1-е послание Фессалоникийцам 4 глава » 1 Фессалоникийцам 4:13 — толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Фессалоникийцам 4:13

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на 1 Фессалоникийцам 4:13 / 1Фес 4:13

1-е послание Фессалоникийцам 4 стих 13 — синодальный текст:
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 13−14 не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним

Потом здесь говорит Павел о воскресении. Для чего же?.. Конечно, слово о воскресении может утешить скорбящих, а сказанное теперь может сделать воскресение достоверным… Следовательно, скорбеть об отшедших свойственно не имеющим надежды… Послушайте, жены, любящие плакать и предаваться безмерной скорби: вы поступаете по-язычески. Если же скорбеть об умерших свойственно язычникам, то скажи мне, кому прилично сокрушаться и терзать ланиты? Зачем плачешь ты, если веруешь, что умерший воскреснет, что он не погиб, что смерть есть сон и покой? Зачем говоришь, что я лишилась в нем супруга, защитника, попечителя и помощника во всех делах и нуждах? Но когда ты лишилась сына в младенческом возрасте, который еще ничего не мог для тебя сделать, тогда о чем плачешь, о чем жалеешь? Он, говоришь, подавал добрые надежды, и я ожидала, что он будет иметь обо мне попечение. Вот почему я сожалею о муже, вот почему о сыне, вот почему терзаюсь и рыдаю — не потому, что я не веровала в воскресение, но потому, что стала беспомощною и лишилась покровителя, сожителя, сообщника во всем, утешителя. Вот почему плачу я… Вот почему терзаюсь, вот почему плачу. …Ничего нам не тягостно, если возжелаем любить мудрость.

Источник: Гомилии на 1-е послание к Фессалоникийцам


Впрочем, если мы будем внимательны, то все это, появившееся в жизни за грехи наших прародителей, нисколько не сможет повредить нам, а останется одним только названием. Так, первый человек за преступление подвергся осуждению смерти и положил начало жизни в печалях и трудах, а Хам ввел рабство. Но пришедший на землю Господь Христос сделал, что все это будет только одним названием, если мы захотим того. В самом деле, и теперь уже смерть — не смерть, но только носит название смерти, а лучше сказать, и само название ее ничтожно: мы уже не называем ее и смертью, но успокоением и сном. Так Сам Христос сказал: Лазарь, друг наш, уснул (Ин 11:11); и Павел в послании фессалоникийцам говорит: Не хочу оставить вас, братья, в неведении об усопших.

Источник: Гомилии на Книгу Бытия.

Василий Великий (329/30−379)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

Все управляется благостью Владыки. Что ни случается с нами, мы не должны принимать этого как огорчение, хотя бы в настоящем и чувствительно задевало бы оно нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо, однако же должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно или нам самим по причине награды за терпение, или душе, у нас похищенной, чтобы она, замедлив далее в этой жизни, не заразилась пороком, водворившимся в мире. Ибо если бы надежды христиан ограничивались этой жизнью, то справедливо было бы признать прискорбным раннее разлучение с телом. Но если для живущих по Богу начало истинной жизни — это разрешение души от этих телесных уз, то для чего нам печалиться, как не имеющим надежды? Итак, послушайся моего совета и не падай под тяжестью горя, но покажи, что ты выше него и не поддаешься ему.

Источник: Послания.

Григорий Нисский (331/5−~394)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

Когда великий во святых Василий из жизни человеческой переселился к Богу и сделался для церквей общим поводом к плачу, оставалась же еще в жизни сестра и наставница. С поспешностью пошел я разделить с нею горе о брате… Она же, подобно сведущим в искусстве править конями, дав мне ненадолго увлечься порывом страсти, начинает потом сдерживать словом, словно некоей уздой, рассуждением своим успокаивая возмущенную душу; и произнесено было ею это апостольское изречение: не должно скорбеть о почивших, потому что скорбь эта свойственна только не имеющим надежды. И поскольку сердце мое еще кипело от печали, я сказал: «Возможно ли людям это исполнить, когда в каждом есть какое-то естественное отвращение от смерти Кто видит умирающих, те с трудом сносят это зрелище. А к кому приближается смерть, те, сколько можно, от нее бегут».

Источник: О душе и воскресении.

Кесарий Арелатский (470−543)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

В евангельском чтении о десяти девах, возлюбленные братья, которое мы услышали, говорится, что все девы приготовили свои светильники, однако неразумные не запаслись также и маслом, а мудрые наполнили маслом свои сосуды. Но так как жених медлил прийти, то задремали все и уснули (Мф 25:5). А посреди ночи раздался громкий крик: Вот идет жених, выходите навстречу ему (Мф 25:6)! Тогда встали все девы те и поправили светильники свои (Мф 25:7). Светильники неразумных погасли, и они попросили остальных, у которых в сосудах было масло, чтобы они им дали масла, а те ответили: «Вдруг и нам, и вам не хватит? Лучше пойдите купите себе» (Мф 25:9). А пока они ходили покупать, пришел жених, и те, что были готовы, вошли с ним на брачный пир, и дверь закрыли. Потом пришли остальные девы и попросили: Господи, отвори нам (Мф 25:11). А им в ответ: «Не знаю, откуда вы».

Что же это означает, дражайшие братья, мы вкратце внушим вашей милости согласно тому, что прочли в изъяснениях отцов древности. О пяти девах говорится не потому, что в вечную жизнь войдет столь малое число [людей], а из-за пяти чувств, через которые в нашу душу входит либо смерть, либо жизнь, — мы или злоупотребляем ими и гибнем, или используем их к добру и сохраняем душевное целомудрие. В речи о задерживающемся женихе, о всеобщей дреме и сне «сон» означает смерть. Так ведь и апостол говорит: Не хочу оставить вас в неведении об усопших. Полночь же, когда раздался громкий крик, означает судный день. Слово полночь (Мф 25:6) сказано из-за [нашего] неведения: никто ведь не знает, когда и в какой час наступит день суда.

Источник: Проповеди.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Ст. 13−14 не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним

Если вы мне напоминаете о той скорби, что он [Валентиниан] рано ушел из жизни, то и я не отрицаю, что он скончался в преждевременном возрасте, который мы желали бы поддержать временами нашей жизни, чтобы дожил до наших годов тот, кто не смог наслаждаться своими. Но спрашиваю: есть ли какое-нибудь чувство после смерти или нет? Если оно есть, он живет, именно потому он наслаждается вечной жизнью, что оно есть, и каким образом не имеет чувства тот, чья душа и живет, и процветает, и возвратится в тело, и заставит его жить? Апостол взывает: Не хотим, братья, оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ведь пребывает жизнь у тех, для кого пребывает воскресение.

Источник: О кончине императора Валентиниана.

Феофан Затворник (1815−1894)

не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования

Не хощу не ведети — обычный святому Павлу оборот речи, когда он хочет обратить особое внимание своих читателей на какой-либо предмет, вновь ли он рассуждает о нем, или только напоминает.

Не хощу не ведети; следовательно, хочу, чтоб вы знали, хочу преподать вам точное понятие о положении умерших для вашего успокоения. В бытность свою у них он не успел преподать им всего о сем предмете. Теперь дополняет недостающее, приводившее в смущение солунян. Пояснением дела Апостол хочет доставить им утешение.

Не ведети о умерших; относительно умерших, названы здесь (с греческого) усопшими, как прилично назвать их, пиша к верующим в воскресение, о коем здесь начинается речь. Под умершими, по ходу речи, разумеет здесь Апостол верующих, христиан, хотя, конечно, он учил повсюду, что все люди — не христиане только, но и иудеи и язычники, — не только бессмертны по душе, но имеют воскреснуть и с телом, чтоб принять должное воздаяние за все, что с телом наделали, доброе ли то или злое (2Кор 5:10). Не о всех же здесь речь, а только о верующих, потому что до других не было дела в этом случае.

Да не скорбите. Желание расположить солунян благодушно переносить смерть близких заставило писать Апостола. Цель у него — устранить неумеренную скорбь об умерших, в какую повергало солунян неведение о том, как умершие сделаются причастниками вечного во Христе блаженства. Он как бы говорит: я поясню это — и вам нечего будет скорбеть. «Ибо, —как говорит Златоуст, — многие предметы повергают в скорбь потому только, что мы не знаем их, но когда хорошо узнаем их, отлагаем скорбь». Неведения, или неверия, о воскресении не видно у солунян; и Апостол «говорит с ними так не потому, что они не верили в воскресение, но потому, что, несмотря на сие, оплакивали умерших» (Златоуст).

Якоже прочии, не имущии упования. Эти прочие, — и из иудеев часть, потому что и между ними саддукеи отвергали воскресение мертвых, — и все язычники, кои и понятия не имели о воскресении, самую же загробную жизнь загромождали безобразными мечтами, подавшими повод многим и совсем отвергать бессмертие. Почему Апостол именует их упования не имущими (Еф 2:12). Их писатели говорят: надежды — удел живых, умершие же безнадежны (Феокрит). Солнце заходит и восходит; нам же, коль скоро однажды померкнет луч жизни, предлежит непробудно спать вечную ночь (Катул). Никто еще не возвращался из тех, коих однажды охватила хладная пауза жизни (Лукреций). — Таким свойственно оплакивать умерших, «потому что все умершие для них ничто» (Златоуст). Христианам, чающим по смерти лучшего образа бытия, не скорбеть, а радоваться должно об отходящих, что совершили течение и идут получать уготованный венец (2Тим 4:8).

Какая мысль у Апостола в этом сравнении: якоже прочии? Хочет ли он устранить всякую скорбь, говоря: чтоб вы совсем не скорбели, как скорбят не имущий упования; или говорит только: да не скорбите в такой степени и в таком Духе, как скорбят те? Блаженный Феодорит принимает последнее: «Апостол не вовсе запрещает печалиться, но отвергает неумеренность скорби и утешает упованием воскресения. Ибо не имеющим сего упования извинительно предаваться умеренной печали. Посему-то не сказал: об умерших, но об усопших, — в самом наименовании заключая утешение: ибо за сном следует пробуждение». Святой Златоуст настаивает на первом: «Скорбеть об умерших свойственно не имеющим упования. И подлинно, душа, совершенно не знающая о воскресении и эту смерть почитающая смертию (то есть уничтожением), естественно скорбит об умерших, как о погибших, сетует и безутешно плачет; а ты, чающий воскресения, чего плачешь?»

По духу веры и упования христианского, последнее уместнее для христиан; ибо для них смерть потеряла свое жало. И кто ясно с убеждением созерцает, что ожидает христиан по смерти, тот плакать об умерших не станет. Первое — поблажливее немощам нашим. Можно так: начинай с умеренной скорби и восходи к благодушию пред лицом смерти, провожая умерших, как провожают отправляющихся в иную страну на лучшую жизнь.

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Ефрем Сирин (~306−373)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

Отнюдь не должно быть вам в неведении о умирающих (почивающих) да не скорбите, как и прочие язычники, кои ни воскресения не имеют, ни надежды не имеют на обещанное блаженство.

Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам

Иустин (Попович) (1894−1978)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

В чем состоит человеческая жизнь? Это знают только те, кому известно, что такое смерть. А что такое смерть, знают только те, кому известно, что такое Воскресение. Они знают о Воскресении Господа Иисуса Христа от гроба, о Его Вознесении на небо, о Его деятельности в Церкви и что Он, как Воскресший Господь, есть Вечный Победитель смерти. Только с Воскресением Христовым стало явным таинство смерти, открылась его природа и исчезло его безобразие. Да, смерть с Воскресением Христовым умерла и теперь мертва; для нас, христиан, смерть мертва. И благодаря Воскресшему Господу Иисусу Христу, мы стали сильнее смерти сейчас, и всегда, и во все века. С Воскресением Спасителя мы очень хорошо узнали таинство смерти и таинство жизни — и не только земной, но и небесной, вечной жизни.

Что такое жизнь, не знают безбожники и неверующие во Христа, поскольку они не знают, что такое смерть и что такое Воскресение. Или, лучше, они не знают, Кто такой Христос Но только Богочеловек Христос дает человеку совершенное знание о жизни и смерти; Он решает эти неразрешимые проблемы, отвечает на эти два безответных вопроса и раскрывает эти два непостижимых таинства. Воскресение Христово — это один глаз, Вознесение — другой, и этими двумя глазами вы можете увидеть жизнь и смерть, постигнуть, в чем состоят их таинства.

Только мы, христиане, знаем, благодаря Богочеловеку, что такое человек, откуда он, как существует, куда направляется, когда уходит из жизни. В земной жизни, в смерти и после смерти мы твердо держимся за Христа посредством веры, любви, молитвы и всякой добродетели, творимой ради Него.

Тот, кто умирает с верой в Воскресшего Господа, в действительности посылает душу свою в глубокий сон, который продолжится до дня Всеобщего Воскресения, пробуждения от смерти и Страшного Суда, — ведь с Воскресением Христовым смерть стала сном для человеческого тела, и мы, христиане, знаем, что наши мертвые — это в действительности усопшие и по телу, из которого вышла святая душа, чтобы ожидать Дня Судного. Тела спят до Всеобщего Воскресения и восстанут по зову Господа Иисуса Христа, Воскресшего Богочеловека, единственного Победителя смерти, Который и мертвых пробудит от сна смертного, как воскресил, живя на земле, четверодневного Лазаря и дочь Иаира, и сына вдовицы Наинской. Наши мертвые называются усопшими, поскольку восстанут в день Всеобщего Воскресения.

Человек не умирает, но тело его погружается в глубокий сон. В этом состоит наше упование, знание, истина и жизнь. Только для безбожников человек умирает совершенно, после смерти нет жизни, но мрак, тлен и зловоние. Является ли настоящей жизнью такая жизнь, которая заканчивается смертью? Это не жизнь, а непрестанное умирание. Когда умирают нехристиане, то следует скорбеть о них, поскольку они умирают без надежды. А христиане? Христианам не подобает скорбеть о своих усопших, как остальным, не имеющим упования воскресения. Но в некоторой степени естественно скорбеть об умерших даже для христиан, поскольку они расстаются, хоть и временно. Печаль естественно присуща смерти, несмотря на то что Своим Воскресением чудный Господь превратил скорбь в радость, которой никто не может отнять. Бессмертная душа оставляет земное тело на земле: разлучение загадочное и грустное, и она одна попадает в бессмертие, предназначенное ей от Господа. О, как необходимо, чтобы наши молитвы сопровождали душу в ее таинственном шествии в иной мир!

Господь плакал об умершем друге Лазаре и этим освятил наш плач об умерших как плач о таинстве смерти, скорбном по причине греха и смерти, а не как плач потерявших надежду вновь увидеться со своими умершими близкими. Вы можете иметь печаль о смерти, но не такую, как у безбожников, не имеющих упования. Как не скорбеть, когда живое тело становится мертвым, когда ходивший бездвижен, говоривший безгласен, когда глаза не видят, уши не слышат и все члены бездейственны? Разве это не то тело, которое еще так недавно было жилищем невидимого духа? То, что было невидимо, ушло, а осталось лишь видимое. Здесь есть над чем скорбеть, но и для этой скорби есть свое утешение. Какое? Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1Фес 4:16). Да престанет скорбь там, где существует такое утешение!

Почему мы боимся смерти? Может, потому, что она горькая? Но Христос прошел этим путем (блж. Августин). Вспомните апостольские слова и не скорбите о своем умершем друге, как безбожники, не имеющие упования. Ведь если мы верим в Воскресение Христово, то верим и в воскресение тех, ради кого Христос умер и воскрес. Зачем плакать о том, кто вернется? Ведь он не мертв, а лишь путешествует. Вы не можете плакать о том, кто немного раньше ушел от вас и на встречу с кем вы торопитесь.

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Августин (354−430)

Ст. 13−14 не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним

Действительно, ты не должен считать себя покинутым, поскольку во внутреннем человеке у тебя присутствует Христос по вере в сердце твоем. Тебе ли должно скорбеть, как язычники, не имеющие надежды, когда, благодаря вернейшему обещанию, у нас есть надежда, что в этой жизни мы, собирающиеся ее покинуть, некоторых наших близких, которые от нас уходят, не потеряли, а послали впереди себя к той жизни, в которую придем и в которой они нам будут дороги и любезны, без всякого страха разлуки, по крайней мере, настолько же, насколько были близки.

Источник: Послания.


Он не просто говорит: «дабы вы не скорбели», но — дабы вы не скорбели так, как язычники, не имеющие надежды. Итак, нужно, чтобы вы скорбели, но скорбящего пусть утешает надежда.

Источник: Проповеди.


И после этого Иисус говорит им: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его (Ин 11:11). Он сказал истинно. Для сестер тот умер, для Господа спал. Умер для людей, которые не могли его поднять — ибо с такой легкостью Господь разбудил его от смерти, с какой ты не пробуждаешь спящего ото сна. Стало быть, в соответствии со Своим могуществом Он назвал того спящим, поскольку и другие мертвые часто называются в Писании усопшими, как говорит апостол: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. А потому и он назвал их усопшими, что предвещал, что они воскреснут. Спит, следовательно, всякий мертвый — и хороший, и дурной.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.

См. также Толкование на Мф 25:5

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (περί των κεκοιμημένων — усопших)

Здесь апостол ведет речь о воскресении. Если и прежде им было говорено об этом, все же он думал теперь открыть некоторую тайну. Или, они знали все касающееся воскресения, но плакали, от чего он теперь и врачует. Но так как незнание многих вещей печалит нас, а знание, напротив, облегчает печаль, то он говорит: не хочу оставить вас в неведении. Не сказал: αποθανόντων — об умерших, но: κεκοιμημένων — об усопших, показывая и самим выражением, что будет воскресение.

дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

Какой надежды? Надежды на воскресение. Ибо те, которые не имеют надежды на воскресение, должны скорбеть. Послушаем и ужаснемся. Чему же? Потому ведь ты не хочешь оставить их в неведении, чтобы они не скорбели? Ведь ты не говоришь: дабы вы не подверглись наказанию, но дабы не скорбели. Так говорит потому, что эта скорбь влечет наказание.

Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Фульгенций Руспийский (468−533)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

В нашем сердце должно оставаться различение благотворной и вредоносной печали, благодаря чему дух, преданный вечным делам, не ослабевает из-за утраты временного утешения, а испытывает благотворную печаль о тех делах, в которых, он думает, что или меньше, или не так, как следовало, что-нибудь сделал. Поэтому Павел учит, что та и другая печаль различаются не меньше действием, чем воздаянием. Наконец, он показывает, что в одной заложен благотворный исход — спасение, а в другой роковой исход — смерть, говоря: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор 7:10).

Источник: Послание XVIII.

Филоксен Маббугский

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

И так же воскресение наше будет совершено силой Духа, пребывающего в нас. Поскольку Святой Дух есть в верных, которые умирают, то нельзя называть их смерть смертью, но — сном. Хочу я, братья, сказал Павел, дабы вы не скорбели о тех, кто засыпает, как прочие, не имеющие надежды.

Источник: О вселении Святого Духа.

Лопухин А.П. (1852−1904)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

В этом и дальнейших стихах послания речь идет о двух самых важных темах: судьбе умерших до парусии Христа, и о признаках самой парусии. Мысль стиха 13 не стоит отдельно от ст. 11−12. Усиленное развитие ожиданием парусии Христа, ослабив, с одной стороны, внимание к обычной рутине жизни, могла, с другой стороны, вызвать настойчивый вопрос о том, какова будет судьба тех, кои умрут, или же умерли до парусии. Нужно думать, что несколько случаев смерти уже имело место; затруднение было не совсем воображаемое. Тимофей, в свою бытность в Ф., несомненно заметил это затруднение, и сообщил о нем Ап. Павлу, Ап. не желает оставить Ф. без объяснения на эту очень важную тему, — именно peri twn kekoimh menwn — умерших. Ватиканский и Синайский кодексы читают koimwmenwn — что, по мнению англ. ученого еп. Lightfoot'a, «является более выразительным термином, указывающим вперед на будущее пробуждение, и т. об. содержащим в себе намек на воскресение более определенным образом, чем kekomhmenwn». (Notes, стр. 63). Цель Апостола та, чтобы они не скорбели, как oi loipoi — как язычники. Здесь не скорбь вообще запрещена, что отчасти естественно человеку, а излишнее ее проявление, как у язычников, смотревших на факт разлуки с миром, то с отчаянием, то с тем грустно-безнадежным, но отчасти и бравирующим чувством, которое там хорошо выражено у римского поэта Катулла: Nobis, cum semel occidit brevis lux, Nox est perpetua una dormienda. (Смотри Catulli, Tibulli, propertii carmina, Lipsiae, 1890, стр. 3:V:5−6). У Ф. же примешивалось сюда и опасение за судьбу умерших.

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.