1-е послание Тимофею 5 глава » 1 Тимофею 5:9 — толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Тимофею 5:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на 1 Тимофею 5:9 / 1Тим 5:9

1-е послание Тимофею 5 стих 9 — синодальный текст:
Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,

Иоанн Златоуст (~347−407)

Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа

Как есть лики дев, так в древности были и лики вдов, и не позволялось им просто вписываться в число вдов. Таким образом, апостол говорит не о той, которая живет в бедности и нуждается в помощи, но о той, которая избрала себе вдовство. Для чего же и этой он назначает год? Он знал, что юность есть как бы горящий костер и море, исполненное волн и многих смятений. Поэтому, когда они будут иметь свободу от своего возраста, и будут пребывать в старости как бы в пристани, когда у них угаснут пожелания, тогда он безбоязненно вводит их в этот лик. А что, скажешь, разве многие, начав с двадцатого года, не блистали до конца, не несли ярма и не показывали в себе апостольской жизни? Неужели же, скажи мне, мы станем препятствовать им, и, тогда как они желают жить во вдовстве, мы будем принуждать их вступать во второй брак? И как это достойно апостольской мысли? Что же значат слова его? Выслушайте со тщательностью, возлюбленные, сам признак этого изречения. Он не сказал: вдовица да будет не менее лет шестидесяти, но: вдовица должна быть избираема; также не сказал: юные вдовицы да не избираются, но: молодых же вдовиц не принимай, говорит он Тимофею (1Тим5:11). Так как многие из людей склонны к злословию и изощрили языки свои против предстоятелей церкви, то он, желая избавить начальника от обвинений, предписывает такие законы и говорит: ты не принимай, ты не избирай. Если она сама собою и добровольно пожелает избрать это, пусть делает; но ты пока не принимай ее, чтобы не сказали, что молодую вдову, которая желала вступить в брак и управлять домом, такой-то принудил, и вследствие этого она пала и споткнулась. Ты не избирай ее, чтобы, если она падет, тебе быть свободным от обвинений; а если не падет, то с большею безопасностью избрать ее в приличное время.

Источник: Беседа на слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя.

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 9−10 Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена

Со стиха 9 до 15-го идет речь об особых некиих вдовах; но с стиха 11 видно, о каких вдовах идет речь, именно о юных; о каких же говорится в стихах 9 и 10-м, не ясно видно. Что это вдовы, не вообще призреваемые Церковию, видно из ограничений: не меньше шестидесяти лет, одного мужа жена, много потрудившаяся в служении другим. Ибо, по вышесказанному, церковного призрения заслуживает всякая беспомощная вдова; а такою может быть и не столь старая, и не одного мужа жена, и не могшая послужить другим сказанным образом. Так это особые некие вдовы. Какие же? Не диакониссы ли? Похоже на это, как можно судить по тем добрым качествам и делам, какие от них требуются: одного мужа жена, чад воспитала, странныя прият. Ибо такие доброты требуются, по Апостолу, от лиц избираемых в клир (глава 3), к которому причислялись и диакониссы. Но служение диаконисс требовало сил: ибо, кроме прислуживания при крещении жен и смотрения за порядком среди них в Церкви, на них лежало ходить по бедным и посещать больных; а в шестьдесят лет какая сила у женщин? Если же не они, то кто же такие? Приходит на мысль предположить, что это вдовы, долго пожившие и много потрудившиеся для других, − и выбившиеся уже из сил, которым потому нужны и кров, и содержание, и уход. Можно дополнить сие предположение так, − что, тогда как всем вообще вдовицам давалось пособие в дополнение к тому, что они добывать могли своими трудами, эти вполне были обеспечиваемы пищею, одеждою, кровом и уходом. В числе их и могли, и должны были быть и диакониссы. − Наши толковники все не видят здесь диаконисс и слова Апостола разумеют, как продолжение речи о вдовицах вообще. Святой Златоуст говорит: «прежде Апостол указал, чего не должна иметь вдовица, а теперь показывает, что она должна иметь».

Да причитается, καταλεγεσθω, − да вносится в каталог вдовиц, или «да вчиняется во вдовье учреждение, εις το χηρικον» (Экумений). «Справедливо быть внесену в церковные памятники той, которая явила себя достойною того прежнею жизнию. Достойно приемлется в лоно Церкви (на попечение ее) та, которая прежде посвящала ей труды свои» (Амвросиаст).

Не менши лет шестидесятих. «Указывая, что должна иметь вдовица, достойная каталога вдов, на первом месте ставит Апостол определенно ее лета, − именно шестьдесят. Впрочем, как видно из следующих слов, он не просто за один возраст одобряет шестидесятилетнюю; ибо и такая может оказаться недостойною» (блаженный Феофилакт). «Что же, разве будешь судить о ней по летам? А какая в этом заслуга? Ибо не от нее зависело прожить шестьдесят лет. Не по одному возрасту только (должно судить), говорит он, так что если б она и переступила за этот возраст, но не имела заслуг, то и тогда не должна быть причисляема (к вдовам)» (святой Златоуст). И молодая вдова может оказаться достойною внимания; но как она еще в силах, то сама себя пусть содержит. «Которые в цветущем возрасте и в силах работать и снискивать пропитание, тем надлежит трудами смирять порывы молодости» (блаженный Феодорит).

Бывши единому мужу жена. Это указывается, как свидетельство, что она не любила житейских сластей и пространных питаний, но была строгой и воздержной жизни. «Единобрачия требует от нее Апостол, как знака ее степенной честности и любви к целомудрию» (блаженный Феофилакт).

В делех добрых свидетельствуема. О которой все говорят только одно хорошее, свидетельствуя, что только и видали ее, что в делании добрых дел. Это общая черта. Затем «перечисляет Апостол в частности, какие именно дела делают вдову достойною обеспечения» (блаженный Феофилакт).

Аще чада воспитала есть, ετεκνοτροφησεν, − исполнила как должно эту первую, лежащую на жене-матери, службу. Детопитание похвальное не есть только откормление детей, но главным образом благочестивое их воспитание (см.: блаженный Феодорит). «Поистине, не маловажное дело − воспитать детей. Но воспитание детей не в том состоит, что просто только откормить (возрастить) детей, а воспитать как должно, подобно тому, как выше сказал Апостол, что жена спасется чадородия ради, аще пребудут (чада ее) в вере и любви и во святыни (конечно быв утверждены в сем воспитанием) (см.: 2, 15)» (святой Златоуст). «За это и Авраама Бог одобрил, говоря, что он заповедал сыном своим, и дому своему по себе сохранять все суды Господа Бога (ср.: Быт 18:19)» (блаженный Феодорит).

Аще святых нозе умы, аще странный прият. Прежде указал на семейные добродетели, ближайшие и подручные, а потом — на добродетели к сторонним, не чуждым, однако ж, по вере. Ибо святые − христиане. «Видишь, что он везде ставит выше благодеяние, оказываемое близким, нежели то, которое оказывается чужим людям. Ибо прежде говорит: аще чада воспитала есть, − а потом: аще святых нозе умы и прочее» (святой Златоуст). Омовение ног есть первое действие странноприимства. Надо прежде принять странника, потом омыть ему ноги. Феодорит, Амвросиаст, Экумений и Феофилакт так и читают: прежде странныя прият, а потом − нозе умы. Но святой Златоуст читает прежде − омовение ног, а потом − странноприятие. Ибо если под странноприятием разуметь не впущение только странных в дом, а самое их упокоение, то оно следовало за омовением ног. То и другое, впрочем, составляет одну добродетель − странноприимство, − заботливое попечение об упокоении странных. «Так поступали в древности. Так Лидда приняла самого Апостола и бывших с ним. Так о Фиве сказал он: заступница многим быстъ и самому мне (ср.: Рим 16:2)» (блаженный Феодорит).

Святой Златоуст пространное делает от сих слов применение: «видишь ли, что Апостол называет странноприимством не просто одно благорасположение, но соединенное со тщанием, с добрым произволением, с усердием, которое так принимается за дело, как бы готовясь принимать Самого Христа? Ибо он хочет, чтобы служения святым они не поручали служанкам, но сами чрез себя исполняли сие. Аще убо Аз, − говорит Господь, − умых ваши нозе, Учитель, (кольми паче) вы должны есте друг другу умывати нозе (ср.: Ин 13:14). Потому что если б которая из них была даже до бесконечности богата, если б она достигла величайшей известности и превозносилась знатностию ради своих предков; то и тогда не будет такого расстояния, какое было между Богом и учениками. Если странника принимаешь ты как Христа, то нечего тебе стыдиться, лучше хвались этим делом; а когда принимаешь его не как Христа, то лучше вовсе не принимай. Иже вас приемлет, Мене приемлет (Мф 10:40), − сказал Господь. А как скоро не так принимаешь, не получишь воздаяния. Авраам, как ему казалось, принимал людей, мимоидущих путников; между тем не все нужное для принятия их поручил приуготовить домочадцам, но большую часть служения и сам лично совершил и жене приказал месить муку, несмотря на то, что имел триста осмнадцать домочадцев, между которыми, вероятно, были и служанки. Он желал вместе с женою получить награду не только за издержки, но и за служение. Так мы должны исполнять долг странноприимства, делая всё сами, дабы мы сами освятились, дабы и руки наши были благословенны. В этом состоит странноприимство, в этом поистине состоит исполнение сей обязанности ради Бога. − Хорошо сказал Апостол: аще святых нозе умы. Он сказал сие с тою целию, чтобы всех побудить к подражанию. Вследствие сего и мы поспешим исполнять сие, дабы и мы похвалены были, что умывали ноги святых. − Ноги святых имеют великую силу. Вследствие сего и ниспосылают наказание, когда отряхивают с себя прах. Когда к нам придет святой человек, тогда мы не должны стыдиться сделать для него что-либо подобное сему (омовению ног, вышедшему из обычая). А святые − все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво: они − святые, хотя бы не творили знамений и не изгоняли демонов».

Аще скорбным утешение бысть. Воспитание детей и странноприимство − домашние добродетели: дети всегда под руками, странники сами приходят. То и другое может быть исполнено без движения за двери дома и без особых личных начинаний. И тут труд, но мало напряженный. Почему Апостол, для совершенства вдовьей добродетели, движет вдову в домы плача и бедности, в которые входить делом благим наименовал еще Екклезиаст (см.: Еккл 7:2−3), и хвалит ту, которая скорбным утешение быстъ, επηρκεσεν, − удовлила скорбных, удовлетворив той нужде, которая причиняла скорбь, − «деньгами или заступлением и посредничеством» (блаженный Феофилакт).

Аще всякому делу благому последовала есть. Это или то же самое, что в начале сказано: в делех добрых свидетельствуема, − только с особою чертою: скорости, неудержимой ретивости на всякое добро: как только открывался случай сделать добро, она тотчас бралась за него со всею энергиею и не отступала, пока не доводила начатого до конца. «Апостол посему поименовал сим все виды добродетели» (блаженный Феодорит). Или последовала − значит: подражала. Прежде указанное делала по собственному начинанию; но, не довольствуясь этим, она делала и всякое добро, какое делающими видела других добрых христиан. Или − этим означается вспомоществование другим трудом. Когда кто, делая какое дело, не мог одолеть его один, она подходила с своими услугами и помогала одолеть его. «Какую заповедь дает здесь Апостол? − спрашивает святой Златоуст и отвечает: − Он заповедует давать вещественное пособие («телесное послужение» [блаженный Феофилакт]), − принимать участие в делах, послужить, − постлать, например, постель, успокоить, к чему наиболее способны женщины» (то же у блаженного Феофилакта).

«Видишь ли, − заключим словами святого Златоуста, − что для того, чтобы сделаться (настоящею) вдовицею, не довольно вступать во второй брак, но нужно и многое другое? Апостол требует от вдовицы такого совершенства, какого не требует даже от девственниц, несмотря на то, что и от сих последних требовал великого совершенства: ибо, сказав, что девственница должна быть благообразною и благоприступательною Господеви с безмолвием (см.: 1Кор 7:35), он в общих чертах обозначил всякую добродетель. И еще более — он требует от вдовы почти такого же совершенства, как и от лица, облеченного епископским саном».

К молодым вдовицам строго относится здесь святой Павел. Опыт показал, что иные из таковых не устаивали в обете вдовства; и, кроме того, расслабевши в решимости строго держаться данного обета, они позволяли себе и вообще поведение неодобрительное. Почему Апостол изъявляет желание, чтоб молодые вдовицы лучше вступали во второй брак, чтоб не подать повода противнику − диаволу − наругаться над ними, сбив их с настоящего вдовьего пути.

Ефрем Сирин (~306−373)

Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа

Кроме того, избирай вдовицу на должность диаконниссы такую, которой не менее шестидесяти лет (есть), которая была одного мужа женою. Ибо если к первому мужу была так постоянна любовь ее, что после его смерти она не вышла замуж за другого: то сколь более постоянною и твердою будет она в любви к Богу?

Икумений Триккский

Ст. 9−13 Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена: в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение бысть, аще всякому делу благу последовала есть. Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят, имущыя грех, яко первыя веры отвергошася. Купно же и праздны учатся обходити домы: не точию же праздны, но и блядивы и оплазивы, глаголющыя, яже не подобает

Здесь апостол Павел вместе с другими качествами вдов точно определяет и возраст их, затем указывает и причину этого, — но так однако, что та вдова, которая имеет шестьдесят лет, но не удовлетворяет другим качествам, не должна быть причисляема к вдовам. — Некоторые полагают, что он говорит здесь о вдовах, зачисляемых во вдовье учреждение (έις τὸ χηρικὸν τεταγμένας). — В делех добрых свидетельствуема. Сказавши вообще: в делех добрых, Апостол далее подробно исчисляет эти добрые дела. О воспитании детей он и прежде говорил. Но как же ей быть, если она не имеет детей? Пусть исполняет остальные требования. — Аще странныя прият. Видишь ли, что и здесь благодеяния к своим домашним Апостол ставит прежде благодеяний, оказываемых чужим! Прежде он сказал: аще чада воспитала есть, а потом уже присоединяет: аще странныя прият. — Аще святых нозе умы. Но вдова может сказать: я по своей бедности не имею возможности принимать странников и помогать нуждающимся. Но разве ты не можешь, отвечает ей Апостол, умыть ноги святым? Разве не имеешь возможности быть усердной ко всякому доброму делу? Аще святых нозе умы, т.е. если не стыдясь исполняла самые низкие обязанности по отношению к ним. Так понимает и Климент в седьмой книге Гипотипоз. — Аще всякому делу благу последовала есть, т.е. принимала участие, служила. Если ты сама не можешь сделать чего-либо, то по крайней мере можешь послужить, содействовать доброму делу. — Юных же вдовиц отрицайся. Почему Апостол нигде, кажется, не выражает особенной заботы о девственницах, хотя их подвиг гораздо труднее? Потому что девственницы вследствие особенной ревности по вере не вступали в брачную жизнь, а вдовы часто вследствие необходимости, вследствие того, что остались одне; с другой стороны, Апостол выразил не малую заботу и о девах, когда сказал, чтобы оне «благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1Кор 7:35). — Егда бо разсвирепеют о Христе. Может быть некоторые и поступили так. Смотри же, что истинные вдовы обручаются Христу и, обручившись Ему, поставляются наравне с девами. Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Xpиcтoви (2Кор 11:2), пишет Апостол в Коринфянам, но это относится и ко всякой церкви. — Но что значит: егда разсвирепеют (καταστρηνιάσωσι)? Это значит: когда вознерадят о вдовстве, когда развратятся, когда будут притворяться нежелающими брака, когда с надменностию или безчувствием отнесутся ко Христу и, отвергши Его, как Жениха, пожелают вступить в брак. Так сделают оне, очевидно, потому, что избрали вдовство, не подумав хорошо. — Имущыя грех, яко первыя веры отвергошася. Апостол разумеет здесь обет, данный Христу. Обещавшись обручиться с Ним навсегда, вдовы эти после отвергают Его, когда вступают в брак с человеком. — После этого оне, говорит Апостол, впадают и в другой грех, — в праздность. Значит, он заповедует трудиться не только мужчинам, но и женщинам, так как всякое зло рождается из праздности. — Купно же праздны учатся обходити домы… Имея себе незаконных мужей, которые доставляют им все необходимое, оне уже не занимаются делом, а заботятся только о том, чтобы нравиться мужчинам — Не точию же праздны, но и блядивы (φλύαροι — болтливы) и оплазивы (περίεργοι — любопытны). Творец даровал нам ум деятельный, и потому, если мы не направляем его к доброй деятельности, то он сам стремится к худой.

Источник: Пастырские Послания апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа

Так как выше апостол сказал, что сластолюбивая женщина и не заботящаяся о своих домашних недостойна быть в числе вдов, то теперь он учит нас, что она должна иметь. На первом месте апостол ставит определенно ее лета, а причину этого указывает после. Впрочем, он не просто за один возраст одобряет шестидесятилетнюю; ибо и таковая может оказаться недостойной. Потом апостол требует от нее единобрачия, как знака ее степенной честности и любви к целомудрию.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 9−10 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу

В каталог или список вдов, получающих пособие от Церкви (на такой список указывает глагол καταλεγέσθω, неточно переведенный по-русски выражением: должна быть избираема,) должны быть заносимы вдовы, удовлетворяющие трем условиям: 1) когда они не моложе 60-ти лет − возраст, когда женщина уже не в состоянии зарабатывать себе собственным трудом пропитание, 2) когда вдова имела одного мужа (ср. III:2) и, наконец, 3) вообще когда она известна Церкви своими добрыми делами.

Умывала ноги святым, т. е. христианам, приходившим в ее дом издалека.

Была усердна ко всякому делу, т. е. отзывалась на всякое благое общественное начинание.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.