Послание к Титу 1 глава » Титу 1:6 — толкование отцов церкви.

Толкование на Титу 1:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Титу 1:6 / Тит 1:6

Послание к Титу 1 стих 6 — синодальный текст:
если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

Апостольские постановления

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Мы сказали, что в епископа, пресвитера и дьякона следует поставлять единобрачных, в живых ли будут жены их или уже скончались. Но после рукоположения непозволительно им ни вступать в брак, если они не женаты, ни сочетаться с другими, если они женаты. Они должны довольствоваться той женой, которую имели, когда пришли к рукоположению.

Источник: Апостольские постановления.

Иоанн Златоуст (~347−407)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Для чего Павел представляет такого человека? Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело не дурное, но настолько честное, что при нем можно восходить даже на священный престол. Вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть.

…Заметьте, какую великую предусмотрительность обнаруживает апостол и в отношении к детям, потому что кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? …Если он не мог воспитывать своих детей, то достоин великого осуждения за леность; а если не старался, то достоин великого осуждения за недостаток любви.

Источник: Гомилии на Послание к Титу.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Учитель добродетелей, апостол, учивший с кротостью наставляемых противников (2Тим 2:25), повелевает, чтобы он [епископ] был мужем одной жены, — не так, чтобы он исключался из жребия брака (ведь это была бы заповедь сверх закона), но чтобы через брачную чистоту он сохранял благодать своего крещения. И апостольской властью он не повелевает ему рождать детей в священстве, ибо говорит о нем как «имеющем детей», а не как производящем детей или вступающем в брак.

Источник: Послания.

Феофан Затворник (1815−1894)

Правила в руководство св. Титу, а в лице его и всем устроителям Церквей Правила относительно поставления епископов

Здесь определяет святой Апостол, каков должен быть избираемый во епископы: а) каков он должен быть по семейным и гражданским добродетелям (стих 6); б) какими добрыми нравственными качествами должен украшаться (стихи 7 — 8) и: в) сколь должен быть учителен (стих 9).

Какого семьянина и гражданина можно считать достойным епископства? (ст. 1,6)

Аще кто есть непорочен, единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива

Пред этим, как сказано, уместно дополнить: именно, — такую установляя связь сего текста с предыдущим: поставь по всем городам старейшин церковных, действуя при сем так, как я тебе повелел, именно: когда станешь избирать на это дело, то вот из каких избирай: аще кто есть непорочен и прочее.

Непорочен, — то есть «если жизнь его свободна от нарекания, если никто не может укорить его в (дурной) жизни («если он не подает никакого повода к основательному обвинению» [блаженный Феодорит]). Ибо послушай, что говорит Христос: аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми (Мф 6:23)» (святой Златоуст). «Итак, во-первых он должен быть непорочен, ανεγκλητος, — что самое, другим словом, выражено в Послании к Тимофею, думаю, именно: ανεπιλημπτος, — безукоризнен (см.: 1Тим 3:2). Не в то только время, как его избирать и определять, он не должен иметь на себе вины и греха, пред этим только новым обращением и покаянием омыв свои грязноты; но быть таковым, чтоб совесть не угрызала его ни за какой грех со времени его возрождения во Христе (со времени крещения). Ибо иначе как возможет предстоятель Церкви изымать злого из среды ее, когда сам падал в такой же порок? Или как ему свободно укорять согрешающего, когда тайно в сердце сознает, что сам позволял себе то, в чем обличает другого?» (блаженный Иероним).

Единыя жены муж — не двоеженец. Апостол почтил брак, не поставив его преградою к получению степени священства; но вместе и брачным удовольствиям не дал поблажки, отказав в нем двоеженцам Имеется в виду, с одной стороны, воздержание, с другой — преданность единой. То и другое предполагает качества, могущие служить ручательством, что избираемый может добре управить Церковь, ему вверяемую. Святой Златоуст говорит: «для чего Апостол представляет такого человека? Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело нисколько не предосудительно, но так честно, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержных, не позволяя после второго брака принимать эту власть. Подлинно, кто не сохранил благорасположения к умершей, тот может ли быть хорошим предстоятелем? Какому не подвергнется он нареканию? Вы знаете, все вы знаете, что, хотя законами и не запрещено вступать во второй брак, однако это дело подвергается многим нареканиям. А Апостол желает, чтобы начальствующий не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям».

Блаженный Иероним смотрит при сем не столько на дело, сколько на то внутреннее расположение, которое сими словами желал внушить Апостол: «слова: единыя жены муж — надо так понимать, чтоб не выходило, будто всякий одноженец (по сему самому) лучше двоеженца; но сказано, чтоб показать, что тому легче склонять к единобрачию и воздержанию, кто при таком уроке учит более собственным своим примером. Ибо положим, что какой-либо юноша потерял жену и, будучи преодолеваем потребностию плотскою, взял другую; но, потеряв вскоре и ее, решился далее жить в воздержании (от брачных удовольствий). Возьмем и другого, который до самой старости имел жену одну и никогда не переставал от плотского с нею дела. Кто из этих двух лучше, воздержнее и чище? Конечно тот, кто, потерпев несчастие и во втором браке, стал жить потом чисто и свято, а не тот, кто даже в старческом возрасте не чуждался объятий супруги. Итак, пусть не рукоплещет себе тот, кто избирается (на священство), поколику одноженец, будто он лучше всякого двоеженца, когда в избрании его имело часть более счастие (не потерять жену), нежели доброе произволение (хранить воздержность). Иные это место понимают так, что не должно избирать в епископы того, кто зараз имеет двух жен. Иные совсем превратно толкуют его. Монтан и последователи Новатова раскола, присвоившие себе имя воздержников и чистых, думают (на основании сего места), будто вторые браки воспрещаются христианам; тогда как Апостол единобрачие предписал только для епископов и пресвитеров, а прочим сделал в сем отношении послабление. Также Тертуллиан написал книгу о единобрачии, — еретическую; и всякий (без предубеждения читающий Апостола) не может не видеть, что он идет против Апостола».

Чада имый верна, не в укорении блуда, или непокорива Потребно, чтоб дети избираемого были верующие, не подлежали укору в блудничании или в непокоривости и строптивости. Иметь одну жену и быть непорочным зависит от произволения человека; а что дети бывают неисправны, не всегда бывает по вине родителей. Почему не ошибочно дополнять, что Апостол разумеет здесь такие случаи, когда дети неисправны по вине родителей, по неумению их направить как должно или по нерадению о том. Но Апостол не выделил этих случаев, потому что они бывали очень редки; а может быть, и потому, что пусть дети дурны не по вине отца, все же тень некая падает и на него; он же хочет, чтоб на избираемом никто не видел пятна, — чтоб он был во всем воочию всех безукоризнен. Святой Златоуст видит здесь родителя, виновного в неисправности детей, и, утверждая, что такого справедливо не избирать в епископы, так разъясняет сие положение. «Ибо, — говорит, — кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? Если он не мог устроить тех, которых с самого начала имел при себе и воспитывал и над которыми имел власть как по законам, так и по природе, то как он может быть полезным для чужих? Если бы не была велика беспечность отца, то он не допустил бы сделаться злыми тем, над которыми имел власть с самого начала (их жизни). Невозможно, поистине невозможно, чтобы тот, кто с самого начала был воспитан с великим тщанием и окружен попечениями, сделался злым; ибо грехи не таковы по своей природе, чтобы они могли быть сильнее такого попечения. Если же он считал воспитание детей делом второстепенным, заботясь только об имуществе и не имея об них надлежащего попечения, то и поэтому он недостоин (священного сана). Если там, где побуждала его природа, он имел так мало любви или был так безрассуден, что больше заботился об имуществе, нежели об них; то как может он быть возведен на престол (епископский) и на такую степень власти? Если он не мог (воспитать своих детей), то достоин великого осуждения за леность; а если не старался, то достоин великого осуждения за недостаток любви. Посему, кто нерадит о своих детях, тот как может пещись о чужих?»

Блаженный Иероним выделяет неповинных в неисправности детей отцов; при всем том, однако ж, во всей силе оставляет правило Апостола, не потому, чтоб вины детей делали виновными неповинных в том родителей, но потому, что иначе стесняема и пресекаема будет свобода слова епископа. Он пишет: «быть епископу или пресвитеру без порока и иметь одну жену — это такие требования, которые состоят в нашей власти. Но что дальше следует: иметь сынов верных, не подлежащих укору в блуде или непокоривости, —это такие требования, которые не в нашей состоят власти. Почему если родители хорошо воспитали своих детей и с юных лет научили их исполнению заповедей Господних, а они потом развратились, предались порокам и необузданности, то неужели вина в этом падает на родителей и грехи сына ужели запятнают святость невинного в том отца? Исаак, например, конечно учил сына своего Исава всякому добру, но Исав оказался и блудником, и нечестивым до того, что священное право первородства своего продал за одно яство (см.: Быт 25). То же у Самуила, — который сам таков был, что в день нужды возопил ко Господу об Израиле, и Господь возгреме гласом велиим на иноплеменников, врагов Израиля, и падоша (ср.: 1Пар 7:10), — были дети, которые уклонились во след лихоимания и принимали дары и оказались столь неправедными судиями, что израильский народ по сему поводу испросил себе царя по примеру других народов (см.: 1Цар 8). Итак, если б в числе избираемых на священство были Исаак и Самуил, то Исаак за Исава, а Самуил за детей своих должны быть сочтены недостойными священства. Но в таком случае, тогда, как детям не вменяются грехи родителей, не поставить бы нам грехов детей в предосуждение родителям? Как же рассудим? Во-первых, надобно сказать, что имя священства столь свято, что хотя бы мы по своим делам не были недостойны епископства, но не должны быть допускаемы к сей степени по причине непорядочности детей. Ибо с какою свободою можем мы обличать чужих сынов и научать их правым путям, когда обличаемый может возразить нам: прежде своих научи? Или с каким лицом стану я укорять блудящего, когда собственная моя совесть скажет мне в ответ: так лиши наследства своего сына блудливого, — отвергни своих детей, предающихся порокам? Но когда непотребный сын под одной с тобою живет кровлею, то ты, действуя так, то есть обличая чужих сынов, не вынимаешь ли спицу из чужого ока, не видя бревна в своем собственном? Итак, слова Апостола не сквернят праведного по причине пороков детей, но ограждают свободу слова для предстоятеля Церкви, — чтоб он таков был, чтоб не боялся обличать чужих детей по причине порочности своих».

Источник: Толкование на послание к Титу.

Ефрем Сирин (~306−373)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Если кто невинен, по человечески судя, одной жены муж, имеет детей верных, так что не подвергнется богохульству и посмеянию то таинство, которое полагается в доме его.

Источник: Послание к Титу.

Августин (354−430)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Первая свобода — это отсутствие пороков. Потому и апостол Павел, выбирая, кого назначить пресвитером или диаконом, кого бы ни надлежало назначить на церковную должность, не говорит: «если кто безгрешен». Ведь если бы он так сказал, всякий человек был бы отвергнут и ни один не назначен. Но он говорит: если кто непорочен, — то есть без таких пороков, как убийство, прелюбодеяние, скверна любодеяния, кража, обман, святотатство и прочее такого рода.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Епископ должен быть непорочен (1Тим 3:2) — то же, что и в письме Титу: Если кто непорочен. Апостол все добродетели обнимает в одном слове и требует почти противного природе. Ибо если всякий грех, даже в праздном слове, достоин порицания, то кто же в этом мире проживет без греха, то есть без упрека? Но пастырем Церкви избирается и такой, по сравнению с которым прочие, по справедливости, должны называться стадом.

…Не умножать богатства должен епископ, не устраивать царские пиршества, не приготовлять на легком огне фазанов… Нет, он должен прежде от своих домашних требовать того, что собирается внушать народу.

Источник: Послания.


И не всякого единобрачного мы сочтем лучше двоеженца; речь идет о том, что епископ должен призывать к единобрачию и постоянству, предлагая самого себя в пример для обучения. …Кто вам из двух представляется лучшим, скромнейшим, более постоянным? Непременно тот, кто, овдовев и во втором браке, стал после этого проводить жизнь целомудренно и свято, а не тот единобрачный, кто от объятий блудницы за целый век до старости не освободился.

…Среди тех, кто хорошему обучил своих сыновей, оказавшихся [впоследствии] дурными, полагаю и Исаака, который сына Исава во всяком случае наставил в доброй вере. Исав же, блудливый и низменный, за одну еду продал первородство свое. Среди таковых родителей был и Самуил, который воззвал ко Господу, и Господь услышал его, и во время жатвы дождь зимой вымолил; но его сыновья уклонились в алчность.

Источник: Комментарий на Послание к Титу.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Если кто непорочен

Если ведет жизнь, свободную от нарекания, если никто не укоряет его за образ жизни. Ибо если свет, говорит, тьма, то тьма во сколько более?

Муж одной жены

Чтобы заградить уста еретикам, осуждавшим брак, он принимает в епископы женатого человека. Ибо брак настолько честен, что при нем можно восходить даже на священный престол. Но чтобы обуздать невоздержных, он говорит: муж одной жены. Ибо кто не сохранил никакого расположения к умершей, как он будет хорошим предстоятелем в Церкви? Епископ должен быть непорочен. Двоеженец же — не беспорочен, хотя это и допускается гражданскими законами.

Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Кто не воспитал собственных детей, как будет управлять другими? Ясно, что если бы он сначала хорошо и заботливо воспитывал своих детей, то они не вышли бы непокорными. Ибо грехи не таковы по своей природе, чтобы они могли быть сильнее такого попечения. Апостол не сказал просто: не распутных детей, но даже совсем свободных от укоризны в распутстве и свободных от дурного подозрения.

Источник: Толкование на послание к Титу.

Тертуллиан (155/60−220/40)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Почему не стараемся мы лучше находить в Ветхом Завете правил, согласующихся с нашими правилами и по своему соответствию включенных в Новый Завет? Я вижу, что в древние времена также обуздываема часто была излишняя наклонность вступать в браки. В Книге Левит сказано: В жену он должен брать девицу (из народа своего) (Лев 21:13), — следовательно, одну деву, а не многих… Поэтому у христиан в точнейшую и строжайшую обязанность вменено священникам жениться один только раз, так что, как мне известно, кто имел двух жен, тот лишается священства.

Источник: Увещание к чистоте.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Аще кто есть непорочен

Если не подвергся осуждению.

Единыя жены муж

Если он, конечно, из женатых. Честен, говорит Апостол, брак, как законный, но брак второй, другим разрешаемый, людям, посвящаемым на служение Церкви, воспрещен. Ибо с ним соединяется подозрение в плотской похотливости и невоздержании. Человеку же, посвящаемому на служение Церкви, особенно епископу, необходимо быть выше всякаго подозрения в чем нибудь нехорошем.

Чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива

Если кто детей своих не привел к вере (во Христа), или после этого сделавшихся необузданными не исправил, тот не может управлять чужими: ибо если он не в силах это сделать, то достоин осуждения за слабость свою, а если мог, да не старался, то заслуживает порицания за недостаток любви. А потому кто нерадит о своих детях, тот недостоин того, чтобы вручалось ему попечение о чужих. И в другом месте он сказал: аще кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет (1 Тим 3:5)?

Источник: Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П. (1852−1904)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

См. 1Тим III:2 и cл.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.