2-е послание Фессалоникийцам 2 глава » 2 Фессалоникийцам 2:1 — толкование отцов церкви.

Толкование на 2 Фессалоникийцам 2:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на 2 Фессалоникийцам 2:1 / 2Фес 2:1

2-е послание Фессалоникийцам 2 стих 1 — синодальный текст:
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,

Иоанн Златоуст (~347−407)

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему

Павел не сказал, когда будет воскресение, но то, что оно будет не сейчас, сказал. И нашем, говорит, собрании к Нему. И это немаловажно. Видишь ли, как увещевание Павла сопровождается восхвалением и ободрением, проистекающим из того, что непременно вместе с нами явится и Господь, и все святые?

Источник: Гомилии на 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофан Затворник (1815−1894)

Молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и нашем собрании о Нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися ниже духом, ниже словом, ни посланием аки от нас (посланным), яко уже настоит, день Христов

Молим. Молит, но сквозь это моление виден укор. Было все объяснено обстоятельно; но вот привзошли чуждые речи, и все забыто, сразу увлеклись. Апостол говорит теперь: просим вас не позволять себе этого, как может просить снисходительный наставник оказавшегося неисправным ученика. Греческое ερωτωμεν наводит на такую речь: будто спрашиваем, подразумевая: зачем так сделано?

О пришествии Господа… и нашем собрании о Нем. О — относительно пришествия… и собрания… Пришествие Господа — у святого Павла везде есть личное прибытие Его с неба для завершения Своего благодатного царства царством славы и произнесения суда над противившимися истине. Собрание наше о Нем — то же и здесь, что в первом послании, — когда все верные и святые восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Сол. 4:17). О Нем — греческое επ', к Нему, около Него. Он — центр; свои Ему все расположатся окрест, всякий в своем чине, и составят единое целое, Единым Господом живущее, всеблаженное и всесветлое. Такую утешительную, светлую картину наперед восставляет святой Апостол в умах солунян ради того, что имел вслед за сим говорить о мрачном образе антихриста и дел его, чтоб этим последним не смутить их, а вместе и затем, чтоб внушить, что не о моментах явления Господа заботиться должно, а о том, чтоб сделаться достойными сретить Его на воздухе, о чем он твердил им в конце предыдущей главы.

Не скоро. Не тотчас, как только слышите слово, не сразу, не неподумавши. Уже они позволили себе прийти в смятение. Потому мысль у Апостола та: зачем это попущено? Он прикровенно выражает им свой укор, что как только услышали, не разобравши, кто говорит, и правду ли говорит, пришли в смятение.

Подвизатися от ума, сдвигаться с точки, или основы, ума, терять ум, теряться. Греческое слово употребляется о волнениях от страха, радости, горя. — Ни ужасатися, с греческого — пугаться от внезапного стука. Поверив, что вот-вот явится Господь, пришли в испуг, как громом пораженные, не зная, что начать и за что взяться.

Ниже духом. Разумеет не дух лжи, но тот дух, который проявлялся в членах Церкви, дух пророчества, или откровения и прозрения в тайны Божии. Так все святые отцы: Златоуст, Феодорит, Дамаскин, Экумений, Феофилакт. В собраниях христиан находил на иных дух, — они поднимались, начинали речь воодушевленную. Эта речь наиболее касалась созидания Церкви в вере и любви; но она могла обнимать и прошедшее, и прозревать в будущее. Были лица, особенно отличавшиеся прозрением в будущее. Когда святой Павел говорил о себе, что Дух повсюду в Церквах говорит, что его ожидают узы и страдания (Деян 20:23), то разумел этот дух пророческий, проявлявшийся в тогдашних Церквах, чистоты ради веры и жизни первых верующих. Говорил ли кто в этом духе у солунян о наступлении дня Господня, утверждать нельзя. Может быть, никто и не говорил так, и святой Павел, только предупреждая такой случай, говорит: хоть бы и в пророческом духе кто стал говорить вам, не верьте, чтоб пресечь всякую возможность обольщения. Так святой Златоуст: «Хоть бы кто-нибудь, имея Дух пророчества, сказал вам это, не верьте. Ибо когда я был у вас, то объяснил вам все, относящееся к этому предмету, поэтому вам не следует переменять своих мыслей касательно того, чему вы были определенно научены». Из того, что послание, будто Апостолом писанное, и слово, будто им сказанное, действительно были предъявляемы в подтверждение мысли о наступлении Для Господня, можно бы с вероятностию заключить, что были действительно предъявления и о таких внушениях духа пророческого. Но та очевидность, что тогда как слово и послание здесь представляются принадлежащими святому Павлу, речение: ниже духом, никак не может относиться к нему, — значительно ослабляет эту вероятность, заставляя видеть особый оттенок и в смысле этого речения. Апостол хотел выразить как бы такую мысль: не только когда (ложно) предъявляют вам мое будто слово и мое будто послание, не верьте, но если б кто известный у вас как пророк действительно стал так учить, не принимайте его речей. Это похоже по смыслу на слова Апостола к галатам: аще ангел с небесе (Гал 1:8). Если кому угодно будет принять, что солуняне на самом деле слышали внушения говоривших в духе пророческом, то надобно тогда подразумевать: как будто, — как будто в пророческом духе, а не действительно в пророческом духе: ибо действительный дух сей не лжив. Святой Дамаскин пишет: «Никто да не ужасает вас, ни тот, кто кажется говорящим по духу откровения». — Феодорит выражается резче: «Если будут выдавать себя за прорицателей и пророков, не велим верить». И это могло случиться без особого злого умысла. Размышляя о том, что день Господень не придет с усмотрением, и утвердившись в решении ожидать, по слову Господа, каждочасно Его явления, мог иной перейти к заключению, что уже действительно так есть: настоит день, и затем, воодушевившись этою мыслию, сказать о том слово в собрании. Такой мог казаться говорящим в духе, тогда как говорил от себя. Не всякая воодушевленная речь от Духа. Чтоб верующие не подвергались опасности заблуждения по сему поводу, в Церкви пребывал дар рассуждения духов.

Ниже словом, ниже посланием. Слово — здесь, иные полагают, есть слово Самого Господа, по преданию дошедшее, или Его же слово, в Евангелии написанное (Мф 24; Мк 13; Лк 21). Но очевидно, что под словом здесь понимать надобно слово, исшедшее от Апостола Павла, как и послание, только такие, кои ложно ему приписывались, как показывают слова: аки от нас. Слово и послание свои выставляет Апостол ниже, в 15 стихе, как единственный источник Божия откровения для солунян. И теперь, при ложных мыслях о наступлении дня Господня, одни говорили: сам Апостол так сказал; другие: так написано в послании его. Или говорили, — один: я слышал; а другой: на, — вот и послание. Слова: посланным, нет в греческом тексте, а стоит только: аки от нас. Почему все почти и относят эту фразу не к посланию только, но и к слову. Есть такие, кои и к духу ее относят, но это перепутывает и затемняет речь.

Яко уже настоит, с греческого: как будто уже настал, день Господень, последний день, день окончательного решения участи всех и каждого. В этом вся неправость в мнениях солунян. Ждать пришествия Господа надлежит всегда, по заповеди Самого Господа; но определять момент пришествия не следует, потому что его знать никто не может, кроме Бога. Солуняне определили, и тем погрешили, присвоив себе право Божие. Апостол и вразумляет их, говоря как бы: нельзя так решить, и вы так не делайте, как бы кто ни убеждал вас к тому. Не видно, чтоб были какие злонамеренные распространители лжи, иначе слово Апостола было бы и сильнее, и определеннее. Мысль та могла распространиться будто невзначай. Кто-нибудь сказал в собрании: вот-вот Господь придет! Другой подтвердил: да и Апостол будто так говорил; третий прибавил: да и в послании так написано, — или: есть и послание о том. И пошел повсюду говор, и всех привел в смятение. Обсудить же дела никому не пришло на мысль. Слово Апостола о внезапности явления Господня оправдывало будто заключение, что вот-вот, при дверех! Экумений наводит, что они смущались по неведению и страшливости.

Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Афанасий Александрийский (~295−373)

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему

Как надлежит, и даже необходимо, делать со всяким местом божественного Писания, так и здесь должно верно истолковать, по какому обстоятельству сказал это апостол, о каком лице и предмете написал это, чтобы читатель в этом, или в другом месте, не зная чего-либо из сказанного, не остался далеким от истинного смысла. Это-то зная, и тот любознательный евнух просил Филиппа сказать: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом ? (Деян 8:34). Боялся он, чтобы, протолковав читанное не о том лице, не уклониться от правильного смысла. И ученики, желая знать время сказуемого им, умоляли Господа: скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия? (Мф 24:3). И они, слыша от Спасителя о кончине мира, хотели знать самое время для того, чтобы и самим не обмануться, и быть в состоянии научить других. И действительно, узнав об этом, исправили они фессалоникийцев, готовых впасть в заблуждение. Поэтому, когда приобретет кто совершенное знание о чем-либо подобном, тогда будет иметь правильное и здравое разумение веры. А если кто что-либо подобное перетолкует о другом, то вскоре впадет в ересь. Так, относительно времени ошибались Именей и Александр (1Тим 1:20), говоря, что воскресение уже было (2Тим 2:18), а галаты [ошибались], уже после надлежащего времени возлюбив обрезание [Т.е. вместо веры в то, что Церковь живет между временем воскресения Христа и общим воскресением, такие еретики, как Именей и Александр, считали, будто бы все дело спасения уже было завершено в прошлом, а продолжавшие соблюдать иудейские обряды галаты вели себя так, как если бы воскресения Христа или не было, или оно не имело существенного значения для спасения].

Сверх того, не знать, когда конец или когда день кончины, полезно людям, чтобы, зная, не сделаться им небрегущими о текущем времени в ожидании дней, близких к концу, и не иметь предлога, что тогда только позаботятся о себе. Поэтому умолчал Павел и о смертной кончине каждого, чтобы, под предлогом знания, люди, надмевшись, не начали большую часть времени не радеть о себе. Так Слово сокрыло от нас и то, и другое, и конец всего, и предел каждого (потому что с общею кончиною соединен конец и каждого, и кончиною каждого приближается общий конец), чтобы, поскольку конец неизвестен и непрестанно ожидается, с каждым днем, как призываемые, преуспевали мы, забывая заднее и простираясь вперед (Флп 3:13).

Источник: Против ариан.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 1−2 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов

А о пришествии Господа нашего, о котором вы беспокоились, и о нашем собрании верующих, когда именно соберемся к Нему, — (просим вас) не скоро колебайтесь (не подвергайтесь скорым колебаниям) от ума (умом) вашего, вследствие ложных сведений, усердно сообщаемых вам, — и нимало не смущайтесь в духе, то есть ложными видениями, кои показывают вам, — или хитроумными и обольстительными словами, кои говорят вам, — и даже ложными посланиями, совсем нами не писанными, но как бы чрез (от) нас посланными.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом

Не говорит, когда будет воскресение, но что теперь оно не последует, — вот чему он учит; так как были некоторые обманщики, которые говорили, что настало уже время общей кончины и пришествия Господа. К немалому утешению апостол сказал также и то, что верные будут собраны к Нему, чтобы быть вместе с Ним, как и в первом послании он сказал, что достойные тотчас по воскресении будут восхищены к Господу. Что означает слово молим? То есть упрашиваем вас, чтобы вы не поколебались и не отклонились от правильного убеждения, какое до сих пор имели.

Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему

К сказанному же надо добавить, что не следует говорить: после вознесения Владыка Христос — не Христос, но Единородный Сын. Ведь в самом деле, по вознесении и божественные Евангелия были написаны, и рассказ о деяниях [апостолов], и послания апостола [Павла]. После вознесения, говорит божественный Павел, имея великого Первосвященника, прошедшего небеса — Иисуса Христа, Господа нашего, [Синод, перевод: Иисуса Сына Божия. — Прим ред.] будем твердо держаться исповедания (Евр 4:14)… А еще в другом послании так: Молим вас, братья, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему (2 Сол. 2:1).

Источник: Послания.

Ориген (~185−~254)

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему

Еще в те дни, когда апостолы проповедовали и лицезревшие Иисуса возвещали учение Его, возник среди христиан из иудеев немалый спор о том, следует ли соблюдать иудейские обычаи тем, которые обратились к вере из среды язычников, или же нужно уничтожить обязательные тяготы относительно яств чистых и нечистых для людей, уже оставивших отеческие установления и уверовавших в Иисуса 1). В посланиях Павла, который жил в дни мужей, видевших Иисуса, также есть места, из которых видно, что некоторые подвергали сомнению истину воскресения [Иисуса] и возбуждали вопрос, имело ли место это воскресение, равно как и относительно дня Господня спрашивали, настал ли он или нет.

Источник: Против Цельса.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему

Наше собрание — по греч. έπισυναγωγή — от глагола έπισυνάγεω, который встречается в Ев. Мк 13:27 и Ев. Мф 24:31. Слово έπισυναγωγή встречается в посл. к Евр 10:25, а также в 2Мак 2:7, где оно тоже имеет эсхатологический смысл. Под собранием здесь разумеется объединение живых и мертвых, и их общая встреча со Христом в день Его парусии (ср.: 1 Сол. 4:16, 17). Ап. говорит о «нашем собрании» — ἡμω̃ν, включая, по-видимому, и себя в число возможных прижизненных участников этого великого дня.

Ст. 1−12 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду

Ап. касается здесь самого больного места в жизни Ф. церкви — волнений и колебаний, возникших по поводу вопроса о парусии. Он просит их не смущаться, и не колебаться умом касательно времени пришествия Христа. День Его б. м. близок но Он не придет, пока не произойдет ряд событий, которые подготовят откровение вечного царства славы.

Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.