1-е послание Коринфянам 1 глава » 1 Коринфянам 1:20 — толкование отцов церкви.
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость века сего
Что я говорю правду, продолжим речь Апостола, вот вам доказательство: се крест, слово о коем спасает верующих. Спасительности его отвергать нельзя, ибо опыты сего у всех пред глазами: слышат слово крестное, веруют, принимают крещение и являются новою тварию; новыми себя они ощущают, новыми видят их другие. Другой у них ум, другие чувства, другие дела. Те, которые за час были то же, что все, по выходе из купели стали совсем иные. Там они приобщились силе крестной. Итак, не спасительна ли сила креста? Но объясните нам ее! Где вы, премудрые? Где книжники? Где совопросники века сего? Придите, углубитесь вашею мудростию в дивное дело сие и растолкуйте нам, отчего так, что поверь только, что Бог, воплотившись, умер на кресте для спасения нашего, и крестись, — и вдруг сделаешься совсем другой! Вот вам целые общества этих обновленных дивным образом людей! И никто ни слова. И вот дело, которым Бог показал, что вся мудрость века сего есть безумие, обуи — обезумил ее. А что они называют слово крестное, проповедь о Распятом и веру в Него безумием, то тем еще более обличают свое безумие: ибо не безумно ли называть дело безумным, когда оно пред очами всех оправдывает свою мудрость?
«Сказав: писано есть: погублю премудрость премудрых, он присовокупляет доказательство на это от дел и говорит: где премудр, где книжник? » (святой Златоуст) — Всех их препобедила проповедь крестная. Называет же премудрым украшающегося эллинским велеречием, книжником — иудейского учителя, величающегося ведением закона, а совопросником — иудея и эллина, долго упражнявшегося в искусстве словопрения (Феодорит). Апостол хотел сказать: какого бы ранга ни был человек, хвалящийся мудростию человеческою, всех их посрамил крест; чрез него Бог мудрость их обуи, то есть «показал, что она безумна и к делу веры не гожа. Так как люди высоко думали о ней, то Он прямо обличил ее. Что это за мудрость, если она не может не только найти, даже понять, где главное благо наше? Он обличил ее безумие, потому что она наперед обличила в этом сама себя» (святой Златоуст).
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Здесь молчат мудрые мира и разумные века сего, ибо они отвергли премудрость Божию.
Источник: О Троице.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Мой дух — прах перед крестом, который для неверующих — соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь. Где мудрец, где совопросник, где хвастовство так называемых разумных?
Источник: Послания.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Итак, где мудрость, которая гордится? Или книжник, который хвалится? Или изыскатель, который исследует хитростью и остроумием изыскания сего века? Ибо вот глупою сделал Бог, то есть отверг и презрел Бог, мудрость сего мира (Ис 33:18).
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Тогда обуи Бог премудрость мира сего, тленную и пресмыкающуюся по земле, когда Ипостасная Премудрость, сотворившая веки (Евр 1:2), снизшедши сюда, людям, говорящим варварскими языками и невеждам, поручила проповедывать небесные догматы. И одна премудрость мира сего сокрылась в расселины гор, а другая во всю землю изыде и воссияла в концы вселенныя (Рим 10:18).
Источник: Письма. Книга I.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Что значит премудрость мира сего? Это премудрость стихийная, земная, которая далее тесных для духа пределов земли ничего не видит и не понимает, которая премудра на зло человеку, на устроение ему вечной погибели и совершенно слепа и глупа, чтобы вести его к истинному счастию. Так как по своей слепоте она не видит света небесной премудрости и не может принять его, то в своей глупой самомнительности почитает небесную премудрость буйством, чем-то нездравомысленным, нелепым. Но терпит ли что от этого премудрость Божия, спасающая людей? Нисколько. Так как человек в первобытном своем состоянии, когда обладал премудростию Божиею и имел ясный и светлый ум, не уразумел Бога посредством этой премудрости и пал, то Бог благоизволил спасти верующих в конце веков буйством проповеди; кто не умел пользоваться как должно премудростию Божией для познания Бога, того надо было предать превратному уму — делать непотребства (Рим 1:28), чтобы он узнал, какое великое сокровище для человека премудрость, и уже не чрез премудрость, а чрез буйство проповеди вести его к познанию о Боге, о делах Его домостроительства. Кроме того, пред людьми всегда была открыта полная премудрости Божией вселенная; пред ними были исполненные премудрости Писания: Закон, Пророки и Псалмы. Если они в этих делах премудрости Божией не уразумели Бога, то чем же нужно было их привести к спасительному познанию о Нем? Не другим чем, как буйством проповеди — средством, противоположным для премудрых мира, но в существе своем самым премудрым у Бога: немудрое Божие премудрее человеков… Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (ст.25, 27−29).
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Приведши свидетельство из Писания, доказывает потом мысль свою от дел, и обличает как эллинов, словами где мудрец, то есть философ, так и иудеев, словами где книжник? А совопросниками назвал тех, которые все основывают на умозаключениях и исследованиях. Никто из них не спас нас; но вывели нас из заблуждения рыбари. Выражение не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? стоит вместо: показал, что она безумна, потому что не могла найти истину.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Не одно и то же быть просто мудрым и мудрым в этом веке (1Кор 3:18). Ибо первое, сказанное без дополнения, означает истинную мудрость. Подобным образом разумей и безумие. Не одно и то же быть просто безумным и быть безумным в этом веке. Ведь без дополнения «в этом веке» это означает настоящее безумие. Итак, мы, веря словам Премудрости, получаем повеление сделаться в этом веке безумными (1Кор 3:18).
Источник: Фрагменты.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Мудрец — у греков, а книжник — у иудеев.
Источник: Фрагменты.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие
Этими словами Павел начинает критику как евреев, так и язычников, поскольку и иудейские книжники, и учители закона одинаково убеждены в безумии веры в Бога Сына. Сходным образом и язычники находят достойной насмешек веру в Сына Бога. Однако евреи не верят на том основании, что-де нигде в законе это открыто не обозначено; язычники же в своем суждении относят это к безумию потому, что, согласно их мирскому разумению, ничто без соития произойти не может.
Совопросник века сего — это человек, который расчетами по двенадцати созвездиям Зодиака определяет причины событий в мире рождения и смерти и полагает, что ничто в мире не может произойти иначе, как по движению звезд
Не безумной ли создал Господь мудрость мира сего? Безумной стала мудрость мира сего: полагающая себя мудрой найдена нецеломудренной. Провозгласила невозможное возможным, Бога равнодушным к Своему творению. Найдется ли какое-либо суждение о Боге более безумным, чем то, по которому Он сотворил мир, но о нем не заботится? Будто сотворенное к Творцу не относится? Мудрецы века, видя кого-то благополучно процветающим, кого-то угнетенным, праведников в презрении, злодеев в славословии, пришли к вере в незаинтересованного Бога. Тот, кто говорит о Боге, что Он равнодушен, менее всего способен отрицать в равнодушном злонамеренность и несправедливость.
Источник: На Послания к Коринфянам