1-е послание Тимофею 5 глава » 1 Тимофею 5:10 — толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Тимофею 5:10

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на 1 Тимофею 5:10 / 1Тим 5:10

1-е послание Тимофею 5 стих 10 — синодальный текст:
известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

Иоанн Златоуст (~347−407)

в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение быстъ, аще всякому делу благу последовала есть

Как выбирающие воинов ищут здоровья телесного, так и он, избирая вдову в воинство Христово, искал душевного здоровья и крепости и усердия ко всем добрым делам, говоря так: известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Каждое из этих выражений, по-видимому, есть простое слово, но заключает в себе великую жизнь.

И, во-первых, если угодно, исследуем то выражение, которое он поставил первым: если она воспитала детей. Здесь он говорит не о простом питании, которое по разумению многих состоит в том, чтобы не допускать детей изнуряться голодом: такого пренебрежения никогда не допустит и самая необходимость природы; поэтому не нужно ни повелений, ни законов, чтобы вдовы питали свое порождение; но он говорит здесь о попечении касательно праведности, о воспитании, соединенном с благочестием, так что не воспитывающие детей, таким образом, суть более детоубийцы, нежели матери. Это говорю я не только женам, но и мужьям.

Это — первое и величайшее из благ; его он, прежде всего, требовал и от вдовы; а затем говорит: принимала странников. Что говоришь ты, скажи мне? От жены вдовой ты требуешь странноприимства? Не довольно ли для нее воспитывать детей? Нет, говорит, но должно присоединить и это; вместе с управлением своими домашними, нужно иметь промышление и о чужих и открывать свой дом для странников. Скончался муж — трать все усердие к нему на странников. А что, скажет кто-нибудь, если она бедна? Но она не беднее той вдовы, которая, имея немного муки и чванец елея, приняла великого пророка Илию (3Цар17:12). И там были дети; но ни недостаток состояния, ни сила голода, ни ожидаемая смерть, ни забота о детях, ни вдовство, и ничто другое не стало препятствием для странноприимной женщины.

Сказав: принимала странников, он присовокупил: умывала ноги святым. Не служанкам ей нужно поручать служение страннику, сидя самой с гордостью, но быть самодеятельною, схватывать себе этот плод, и никому не уступать этого прекрасного сокровища. Как это, скажут, может быть? Если она благородна, знатна, блестяща и знаменита по предкам, то неужели ей самой умывать ноги странника? Не будет ли это постыдно? Напротив постыдно — не умывать, человек; хотя бы ты в тысячу раз поднимал ее благородство, знатность и блеск, она имеет одну и ту же природу с тем, кого омывают, есть раба подобная и равночестная тому, кому служит.

Этого больше всего и требует Павел, повелевая сострадать находящимся в скорби, бедности и несчастных обстоятельствах — так как бы мы сами находились в тех же несчастьях. Помните узников, говорит он, как бы и вы с ними были в узах, (Евр 13:3). Поэтому и здесь он не остановился только на этом, но прибавил и еще другое: помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Что значит ко всякому доброму делу? Значит и в темницу ходить, и узников посещать, и больных навещать, и скорбящих ободрять, и плачущих утешать, и всеми способами исполнять все посильное и не отказываться решительно ни от чего относящегося к спасению и успокоению наших братий. Если же от вдовой жены он требует таких правых дел, то какой защиты можем удостоиться мы — мужи, не делая того, что Павел заповедал делать вдовым женам?

Источник: Беседа на слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя.

Ефрем Сирин (~306−373)

известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу

Если в добрых делах имеет свидетельство, если детей своих воспитала и их не раздала чужим, — если во всяком добром деле усердствовала, — такова должна быть она.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Известная по добрым делам

Это и есть то, что делает ее достойной в числе вдов. Затем апостол перечисляет, в частности, ее дела.

Если она воспитала детей

Воспитание детей не в том состоит, чтобы просто кормить детей, а воспитать, как должно, подобно тому, как и выше сказал: если пребудет в вере и любви и в святости (1Тим 2:15).

Принимала странников

Видишь ли, что благодеяния своим он ставит выше благодеяний к чужим людям? Сказав прежде: если она воспитала детей, потом уже прибавляет: принимала странников. Хотя бы какая-нибудь вдовица и имела недостаток в чем-либо, все же она имеет дом, живет не на открытом воздухе.

Умывала ноги святым

Сказал это потому, что многие вдовицы хотя и принимают странников, но не служат им сами, а служат их служанки. Поэтому, желая, чтобы вдовица была деятельна и не ленилась, он повелевает ей служить самой: леность свойственна женщине более изнеженной. Кроме того, чтобы какая-нибудь вдовица, по нежеланию принимать странников, не оправдывалась совершенной бедностью, будто у нее нет никаких средств для этого, апостол говорит: для того, чтобы умыть ноги, нет нужды в больших издержках и богатстве. А святые — все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво, хотя бы и не творили знамений.

Помогала бедствующим

Деньгами, заступлением и посредничеством.

И была усердна ко всякому доброму делу

Например, если сама не могла сделать, по крайней мере принимала участие в делах другой, прислуживала. Апостол побуждает вдовицу нести телесное послушание — постелить, например, постель, успокоить, к чему наиболее способны женщины.

Ориген (~185−~254)

Но и о том, что предписывается вдовам в Церквах, говорит [апостол]: «Если святых ноги омыла». Если же ты хочешь слышать яснее, кáк вдова омывает ноги святых, послушай Павла, в другом месте предписывающего вдовам и говорящего: «Хорошо обучая, дабы созидать девушек целомудренными, смывая грязь с ног девиц» (Тит 2:2−4). И эти вдовы достойны церковной чести — все, кто омывает ноги святых словом духовного учения. Святых [же], поистине, не мужчин, но женщин, ведь «учить женщине я не позволяю, как и начальствовать над мужчиной» (См.: 1Тим 2:12). Он [апостол] хочет, чтобы женщины учили хорошо, дабы призывать к непорочности не юношей, а девиц: ведь непристойно, чтобы женщина стала наставницей мужчины, но [нужно,] чтобы [вдовы именно] девицам советовали непорочность и [убеждали] любить мужей и детей своих (См.: Тит 2:4). Итак, да научимся мы омывать ноги учеников.

Источник: Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П. (1852−1904)

известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу

См. толкования на 1Тим 5:9

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.