Послание к Ефесянам 2 глава » Ефесянам 2:3 — толкование отцов церкви.

Толкование на Ефесянам 2:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Ефесянам 2:3 / Еф 2:3

Послание к Ефесянам 2 стих 3 — синодальный текст:
между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Василий Великий (329/30−379)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие

Вопрос. Поелику написано: «исполняя желания плоти и помыслов»; то ужели одни вожделения плоти, другие — помышлений, и каковы они?

Ответ. Апостол в другом месте подробно и поименно перечисляет вожделения плоти, говоря: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал 5:19−21); а в другом месте общее: «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим 8:7). А вожделениями помышлений можно назвать суждения, не подтверждаемые Писанием, каковы те, о которых сказано: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» и помышления не «пленяем… в послушание Христу» (2Кор10, 4, 5). Почему необходимо и безопасно всегда и везде соблюдать сказанное Давидом: «и совети мои оправдания Твоя» (Псал.118.24).

См. также Толкование на Еф 2:2

Источник: Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Феофан Затворник (1815−1894)

в нихже и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом естеством чада гнева, якоже и прочии

В нихже и мы вси… Мы все — иудеи; исключения никакого, мертвость духовная от грехов была повсюдная.

В нихже, — εν οις, — к чему отнесть? — Ближайшее впереди имя — сыны противления (2). Если к ним отнести, будет: среди их, между ними, то есть сынами противления; к чему, в подтверждение, подходит и греч. жили — ανεστραφημεν, собственно — вращались. Но ведь об иудеях вообще нельзя сказать, что они вращались среди сынов противления. Отличительная их черта — жить особняком от всех; как и держали они себя, не только у себя, в своей земле, но и когда жили в рассеянии. Потому, думается, лучше — εν οις — отнести к παραπτωμασι — прегрешениям (1). Мертвость духовную он производит от двух причин — от прегрешений и грехов. Прилагая далее это начало к язычникам и иудеям, к первым говорит: εν αις, — то есть αμαρτιαις; — в нихже — то есть во грехах; прилагая же к иудеям, говорит: εν οις — то есть παραπτωμασι — в нихже, то есть в прегрешениях. Так понимает это сочетание блаженный Иероним.— «В нихже должно относить к прегрешениям (1). Выше он выставляет два предмета — прегрешения и грехи. Относясь затем к грехам, сказал: в нихже иногда ходисте (2), а к прегрешениям ничего там не сказал в пояснение и приложение; теперь же говорит: в нихже и мы вси жихом — то есть в прегрешениях, — чтоб не показалось, что он по гордости себя (иудеев) исключает из числа грешников».

Замечательно, что, говоря о греховной мертвости язычников, Апостол объясняет, что они были держимы во грехах, или увлекаемы к ним, прелестями мира и кознями князя века сего. Подводя же под ту же мертвость иудеев, говорит, что эти погрязали в прегрешениях, потому что жили в похотях плоти, не стороннею силою влекомы были к ним, а своею развращенною волею падали в грехи, творя волю плоти и помышлений. Дается мысль, что ни мир, ни диавол не имели такой власти над народом Божиим, какую являли над язычниками. В самом деле, все порядки личной, семейной, церковной и гражданской жизни у иудеев заведены были по предначертанию свыше. Все были освящены волею Божиею и вели к улучшению нрава и приближению к Богу. Тлетворные обычаи мира могли протесняться в среду их только татски, незаконным путем; тогда как у язычников эти обычаи составляли существо их жизни, — из страстей вырождались, страсти питали и разжигали. Равно и князь мира терял над иудеями власть, коль скоро они приняли знамение избрания Божия, вследствие которого составляли удел Божий. Князь мира с обычаями мог входить в круг иудеев только по призыву их самих, когда они, свергши иго благой воли Божией, добровольно предавали себя их чуждому игу. На это и указывает Апостол, говоря, что и мы все были во грехах, живя в похотях плоти. Мир и князь века сего никакой над нами власти не имели, но мы сами погрязали во грехах, живя в похотях, сами для себя были врагами, похоти наши заменяли для нас тлетворную силу мира и князя его. — Но если так можно было думать об иудеях, не тем ли паче надлежит так судить о христианах?! — Не было бы среди нас места миру и диаволу, если б не падкость наша на похоти.

Под похотями плоти или похотливою плотию разумеются здесь вообще грехолюбивые стремления сердца, отличительная черта которых — самоугодие, — склад души, по коему она все делает только в угодность себе, наперекор требованиям совести и внушениям страха Божия, гласно и определенно предъявляемым.

Самоугодие имеет два вида проявления — воля плоти и помышлений, конечно греховных; иначе сказать: плотские страсти и душевные страсти и склонности. Творяще волю плоти и помышлений, то есть что ни пожелает плоть и что ни задумает душа в угодность себе, все то, или одно то, и делали мы, следовали то есть требованиям и влечениям страстей и наклонностей телесных и душевных, — себялюбивых. Святой Златоуст говорит: «Все мы жили, не помышляя ни о чем духовном, — вси, потому что нельзя сказать, чтобы хоть кто-нибудь составлял в этом случае исключение. Но чтобы кто-нибудь не стал подозревать, что это говорится с намерением клеветать на плоть, и чтобы не подумал, что вина ее в этом слишком уже велика, смотри, как Апостол предупреждает все подобные подозрения и мысли; творяще, говорит, волю плоти и помышлений, то есть (самоохотно), увлекаясь похотями и удовольствиями».

Феодорит в слове — помышлений видит, как зарождается грех сначала в помыслах греховных, а потом уже чрез сочетание с ними воли производится и делом чрез тело. «Апостол, — пишет он, — показал, что не одна плоть, но и самая душа заслуживает обвинение; потому что первоначально приемлет в себя наклонность к худшему, а потом уже с помощию плоти приводит в действие, что замышлено умом».

Но, подумает кто, — что же мертвыми (1) он себя не называет, как назвал язычников? — Это уже само собою разумеется. Коль скоро во грехах, то и мертвы, ибо где грех, там и смерть духовная. Но сверх того, ниже он и прямо причисляет иудеев к мертвым духовно, когда говорит: и сущих нас мертвых прегрешеньми (5), — где совмещает под нас и иудеев, и язычников.

И бехом естеством чада гнева. Поелику, творя волю плоти и помышлений, погрязали мы в грехах, то за это состояли и под гневом Божиим. «Раздражили мы Бога, прогневали Его, — стали только предметом гнева Божия, и ничем другим», — говорит Златоуст. То же пишет и Феодорит: «Сказал Апостол естеством чада гнева, то есть достойны гнева и крайнего наказания. Так антихриста наименовал сыном погибели (2 Сол. 2, 3), то есть достойным погибели». По Экумению и Феофилакту — стали чадами гнева, как делающие дела, достойные гнева. Василий Великий в 268 правиле кратком говорит: «Чадом гнева бывает иной, поколику соделал себя достойным гнева. Ибо как тех, которые достойны Господа и делают дела света и дня, Апостол наименовал сынами света и сынами дня (1 Сол. 5, 5), так следует понимать и слова: бехом чада гнева».

«Слово же — естеством стоит вместо — истинно, подлинно — αληθως και γνησιως» (Экумений, Феофилакт).

Якоже и прочии. «Значит, никто не был свободен (от гнева), но все мы, по делам своим, были достойны гнева Божия» (святой Златоуст).

Грех всех сравнял, как пространнее изображает это святой Павел в послании к Римлянам, собирая разные указания на это Ветхозаветного Писания (Рим 3:10−18). Какая мрачная картина состояния во грехе! Грешник мертв духовно, под тиранством состоит диавола, обладается духом мира, влечется необузданно движениями плоти, рабствует душевным страстям, мятется греховными помышлениями, и за то все — сын гнева, и, следовательно, оброчник вечного наказания. Избавленным от такой беды как не прославлять державную крепость Избавителя, благодатию Своею воскрешающего грешника от смерти греховной и вводящего его в светлую жизнь Богоугождения и святости.

Источник: Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Григорий Нисский (331/5−~394)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие

Божественное Писание может в двух смыслах употреблять слово «сын», называя так одних по природе, других — по приобретению и усвоению. Когда Писание говорит о сынах человеческих и сынах овнов, это означает сущностное отношение рожденного к тому, кем он был рожден. Когда же он говорит о сынах силы (ср. 1Цар 14:52 (LXX) — Примред.) или чадах Божиих (ср. Ин 1:12 — Примред.), то имеет в виду близкое родство, произведенное изволением человека.

Источник: Против Евномия.

Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)

И мы все жили, некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов

Естественный человек живет по своим собственным желаниям: отдается в плен своим устремлениям, живущим в нем, не разбираясь в них, подчиняясь всецело. А христианин борется со своими желаниями, он постоянно настороже, соображая жизнь свою с законом Божиим, который он считает нормою своей жизни. К сожалению, многие из христиан живут без всякой нравственной сдержки, отдаваясь в полную волю своим страстям, сами того не замечая. Очень хорошо характеризует таких людей один русский писатель, в типе Миши: «У Миши нет идей, а есть ощущения, а так как при этом у него отсутствуют задерживающие центры, то он моментально исполняет то, что велят ему желудок, печень… (С. Елпатьевский, рассказы Т. П. СПБ, 1904 — «Миша», стр. 18).

Река, вышедшая из своих берегов, запол_ (фрагмент утерян) а когда тихо катит свои воды в своих определенных берегах, она приносит людям много пользы… Если бы люди следили за собою, направляя свою жизнь по нормам Христовым, — воистину радость была бы на земле!

Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов

Не этим только успокаивает их, говоря, что греховность наша происходила от диавола, но и тем, что и сам себя, и всех прочих ставил в одно с ними положение; так как никто не был безгрешен. Похотями плоти называет те, которые происходят от плотского мудрования. Что он здесь не порицает плоти, — это ясно. Ибо сказав: исполняя желания плоти, присовокупляет: и помыслов, то есть не помышляя ни о чем духовном. Поэтому не плоть достойна осуждения, но помышление, которое влечет к страстным удовольствиям. Или же таким образом: мы оскверняем ум, помышляя злое, и плоть, совершая это. А делами плоти можешь считать прелюбодеяние и тому подобное, а делом помыслов — зависть, злопамятство и тому подобное.

и были по природе чадами гнева, как и прочие

Это сказано вместо: — мы оскорбляем и прогневляем Бога, и ничто другое были на самом деле, как гнев; подобно тому, как дитя человеческое по природе есть человек, так и мы. И как сынами геенны и сынами погибели называются достойные того, так и чадами гнева называются делающие достойное гнева. Слово же по природе поставлено вместо: истинно и подлинно, как и прочие, ибо никто не был свободен от гнева.

Источник: Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям

Выше Павел сопоставил два понятия: И вас, мертвых по проступкам и грехам вашим (Еф 2:1), и к грехам отнес слова: в которых вы некогда жили, а к проступкам ничего, по-видимому, не приложено такого, что могло бы дополнить смысл. Теперь же говорит: между которыми [т. е. сынами противления] и мы все жили [некогда по нашим плотским похотям], — и притом прибавил: мы все, чтобы не показалось, будто он по самомнению исключает себя. Но кто говорит о себе, что он жил, то сознается в проступках прошлого, а не в настоящих.

исполняя желания плоти и помыслов

А между грехом плоти и грехом мысли, по моему мнению, есть такое различие: грех плоти есть бесстыдство и невоздержанность, [а также] то, что служение ей выполняется в страстных движениях. Преступления же мысли относятся к учениям, противным истине, и к еретическому развращению. Так что мы можем сказать, что весьма многие из еретиков (хотя это и редко) исполняют пожелания мысли, а не похоти плоти; а многие, в противоположность принадлежащим к Церкви, исполняют похоти плоти, а не ума; а есть очень многие, которые исполняют похоти и плоти, и помышлений.

Источник: Комментарий на Послание к Ефесянам

Августин (354−430)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие

О природе я уже сказал: когда мы строго говорим о самой природе, то подразумеваем природу изначального сотворения человека — по образу Самого Бога и без греха. В другом случае мы понимаем ту греховную природу, в которой рождаемся заблудшими и подчиненными нашей плоти в наказание за наше осуждение. В связи с чем апостол говорит: и были по природе чадами гнева, как и прочие.

Источник: О природе и благодати.


Что же такое порочность природного человека, и семя злословия от начала, и рожденные в плену и погибели по природе чада гнева? Неужели это заложено в природу Адама? Отнюдь нет, но природа в нем исказилась, и от него она естественным ходом пошла и идет через всех, и уже ничто не убережет от этой погибели, кроме милости Божией через Господа нашего Иисуса Христа.

Источник: О браке и вожделении.

Амвросиаст (IV в.)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие

Упоминая плотские похоти, Павел обозначает их как вероломство. Похоть плоти означает наслаждение видимым, так что богами начинают называть вещественные элементы, которым Бог предназначил быть средствами управления миром. Имя же это [«Бог»] должно относиться к одному только Богу, от Которого все происходит, а поскольку нет равного Ему по силе, то и не может быть ни у кого Его имени…

Если же кто полагает, что плотские похоти означает что-то другое, пусть знает, что апостол вел непорочную жизнь, ибо жил, согласно праведности закона, беспорочно. И поскольку он последовал вере во Христа, Павел говорит мы: мы все жили некогда по нашим плотским похотям. Всякий грех — от плоти, которая — мать всякого преступления.

Источник: На Послание к Ефесянам


Природа определяется волей, ведь человек судится, исходя из воли, а не из природы. Без всякого сомнения, все мученики и оправданные — благи, но не потому, что родились верующими, а потому, что возродились.

Источник: Вопросы относительно Ветхого и Нового Заветов

Тертуллиан (155/60−220/40)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие

Как иудей, Павел был одним из сынов противления, в ком действовал дьявол, когда он преследовал Церковь и Христа Творца, о чем и говорит: мы были чадами гнева. Но — по природе, чтобы еретик, коль скоро Творец назвал иудеев сынами (ср. Пс 28:1 и Лк 20:36), не счел, будто Господь и есть творец гнева. Когда же апостол говорит: были по природе чадами гнева, то иудеи — сыны Творца не по природе, а по избранию отцов; сынов гнева он относит к природе, а не к Творцу.

Источник: Против Маркиона

Лопухин А.П. (1852−1904)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие

Между которыми, т. е. в числе этих сынов противления. — Были и мы, т. е. Иудеи. — По нашим плотским похотям. Ап. разумеет здесь пожелания как телесные, так и душевные, которые идут против высших требований духа (ср. Гал V:17). Отсюда можно заключать, что Иудеи не стояли под действием чуждой, бесовской, силы, как язычники, и поэтому, пожалуй, их вина больше, чем вина язычников, которые никак не могли освободиться от влияния этой чуждой силы. С собственными похотями Иудеям бороться было все таки возможно. — Исполняя желания плоти и помыслов. Иудеи допустили свой разум (помыслы — διάνοιαι = собственно: настроение душевное) и желания похоти или, проще говоря, самую плоть заключить между собою союз, вместо того, чтобы сделать свой разум орудием борьбы против поползновений плоти. Вследствие этого плоть стала с большой дерзостью предъявлять человеку свои требования. — И были по природе чадами гнева, как и прочие, т. е. оставались, подобно язычникам, под действием гнева Божия, совершенно заслуженного нами уже по самой нашей, развращенной наследственным грехом Адамовым, природе. Это выражение указывает внутреннюю основу факта, обозначенного в предыдущем выражении: «исполняя желания плоти и помыслов». — Гнев Божий, о каком здесь говорится, есть ревность святой любви Бога к людям против их увлечения нечестием.

См. также Толкование на Еф 2:1

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.