1-е послание Фессалоникийцам 4 глава » 1 Фессалоникийцам 4:4 — толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Фессалоникийцам 4:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на 1 Фессалоникийцам 4:4 / 1Фес 4:4

1-е послание Фессалоникийцам 4 стих 4 — синодальный текст:
чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,

Иоанн Златоуст (~347−407)

чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести

«Чтобы каждый из вас, — говорит, — умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» Следовательно, надобно учиться, и много, чтобы не предаваться нечистоте. Следовательно, когда сосуд чист, и пребывает в святости, мы владеем им; когда же нечист, тогда владеет им грех. И действительно, — потому что он делает тогда не то, чего мы хотим, но то, что повелевает грех.

Источник: Беседы на послание к Фессалоникийцам

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Ст. 4−5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Итак, увещевай народ Господень, а также наблюдай, чтобы он изобиловал добрыми делами, отвергал непотребные дела, не разжигался пожаром пламени — и скажу: не только в субботу, но во всякое время — чтобы не сжечь свое тело. Блудодеяние и нечистота да не будут среди рабов Божиих, ибо мы служим непорочному Сыну Божию. Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом, чтобы ожидать должных плодов только от такого, который возделан его телом, и пусть ему земля не принесет терния и волчцы (Быт 3:18), но да скажет и он: Земля дала плод свой (Пс 84:13). И пусть некогда земля, тернистая в немощи страстей, расцветет в насаждении добродетелей.

Источник: Послания.

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 4−5 и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы неведящии Бога

Смысл текста зависит от того, как понять слово: сосуд И всякий человек бывает, по Писанию, или сосудом милости Божией, или сосудом гнева (Рим 9:22 — 23). И тело именуется скудельным сосудом (2Кор 4:7). И жена есть сосуд немощнейший (1Пет 3:7). Первое значение, очевидно, здесь неприложимо. Из двух последних, одни принимают одно, другие другое значение. И это еще со времени Феодорита, который пишет: «Свой сосуд иные толкуют так: свою супругу». Из древних понимал так слово сие блаженный Августин, указывая в словах Апостола урок — не только не касаться чужих жен, но и к своей относиться честно и свято. Исключая же его, все древние известные толкователи разумеют под сосудом — тело. Если потому решать разногласие большинством и весом согласных мнений, этому мнению должно дать преимущество. Но, и основываясь на букве, нельзя держаться того мнения, что здесь разумеется жена, ибо некоторые, употребленные здесь Апостолом речения, не совсем удобно прилагаются к жене. Блаженный Феодорит, сказавши, что некоторые под сосудом разумеют жену, прибавляет: «Но думаю, что Апостол сосудом называет тело каждого, потому что дает закон не одним живущим в супружестве», «но и безбрачным и вдовствующим предлагает урок», —дополняет Экумений. Та же мысль у святого Златоуста, Дамаскина и Феофилакта. Сосудом тело называется или как вместилище души и вместе с душою — благодатных даров (2Кор 4,7), или как орудие для заимствования нужного совне и для обнаружения внутреннего своего вовне. Да будет тело чисто как орудие, чтобы чисто совершать богоугодные дела; да будет оно чисто как вместилище, ибо нечистый сосуд и чистое вино портит Да будет у христианина чисто все, от мыслей и чувств души до по-следних движений и раздражений тела, — и жизнь его, — телесно-душевно-духовная, — объединясь, да течет чисто, как чисто струится светло-прозрачная вода чистого источника, протекая по чистым местам

Ведетистяжавати. Стяжавать — себе присвоить, употреблять и просто иметь. Апостол внушает — владеть телом, употреблять его и содержать в святости и чистоте. Кто предается блуду, тот предает тело греху; кто прекращает этот грех, тот искупает его из сего плена, снова овладевает им и начинает употреблять его по своим целям, а не по влечению похоти. Святой Златоуст пишет: «Когда сосуд (тело) чист, мы владеем им и он пребывает в святости, когда же нечист, тогда владеет им грех. Ибо он делает тогда не то, чего мы хотим, но то, что повелевает грех». Такое владение телом требует труда, подвига, обучения тела. Почему Апостол пишет: ведетистяжавати. Ведети, не в смысле теоретического знания, а в смысле деятельного опыта, — уметь владеть телом. «Следовательно, надобно учиться, и много, чтоб не предаваться нечистоте» (Златоуст). «Стало быть, целомудрие требует обучения и подвига» (Экумений). В этом — подвиг не для одних безбрачных, но и для живущих в супружестве. Страсть эта очень беспорядочна и бестактна.

Во святыни и чести. Святыня здесь то же, что выше святость, то есть чистота. Но если взять во внимание слова Апостола о теле в других местах, то можно здесь видеть урок — держать тело, как святилище Духа Божия, благоговейно относиться к нему, как ко храму Божию. Не весте ли, — пишет он к коринфянам, — яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть? (1Кор 6:19). И еще: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? Вследствие чего и предписывает им, как церквам Бога жива, нечистоте не прикасаться (2Кор 6:16 — 17), угрожая, что, кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1Кор 3:17). К этому будет подходить и значение слова — в чести. В чести содержит тело тот, кто не позволяет себе падать в страсти бесчестия (Рим 1:26). Блудные дела суть по преимуществу дела срамные. Кто предается им, стыдом покрывает чело свое.

А не в страсти похотней. Надобно различать проявления незаконности в сей страсти. Плотские движения естественны в теле и в них нет греха. Грех в том, как относится к ним человек с своею свободою и совестию. Кто услаждается сими движениями, произвольно возбуждает их и готов удовлетворять им, тот похотствует. Кто частым удовлетворением сей похоти образует в себе склонность к услаждениям ее, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански.

В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает жизнь свою проводить только среди таких порядков, какие могут питать и услаждать ее. Ради сласти, доставляемой удовлетворением. Апостол Павел в своих наставлениях осуждает всю область сей страсти, начиная с первых услаждений движениями плоти и обнимая все пространство дел, навыков и порядков, в которых она властвует. Святой Златоуст пишет: «Здесь показывает Апостол и способ, как должно уцеломудряться, именно, отсекая страсти похотные», то есть первые движения ее, позывы и влечения. Блаженный Феофилакт прибавляет: «Страстию похотною называет Апостол все то, что разжигает похоть: утехи, развлечения, праздность, пышность и прочее. И от этого всего, разжигающего похоть, надобно воздерживаться, если желаешь целомудрствовать». По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть сия у Апостола есть похоть злая (Кол 3:5), а по унижению ею разумной твари страсть безчестия (Рим 1:26).

Якоже и языцы, неведящии Бога. Достоверно известно, что в те времена римляне и греки предавались открыто всей необузданности сей страсти. И ныне лица и народы, возвращающиеся к языческим воззрениям на жизнь, преимущественно рабствуют сей страсти. В объяснение, почему язычники и все подражающие им таковы, Апостол указывает на неведение Бога. Неведение Бога здесь разумеется не умовое, а преимущественно сердечное и совестное. В последнем случае и при хорошем познании теоретическом страх Божий отходит от сердца, а с ним и единственно сильный страж чистоты. От такого чего ожидать доброго? Кто не помнит Бога и страха Божия не имеет, тот уже без удержи предается срамным делам, «язычники таковы потому, что не предполагают будущего наказания» (Златоуст). «Не зная Бога, они не чают и должного воздаяния за дела, и все делают только в свое удовольствие» (Экумений).

Ставя поблажающих похотной страсти наряду с незнающими Бога язычниками, Апостол дает сильное побуждение к воздержанию христианам, которые возлюбили христианство и познали великую его цену. Христиане, с минуты уверования, отособлялись от язычников и в своих понятиях, и в своем поведении. Они в честь себе ставили то, что стали не то, что были прежде. Опасность возвращения на старое сильно возбуждала в них энергию устраняться таких дел и случаев. Это и ставит им на вид Апостол. «Сильно и это отвратить от блуда, что блудящий ставится в ряду с неведящими Бога» (Дамаскин). «Апостол говорит как бы: освободились вы от заблуждения, познали сущего Бога, не подражайте же живущим во тьме неведения и не порабощайтесь страсти похотения» (Феодорит).

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 4−5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Христианина оскверняет любой грех, особенно блуд, поэтому каждый христианин обязан соблюдать свое тело в чести и святости и не дать похоти возобладать над ним, что происходит с языческими народами, не знающими Бога. Но не зная Бога, безбожники, идолопоклонники не знают и человека! Они не знают, что есть человек и каково его предназначение в этом мире. Они не знают, ради чего существует душа и в чем состоит ее вечная цель. Они не знают, что есть тело и каково его вечное предназначение в этой и будущей жизни.

А христиане, ведающие единого истинного Бога и Господа, отличаются от идолопоклонников (безбожников в широком смысле) тем, что знают, ради чего существует человек, зачем он был создан, в чем состоит вечная цель человеческой жизни. Христианин знает, что его тело создано для бессмертия и вечной жизни и что оно воскреснет в день всеобщего Воскресения и вместе с душой примет свой вечный удел и окажется либо в Царствии Божием и вечном блаженстве, либо в царстве диавола и вечных муках. Поэтому христианин и телом и душой ведет святую жизнь. Его тело становится орудием света и правды. Посредством святых евангельских добродетелей он борется с каждым грехом, и не позволяет греху царствовать ни в душе, ни в теле, но делает все, чтобы в них царила правда Божия, любовь и святость, потому что с нами случается одно из двух: либо мы служим греху и смерти, либо добродетели и бессмертию; или Богу, или диаволу.

Мы знаем очень хорошо, что грехи ведут к смерти, а добродетели к бессмертию, ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6:23). Поэтому христиане убивают в себе всякий грех и оживляют всякую добродетель. Они мертвы для греха и живы для Бога посредством божественных сил, которые Господь дает за веру, любовь и молитву.

Тело свое ты соблюдаешь в святости и чести, когда не позволяешь его осквернять нечистым желаниям, лукавым мыслям и блудным похотениям. Стань на страже своего тела и мечом веры отсекай всякий блудный помысл, как только он появится. Огнем молитвы пожигай всякую нечистоту, копьем поста пронзай ее, как только она появится в твоем сердце. Когда бесы блуда нападают на вас со всех сторон, призывайте на помощь все святые силы и Таинства, а прежде всего — Таинства Святой Исповеди и Божественного Причастия. Распните себя постом, потрудитесь в молитве, умойтесь слезами и погасите пламень страстей. Обновите себя богомыслием и бдением, и тогда посетит вас Господь милостью Своею и освободит вас от страстей ради вашей искренней веры и горячего усердия к подвигам Пусть огонь молитвы горит в душе вашей днем и ночью, и тогда все бесы блуда убегут от нее, а все блудные желания исчезнут. Так было со святым Симеоном, от которого даже во время сна исходило пламя благодатной молитвы, разгоняющее легионы нечистых духов со всеми их искушениями. Христиане по своему званию чисты, а поэтому должны стать настоящими святыми. Итак, блуд и нечистота не должны даже именоваться среди них, как прилично святым (Еф 5:3).

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Августин (354−430)

Ст. 4−5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Но хотя есть похоти разных вещей, однако когда называется просто похоть и не прибавляется «похоть чего», уму обыкновенно представляется только та похоть, которою возбуждаются постыдные части тела. Похоть эта не только овладевает всем телом, и притом не только внешним, но и внутренним образом, но приводит в волнение и всего человека, соединяя и смешивая расположение душевное с требованием плоти, и сопровождается таким наслаждением, более которого нет между наслаждениями телесными, — так что в тот момент, когда оно достигает высшей степени своей силы, теряется почти всякая проницательность и бдительность мысли. Кто из любителей мудрости и святых радостей, проводящий жизнь супружескую, но умеющий, как увещевал апостол, соблюдать свой сосуд во святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога, — не пожелал бы лучше, если бы мог, рождать детей без этой похоти, так чтобы и в исполнении этого долга, насаждения потомства, созданные для этой цели члены служили уму так же, как и прочие члены?

Источник: О Граде Божием.

См. также Толкование на 1 Сол. 4:3

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести

Сосудом называет тело. Когда мы воздержанны, — и тело бывает чисто, и мы владеем им; когда же оно нечисто, грех владеет им. Ибо, что он повелевает, то тело и делает, как раб. Собственно, тогда оно бывает в чести, когда бывает целомудренно. Таким образом грех — бесчестие. Обрати внимание на слово соблюдать. Оно показывает, что целомудрие требует обучения и подвига. Где же манихеи и маркиониты, жалующиеся на природу?

Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Тертуллиан (155/60−220/40)

Ст. 4−5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Мне кажется, что я дал удовлетворительный ответ по сему предмету, хотя, впрочем, пример, приведенный противниками нашими, неправилен по причине разности вещей. Всякий сосуд, всякое орудие берется для потребления извне, будучи существом, совершенно чуждым человеческой сущности. Но плоть, зачатая, образовавшаяся и родившаяся вместе с душой в утробе матерней, вмешивается в каждое действие души без исключения. Правда, что апостол советует каждому сосуд свой, то есть плоть соблюдать в святости и чести, но в другом месте именует он ее внешним человеком (2Кор 4:16), то есть перстью, которая первая удостоилась звания человека, но не звания чаши, меча или какого бы то ни было сосуда.

Источник: О воскресении мертвых.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.