне тела, но чтобы освободились от плотского мудрования» (блаженный Феодорит). Потому что «имеющие мудрование плотское не могут угодить Богу, пока остаются такими» (блаженный Феофилакт).

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам

Ириней Лионский († кон. II в.)

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут

Павел не отвергает естество плоти, но привлекает вдохновение Духа.

Источник: Против ересей.

Ефрем Сирин (~306−373)

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут

Вы же, бывшие тогда против закона, теперь соделались духовными и подчинились закону, — хотя обрезанные и хранители субботы считали бы нас противниками закона за то, что ненужные заповеди закона упразднены свыше. Ведь, если бы он не только убил, но также и спас, то надлежало бы ему прежде в сердцах быть написанным. Ты же заметь, что не есть он ни полная правда, ни той правды в нем нет, которая говорит: что кажется злом тебе, не делай ближнему (Деян 15:20.29, ср. Тов 1:10 и 4:15).

Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут

Наименование плоти в Божественном Писании употребляется в двояком значении: иногда в значении самого естества плоти, а иногда в значении ее мудрования и растления. Вот пример первого значения: дух плоти и кости не имать, яко же Мене видите имуща (Лк 24:39). И вот пример второго: яко плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1Кор 15:50). Посему, кто намеревается исправить ее растление и мудрование, тот угашает в себе разжжения плоти и угождает Богу, еще пребывая во плоти, и с телом, как бесплотный, наследует царствие Его.

Источник: Письма. Книга I.

Максим Исповедник (580−662)

Сущии же во плоти, Богу угодити не могут

Богу угодны — любовь; целомудрие, созерцание и молитва; а плоти угодны — чревоугодие, невоздержность, и все их взращающее. Посему-то сущие во плоти Богу угодити не могут; а иже Христовы суть, распяли плоть со страстьми и похотьми (Галат. 5, 24).

Источник: Главы о любви.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут

Если все, кто живет во плоти, Богу угодить не могут, то как угодил Ему сам говорящий это — Павел? Как угодили Ему Петр и другие святые апостолы, о которых нельзя отрицать, что они жили во плоти? И далее Павел говорит: Но вы не по плоти живете, а по духу (Рим 8:9). Они жили во плоти; почему же он говорит: Вы не по плоти живете? Потому что живете не сообразно плоти; потому что «беседа наша на небесах». Итак, хотя мы в сем веке «устранены от Бога» и бродим по земле, но устремляемся к небу. Ибо здесь не имеем пристанища, но живем как пришельцы и странники, подобно всем праотцам нашим (см. Евр 11:13).

Источник: Трактат на Псалмы.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут

Павел велит нам не покинуть плоть, а избавиться от плотских мыслей. Ибо этому учит и дальнейшее его рассуждение.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 8−9 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу

То есть имеющие мудрование плотское не могут угодить Богу, пока остаются такими; ибо плотью назвал не сущность плоти, но жизнь грубую, плотскую и делающую всего человека плотским. Так и в Ветхом Завете сказано было: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, ибо они плоть (Быт 6:3). Далее, вы не по плоти живете, то есть не плотской жизни служите, но духовной. Для чего же не сказал: вы не во грехах живете? Дабы ты знал, что Христос не только угасил мучительство греха, но и плоть сделал более легкой и более духовной. Как железо, от продолжительного прикосновения к нему огня, само делается огнем, так и плоть тех, которые получили Духа чрез крещение, вся делается духовной.

Источник: Толкования на послание к Римлянам

Тертуллиан (155/60−220/40)

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут

Хотя апостол и говорит, что ничто доброе не живет в его плоти; хотя он и утверждает, что живущие по плоти Богу угодить не могут, поскольку тело желает противного духу; а также если и в других местах высказывает нечто подобное, — то осуждает он все же не сущность плоти, а ее действия.

Источник: О воскресении мертвых.

Амвросиаст (IV в.)

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут

Мудрые мира находятся во плоти, потому что стремятся к мудрости мира, через которую отвергают закон Божий. Все, что противно закону Бога, — от плоти, поскольку от мира. Ибо весь мир — плоть; все видимое относится к плоти.

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.