Иисус Навин 1 глава » Иисус Навин 1:3 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иисус Навин 1:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иисус Навин 1:3 / Нав 1:3

Иисус Навин 1 стих 3 — синодальный текст:
Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:

Григорий Богослов (325/30−389/90)

Ст. 3−4 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши

Что прекраснее всего в Иисусе? Военное искусство, раздел жребиев и овладение Святою землею.

Источник: Проповедь на погребение Василия Великого.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Ст. 3−4 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши

Почему Бог, обещав дать Евреям всякое место, по нему же пройдут стопою ног их, и пустыню, и Антиливан, даже до реки великой Евфрата, не исполнил сего обещания? Сказанное здесь ясно, и не требует большего объяснения. Во-первых сказано: всякое место, по нему же прейдете стопою ног ваших, вам дам е. Посему, вероятно, под предводительством Иисуса Навина не вступали они на иную землю. Но добавление речи совершенно решает вопрос Ибо Господь присовокупил: «якоже глаголах Моисею»; Моисею же дал обещание не без ограничения, но под условием: если сохраните заповеди Мои и оправдания Мои (Втор 11:22−24). Посему Иудеи, как вскоре преступившие закон, не улучили совершенного обетования. Божественные же Апостолы овладели не теми только местами, которые ими пройдены, но и теми, где читаемы были всепремудрые их писания, и древнюю пустыню превратили в рай Божий. О сей-то пустыне и Пророк Исаия сказал: «Радуйся пустыня жаждущая» (Ис 35:1), «возвеселися пустыне, и веси ея» (Ис 42:11). И Владыка Бог устами Своими обещал сотворить «пустыню в луги водные, и жаждущую землю в водотечи» (Ис 41:18). О сей также пустыне сказал Пророк, что будет она подобна Кармилу (Ис 32:5). Проповедники истины наследовали и Антиливан; под именем же его разумеется спасение язычников; потому что Иерусалим называется Ливаном. Сказано: «орел великокрылый, …иже имать повеление внити в Ливан, …острога …мягкости …кедра» и кипариса (Иез 17:3−4). И орлом назван у Пророка Вавилон, Ливаном — Иерусалим, а мягкостями кедра и кипариса — царь и князи. Сих-то проповедников истины посылал наш Иисус не соглядатаями только, но и вождями. Как Иисусом Навином посланные соглядатаи спасли уверовавшую блудницу, знамением спасения дав ей «вервь червлену» (Нав 2:18), так Апостолы Спасителя нашего древнюю блудницу, различным идолам преданную церковь, отвлекли от прежнего непотребства, и сподобили вечных благ, не червленую вервь употребив знамением, но даровав ей спасение всесвятою кровию. Посему никто да не подумает, что Раав недостойна быть прообразом Церкви, но да слышит, что говорит Апостол: «бехом бо иногда и мы несмысленни, непокориви, прелщени, работающе похотем и сластем различным, в злобе и зависти живуще, мерзцы сущи, и ненавидяще друг друга» (Тит 3:3); и еще: «но тогда убо не ведуще Бога, служисте не по естеству сущим богом» (Гал 4:8); и в другом месте: «бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе» (Еф 5:8). И еще в другом месте, сказав: «не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницыни, ни досадителе, ни хищницы царствия Божия не наследят, присовокупил потом: и сими убо нецыи бесте: но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор6:9−11). Так и Раав прежде была блудницею, но с верою приняла соглядатаев; и когда царь повелевал их выдать, не согласилась на сие, но скрыла их, потому что уверовала в Бога Евреев. Веру же ея показывают слова, когда говорит: «вем, яко предаде Господь Бог вам землю: нападе бо страх ваш на ны…. Слышахом бо, яко иссуши Господь Бог море Чермное пред лицем вашим, внегда исхождасте из Египта, и елика сотвористе двоим царем Амморейским, иже быша об ону страну Иордана, Сиону и Огу, ихже потребисте: и слышавше мы ужасохомся в сердце нашем, и не ста дух ни во едином от нас от лица вашего: яко Господь Бог ваш, Бог на небеси горе и на земли доле» (Нав 2:9−11). Так истинно то слово, какое Владыка Бог изрек о Фараоне: «на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою, и да возвестится имя Мое по всей земли» (Рим 9:17). Чрез то самое, что постигло Фараона, всем стал известен Бог Евреев. Да и условия соглядатаев весьма согласуются с прообразуемою истиною. Они говорили: «всяк, иже аще изыдет из дверей дому твоего вон, сам себе повинен будет, мы же неповинни» сему слову твоему (Нав 2:19). И нам спасение преподается Церковно; а кто вне Церкви, тот не приимет жизни вечной. И все прочее в сей истории преднаписывало собою истину. Когда Евреи готовились переходить чрез Иордан, рече Господь ко Иисусу: «в сей день начинаю возвышати тя пред сынами Исраилевыми» (Нав 3:7). Сие было и с прообразуемою истиною. Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый: так и наш Иисус после Иордана и крещения Иоаннова положил начало учению и чудесам Но, может быть, иным покажется несообразным к Господу и Спасителю нашему прилагать сказанное: в сей день начинаю возвышати тя. Но да слышат, что говорит Он Отцу: «Отче,… прослави Мя… славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» (Ин 17:5). Да и Апостол говорит: «тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имени» (Флп 2:9). Но, будучи возвышен, не что-либо такое приял, чего не имел, а только открыл, что Он имел. Не знали о Нем, что Он Сын Бога всяческих, и открылось, что Он Сын, когда Отец изрек при Иордане: «Сей есть сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф 3:17). А жрецы, воздвигающие кивот Завета Господня, прообразуют Крестителя Иоанна; потому что он — иерей и сын архиерея. Посему, как сперва вошли в Иордан жрецы несшие кивот, а потом с Пророком и вождем Иисусом стал переходить народ, так, после того как Иоанн начал крестить, и Иисус Спаситель освятил естество вод: посредством всесвятого крещения все благочестивые входят в небесное царствие. Также «дванадесять мужей» и такое же число камней (Нав 4:2−3) прообразовали божественный лик Апостолов; потому что они и домостроители и основания. Сказано: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк» (Еф 2:20). И еще сказал тот же Апостол: «яко премудр Архитектон основание положих» (1Кор3:10). Слово «огустение» (Нав 3:16) Симмах перевел: кожанный мех; потому что вода, сдерживаемая в своем стремлении, как бы надувалась и воздымалась, и крепче всякой адамантовой стены удерживал ее положенный Создателем предел. Переход чрез Иордан совершен прежде Пасхи; потому что, перешедши его в десятый день (Нав 4:19), праздник Пасхи совершили в четырнадцатый день. Так и в прообразуемой истине по спасительном крещении бывает приобщение непорочного Агнца.

Ориген (~185−~254)

Ст. 3−4 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши

Давайте посмотрим, что нам обещается в этих словах. Есть некие диавольские отродья враждебных сил, против которых мы ведем наше сражение и изнурительные состязания в этой жизни. Итак, сколько бы мы не повергали их к нашим ногам, скольких бы мы не побеждали в сражении, мы овладеем их пределами, областями и царствами, поскольку Господь Иисус разделит их среди нас. Ибо некогда они были ангелами, были славными в Царстве Божием. Не читаем ли мы, что говорит Исайя об одном из них:

Как упал денница, восходивший утром? Этот денница, без сомнения, пребывал на небесах, пока не сделался отступником. Если я смогу его победить и повергнуть к моим ногам, если удостоюсь того, что мой Господь Иисус повергнет сатану к моим ногам, тогда я удостоюсь получить место денницы на небесах.

Так мы понимаем обетование нам нашего Господа Иисуса, что всякое место, на которое ступят стопы ног наших, будет нашим. Но не будем думать, что мы можем вступить в это наследство, будучи беспечными и сонными, в праздности и нерадении. <…> Существуют [падшие] ангелы, которые подстрекают к гордости и ревности, алчности и вожделению и возбуждают пороки. И если ты не победишь в себе самом их пороки и не изгонишь их из своей земли, которая уже освящена благодатью крещения, ты никоим образом не получишь полноту обещанного наследства.

Что это за места, на которые мы восходим стопами наших ног? Буква закона помещена на земле и лежит внизу. Следовательно, кто следует букве закона, тот никуда не восходит. Но если ты смог подняться от буквы к духу и взойти от исторического к более высокому пониманию, тогда ты действительно взошел на возвышенное и видное место, которое получишь от Бога в наследство. Ибо если ты поймешь образы написанного и обратишь внимание на то, что есть образы небесного, и умом и чувством будешь искать горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол 3:1), тогда ты получишь в наследство и то место, поскольку Господь и Спаситель наш говорит: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин 12:26).

Источник: Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.