1-е послание Коринфянам 13 глава » 1 Коринфянам 13:13 — толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Коринфянам 13:13

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на 1 Коринфянам 13:13 / 1Кор 13:13

1-е послание Коринфянам 13 стих 13 — синодальный текст:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Иоанн Златоуст (~347−407)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Не довольствуясь вышесказанным, (апостол) присовокупляет: «а теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор13:13). Вера и надежда прекращаются, когда являются блага, составляющие предмет веры и надежды. Павел объяснил это, когда сказал: «надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» (Рим 8:24). И еще: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). Потому они прекращаются, когда те являются; а любовь тогда особенно и возрастает и делается сильнейшей. Вот новая похвала любви. Не довольствуясь прежде сказанным, (апостол) старается найти в ней еще нечто иное. Смотри: он сказал, что любовь есть великий дар и превосходнейший путь к дарам; сказал, что без нее дарования не приносят большой пользы; начертал ее образ обильно; а теперь хочет иначе возвысить ее и показать величие ее тем, что она не прекращается.

«А теперь, — говорит, — пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Почему же любовь больше? Потому, что те проходят. Если же такова сила любви, то он справедливо далее присовокупляет: «гонитесь за любовью» (1Кор14:1); нужно гнаться и сильно стремиться к ней: так она улетает от нас, и столько препятствий стремлению к ней! Потому нам нужны великие усилия, чтобы достигнуть ее. Чтобы выразить это, Павел не сказал: ищите любви, но: гонитесь за ней, побуждая нас и воспламеняя к ее достижению. И Бог от начала принимал множество мер, чтобы насадить ее в нас. Он даровал всем нам одну главу — Адама. Для чего все мы не происходим из земли? Для чего не (происходим) совершенными, как он? Для того, чтобы рождение, воспитание и происхождение друг от друга привязывали нас друг к другу. Потому Он не сотворил и жены из земли. Так как единства природы было бы недостаточно для побуждения нас к единодушию, если бы мы не имели одного прародителя, то Он сделал и это. Если мы ныне, разделяясь одними только местами, чуждаемся друг друга, то тем более было бы так, если бы род наш имел два начала. Потому Он и соединил как бы одной главой все тело человеческого рода. И так как в начале, по-видимому, было два лица, то смотри, как Он опять соединил их и совокупил в одно посредством брака: «потому, — сказал Бог, — оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2:24). Не сказал: жена, но: человек, потому что в нем привязанность бывает сильнее; а сильнейшей сделал ее для того, чтобы силой этой любви превосходнейшее существо преклонить и привязать к слабейшему. Так как надлежало установить и брак, то Он сделал жене мужем того, от кого она произошла. Для Бога все ниже любви. Если и при этом первый человек скоро впал в такое безумие и диавол посеял такую вражду и зависть, то чего не сделалось бы, если бы они происходили не от одного корня? Далее, устраивая, чтобы один повиновался, а другой повелевал, — так как равенство чести часто производит вражду, — Он учредил не народное правление, но царское, и подобно как в войске, такой же порядок можно видеть в каждом доме. Муж занимает место царя; жена — место правителя и военачальника; дети получили власть третьей степени; затем власть четвертой степени принадлежит рабам, — потому что и они имеют власть над низшими, и часто который-нибудь один бывает поставлен над всеми, заменяя господина, будучи, впрочем сам рабом; потом и между ними опять есть еще другие степени власти: иная у жен, иная у детей, и у самих детей также различные, сообразно с возрастом и полом, потому что и у детей женский пол имеет власть неодинаковую (с мужским). Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы все пребывало в единодушии и великом согласии. Потому и прежде размножения рода нашего, когда были только два первых человека, Он повелел одному начальствовать, а другой подчинятъся. Чтобы (первый) не стал презирать и не отверг (последней), как низшей, смотри, как Бог почтил и соединил ее с ним еще прежде сотворения: «сотворим ему помощника» (Быт 2:18), сказал Он, выражая, что она сотворена для его пользы, и таким образом соединяя его с тою, которая для него сотворена, так как мы бываем особенно расположены к тому, что сделано для нас. Чтобы опять не стала превозноситься она, как назначенная в помощь ему, и не расторгла этих уз, Бог сотворил ее из ребра его, внушая, что она есть часть целого тела. А чтобы и муж не стал превозноситься этим, дальнейшее Он не предоставил ему одному, как принадлежало ему одному предыдущее, но сделал противное тому, устроив деторождение, в котором хотя отдал предпочтение мужу, однако не все предоставил ему.

Источник: Гомилия 34 на 1-е послание к Коринфянам

Григорий Богослов (325/30−389/90)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Но если, по учению Павла и самого Христа, первой и важнейшей заповедью должно почитать любовь, как сокращение закона и Пророков (Мф 22:37−40; 1Кор 13:13), то превосходнейшую часть ее должна составлять, как я нахожу, любовь к бедным, жалость и сострадательность к тем, которые одного с нами рода. Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердное (потому что оно всего более сродно Богу, Которому предходят «милость и истина» (Пс 88:15), и Которому должно приносить в дар милость (Иак 2:13) прежде суда), и праведный Мздовоздаятель, положивший «на мерилах» и весах «милость» (Ис 28:17), ни за что так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие. Итак, сообразно заповеди, которая повелевает «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим 12:15), мы должны отверзать утробу милосердия всем бедным и, по какой бы то ни было причине, страждущим; должны как люди приносить людям дань благотворительности, какая бы ни заставляла их нужда искать помощи, — вдовство ли, или сиротство, или изгнание из отечества, или жестокость властителей, или наглость начальствующих, или бесчеловечие собирателей подати, или убийственная рука разбойников, или алчность воров, или опись имения, или кораблекрушение. Ибо все они одинаковое имеют право на сожаление, и так же смотрят на руки наши, как мы на Руки Божии, когда чего просим.

Источник: Слова.

Феофан Затворник (1815−1894)

Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия; больши же сих любы

Святой Златоуст говорит: «Здесь новая похвала любви. Не довольствуясь прежде сказанным, Апостол старается найти в ней еще нечто иное. Смотри: он сказал, что любовь есть великий дар и путь к дарам превосходнейший; сказал, что без нее дарования не приносят большой пользы; написал ее изображение обильными чертами, а теперь хочет наипаче возвысить ее и показать величие ее тем, что она не прекращается. Ныне же, говорит, пребывают вера, надежда, любы, три сия; больши же сих — любы. Почему же любовь больше? — Потому что те преходят. Вера и надежда прекращаются, когда являются блага, составляющие предмет веры и надежды». То же пишет и Феодорит: «В будущей жизни излишня вера, когда явными соделаются сами вещи. Если вера есть уповаемых извещение (Евр 11:1), то по явлении самих вещей, нет уже потребности в вере. Также излишня там и надежда. Ибо упование видимое несть упование: еже бо видит кто, что и уповает (Рим 8:24)? Но любовь там паче имеет силу, когда упокоятся страсти, тела сделаются нетленными, а души не будут избирать ныне то, а завтра другое».

Феофилакт сопоставляет сии добродетели с дарами благодатными и говорит: «Есть теперь пока и пророчества, и языки, потому что они необходимы для утверждения веры. Но когда вера распространится всюду и утвердится, тогда дары те прекратятся, а пребудут: вера, надежда и любовь, пребудут до скончания века. По скончании же века, вера и надежда престанут, а любовь перейдет и в будущий век».

Новые толковники полагают, что Апостол о всех трех добродетелях говорит, что они не только в этом веке переживут все дары, но и в будущий век перейдут тоже все три: будут там свои предметы и для веры, и для надежды, а не для одной любви. Тогда увидим, а дотоле будем держаться святоотеческого толкования, по которому вера теперешняя перейдет в созерцание веруемого, а надежда — в обладание уповаемым, любовь же пребудет любовию, как есть. Если вера и надежда получат другие предметы, то хоть и будут они, но не те, кои здесь оживляют нас и воодушевляют. Нечего, следовательно, и мудрить.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Лука Крымский (1877−1961)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (ст. 13). Мы должны жить верой, надеждой и любовью: это наша опора, этим мы должны дышать, но надо помнить, что как ни велика вера, как ни благословенна надежда, любовь выше всего. Стяжите же все Христову любовь, очистите сердца ваши и дайте в них место святой любви!

Источник: Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.

Киприан Карфагенский (~200−258)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Любовь пребудет в Царстве, изобилуя вечно в нерушимом единстве братства. Раздор же не может войти в Царство Небесное, и тот, кто отверг любовь Христову своим неверием, не сможет обрести награду Христа.

Источник: О единстве кафолической Церкви.


Любовь — опора братства, основание мира, крепость и прочность единства. Она больше и надежды, и веры, она превосходит и благодеяния, и страдания на пути веры. Она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном.

Источник: О благе терпения.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Итак, поелику вера сочетана с надеждою, а надежда сопутствует любви, то явно, что кто не имеет любви, не имеет надежды, а кто не имеет надежды, не имеет и веры, то есть кто не имеет веры, тот и не надеется, а кто не надеется — и не любит. Ибо как возможно быть любви, когда нет причин, ее производящих, то есть веры и надежды? Как невозможно, чтоб держалась крыша без здания, на котором бы она утверждалась, так невозможно, чтоб в душе человека обрелась любовь Божия, когда нет в ней веры и упования. А кто не имеет любви, тот и от прочих добродетелей не получит никакой пользы, как утверждает тот же Павел.

Источник: Слова (Слово 63-е).

Ефрем Сирин (~306−373)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Итак, пред всеми дарами, коими вы превозноситесь, остаются: вера, надежда, любовь; ибо великое значение имеет — верить, что существует Бог, — и надеяться на то, во что кто верит, а также и любить заповеди Того, от Кого надеемся получить дары.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Максим Исповедник (580−662)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Время делится на три части (настоящее, прошедшее и будущее) и вера простирается на все сии три отдела; надежда на один (на будущее), а любовь на два (настоящее и будущее). Вера и надежда имеют предел: любовь же, соединяясь с пребесконечным и всегда возрастая, пребывает в бесконечные веки. И потому-то больши всех любы.

Источник: Главы о любви.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Существуют и дары языков, пророчества и разумения, хотя они и призрачны, однако с распространением веры между всеми они совершенно упразднятся. Вера, надежда и любовь продолжительнее их (ибо это означается словами: а теперь пребывают, то есть продолжительность сих трех); но и из них самих любовь больше, потому что она продолжается и в будущем веке.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Если вера есть осуществление ожидаемого (Евр 11:1), то после появления самих вещей уже нет потребности в вере. Так же и надежда там излишняя. Ибо надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? (Рим 8:24). Но любовь тогда имеет большую силу, когда прекратятся страсти, тела станут нетленными, а души не будут сегодня избирать одно, а завтра другое.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Севериан Габальский (?—~408)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Любовь из них больше, так как через любовь исполняется закон.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Более достойна любовь: ибо и чтобы веру проповедовать, и питать надежду на будущую жизнь, любовь уже выступила раньше, как уже упомянуто апостолом Павлом выше. Оттого и святой апостол Иоанн говорит: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою (1Ин 3:16). По праву же превыше всех любовь, ибо через нее улучшается род человеческий.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

А теперь пребывают. Ап. впереди говорил, что духовные дарования должны со временем покончить свое существование. Теперь он указывает на то, что никогда не уничтожится и к приобретению чего, следов., стоит стремиться. Это — три важнейшие добродетели христианства — вера, надежда и любовь. Эти три добродетели (сии три), а не те три дара — языков, пророчества и знания — имеют вечное существование. Конечно, вера и надежда не могут остаться все в одном состоянии: первая перейдет в видение (2Кор 5:7), а вторая — в обладание (Рим 8:24). Но во всяком случае духовное развитие человека и в состоянии прославления не может мыслиться как совершенно законченное — оно будет продолжаться от славы в славу (2Кор 3:18), а для этого необходима и вера и надежда, и эти переходы от веры в видение будут множество раз повторяться в будущей жизни. — Но любовь из них больше, т. е. выше всех в этой троице добродетелей именно потому, что она сама — божественна. О Боге нельзя сказать, что Он верит и надеется, но можно сказать, что Он — любит. Любовь принадлежит самому существу Его. Любовь — это цель, а вера и надежда — средства, ведущие к достижению этой цели. «Любовь — говорит Шлаттер (Der Glaube im N. T. 3. S. 373) — больше чем вера, потому что относится к ней как целое к части, как завершение к началу, как плод к корню» [Речь Ап. в ХІII-й гл. часто переходит в гимн в честь христианской любви и получает ритмический характер, но это гимн совершенно оригинальный, не имеющий ничего общего с произведениями священной еврейской и языческой письменности. Ср. проф. Муретова «Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней» Соломона» (Богосл. Вестник 1903 г.)].

См. также Толкование на 1Кор 13:8

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.