Послание к Титу 1 глава » Титу 1:9 — толкование отцов церкви.

Толкование на Титу 1:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Титу 1:9 / Тит 1:9

Послание к Титу 1 стих 9 — синодальный текст:
держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Иоанн Златоуст (~347−407)

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать

Епископом должен быть человек, говорит Павел, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит 1:7−9). Как же кто-нибудь, оставаясь невеждою, как те говорят, может обличать противящихся и заграждать им уста? И какая нужда заниматься чтением и писаниями, если должно оставаться в таком невежестве? Все это вымыслы, и предлоги, и прикрытие беспечности и лености.

Источник: О священстве.


Таким образом, нужны не красноречивые, но здравые слова, знание Писаний и сила мыслей. Разве не видишь, как Павел обратил всю вселенную и сделал больше, чем Платон и все другие?

Источник: Гомилии на Послание к Титу.

Феофан Затворник (1815−1894)

Каков епископ должен быть по учительству? (Ст. 1,9)

Держащемуся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати в здравом учении, и противящияся обличати

Держащемуся, αντεχομενον, — что означает приверженного к слову, такого, «который заботится и печется о нем, поставляя сие главным своим делом» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт). Не довольно знать и содержать слово истины; надобно дорожить им как жизнию, с желанием, чтоб оно всеми было чтимо, и готовностию охранять честь его до положения живота.

Верного словесе — Словом означается все учение христианское, которое есть слово, Христом Спасителем слышанное у Отца и принесенное на землю (см.: Ин 8:26; 14:24) и Апостолами силою Духа Святаго распространенное по лицу ее (см.: Мф 28:19; Ин 14:26; 16:13). Верно слово сие, как исшедшее от Бога, Который истинен есть и верен во всех словесах Своих. Верно оно и в том, что законополагает, и в том, что обещает. Верность сию Сам Бог подтверждал, когда самым делом подавал то, что обещало слово благовестия, сначала верою одною приемлемое. Итак, верное есть истинное (см.: святой Златоуст), то самое, которое от Бога изошло, точь-в-точь то, без прибавки и убавки и изменения. Но как узнать, что оно таково у избираемого в епископы?

Когда он держится слова, не того, которое сам придумал, но которое принял чрез научение, κατα διδαχην. Спаситель говорит, что Он научен Отцом. Апостолы научены Господом Спасителем, верующие все научены Апостолами. Научение сие составляло в начале норму христианского ведения и свидетельство верности его. Кто держался сего научения, тот держался вернаго словесе. И сие-то Апостол поставляет в закон епископу: не вдавайся в мудрования; держи как принял; и как принял, так и преподавай. «Слово верно, — говорит святой Златоуст, — есть преподаваемое посредством веры, не имеющее нужды в умствованиях или исследованиях». «Не умственные доказательства потребны, а верное преподание учения» (Экумений). А чтоб оно было таково, надлежит и в сердце держать его таковым, не перемешивая его с своими мудрованиями. «И такое только слово будет благое петься, как слово самого Павла» (блаженный Феофилакт). «Как слово Божие верно и всякого приятия достойно, так и епископ таким да являет себя, чтоб все, что говорит, было почитаемо достойным веры и слова его были правилом истины» (блаженный Иероним). И будет так; пусть только не мудрит и передает, как принял и научен. «Что из того, если он будет неискусен во внешней мудрости. Не помпа словесническая нужна, а здравые суждения и сила мыслей» (святой Златоуст).

Да силен будет То есть если будет держаться вернаго словесе по учению, — то будет силен; первое есть условие последнего. Кто привносит в сие, верное по учению, слово что-либо отынуды тот ослабляет его, делает бессильным и сам является бессильным. Сила слова епископского в верности слову по учению. Тверди: так Бог научил и повелел содержать; и будет слово твое победоносно. Станешь мудрствовать, возбудишь противомудрствование; а отсюда только споры и раздражение и для познания истины всякий ущерб.

И утешати в здравом учении Здравое учение «есть то, которое учит и догматам истинным, и жизни правой» (Экумений), — то же, что верное слово, которое пришло, получено и держится всеми по научению, — без всякой сторонней примеси, ослабляющей его и делающей немощным и бездейственным; подобно как вино, разбавленное водою и попорченное примесями, слабо, бездейственно и даже вредно.— Утешати, παρακαλειν, — умолять, уговаривать, убеждать. Апостол внушает, что епископ должен быть силен преподать верное слово верным и держать сих последних в вере ему, всякий раз успокоивая их мысли, коль скоро они взволнуются привтечением чуждых помышлений и мудрований, посредством убеждения и уговорения, что верно слово только то, которое он преподает, — верно, ибо так преподано и принято.

И противящияся обличати «Силен не своих только ограждать, но и врагов отражать. Потому что если не будет и сего, то все может расстроиться. Кто не умеет бороться с врагами, пленять всякий разум в послушание Христово и низлагать мудрования (см.: 2Кор 10:5), тот да будет далек от учительского престола» (святой Златоуст). «Если не будут обличены и препобеждены сии противящиеся, то они легко могут развратить сердца простейших» (блаженный Иероним).

На конце поставил Апостол учительство, в исчислении того, чем должен быть украшен епископ, — потому что в епископе учительство завершает все прочие качества, составляя его отличительную черту. «Прочие качества можно находить и в подчиненных, как-то: непорочность, воспитание детей в послушании, страннолюбие, справедливость, благочестие; но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтобы он оглашал народ учением, о чем нисколько не заботятся ныне» (святой Златоуст). «Если у епископа только жизнь свята, то, живя так, он себя только пользует; но если он и учителен, то и себя и других созидает. Это место направлено против тех, которые предаются бездействию, лености и сну (в деле учения), не обращая внимания на то, что Апостол, после перечисления достойных епископа качеств жизни — особое поместил указание, — повелительное чтоб он был и учителен» (блаженный Иероним). «Кто не силен ни с врагами бороться и пленять всякий разум в послушание Христово, ни своих научать, убеждать, утверждать, тот лжеепископ есть. Что наипаче характеризует епископа, это есть учить» (блаженный Феофилакт).

Источник: Толкование на послание к Титу.

Ефрем Сирин (~306−373)

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать

Кроме того, он должен держаться верного слова учения (согласного учению), чтобы он силен был и увещать, то есть чтобы при утешении слушателей наставлял их в учении истины, — и тех, кои противоречат сей истине, обличать.

Источник: Послание к Титу.

Августин (354−430)

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать

Скажут: если Дух Святой производит учителей, то люди не должны приписывать правил, чему и как надлежит учить. Но в таком смысле, пожалуй, можно сказать, что и молиться нам не должно, ибо Господь говорит: ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф 6:8). Можно, пожалуй, сказать, что апостол Павел не имел права заповедовать Тимофею и Титу, что и как они должны были заповедовать другим. Между тем прочтите все три послания апостольские к Тимофею и Титу, которые учитель церковный всегда обязан иметь перед глазами.

Источник: Об учении христианском.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать

В письме Титу, кратко изобразив епископские добродетели, апостол между прочим упоминает и о знании Писания, говоря, что епископу нужно быть держащимся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Святая простота, пусть и полезная для тебя самого, насколько же созидает Церковь при добродетельной жизни, настолько вредит ей, если разрушающим ее не противится.

Источник: Послания.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Держащийся истинного слова, согласного с учением

Вместо: заботящийся, пекущийся об этом деле. Истинного, или преподанного посредством веры, а не посредством умствования. Поэтому и сказал: согласно с учением, показывая, что он мог учить и без внешней мудрости. Не торжественность выражений нужна, а опытность в Писаниях и сила в мыслях. Ибо такое только учение будет иметь успех, как и учение самого Павла.

Чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать

То есть чтобы как своих охранял и укреплял, так и врагов отражал. Ибо кто не силен ни с врагами бороться и пленять всякий разум в послушание Христу, ни своих утешать, вразумлять и утверждать, тот лжеепископ. Другие добродетели можно находить и в подчиненных, как то: страннолюбие, здравомыслие и прочее; но что более всего характеризует епископа, — это учительство.

Источник: Толкование на послание к Титу.

Ориген (~185−~254)

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать

Когда Павел в одном месте перечисляет качества, какими должны обладать так называемые епископы, то он в числе прочих качеств епископа указывает также и такое, которое относится к его положению учителя. Он говорит: епископ должен обладать способностью противящихся обличать, чтобы присущей ему мудростью возможно было заграждать уста пустословам и развратителям. И подобно тому, как считается им более достойным звания епископа одной жены муж, а не тот, который женился во второй раз, безукоризненный, а не достойный порицания, трезвый, не пьяница, целомудренный, а не развратник, скромный — предпочтительно перед тем, кто не совсем скромен, — подобно этому он желает, чтобы и готовящийся к принятию епископства мог учительствовать и был способен противящихся обличать.

Источник: Против Цельса.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать

Держащемуся вернаго словесе по учению

Должен стараться и заботиться о верном слове в проповеди, т. е. о слове истинном, заслуживающем веры, или о слове, принимаемом верою, а не путем разсуждений. А что если он не сведущ в слове внешней премудрости? — Это нисколько не мешает, если он имеет опытность в мудрости внутренней: ибо здесь Апостол говорит о верном слове в проповеди, а не о эллинской мудрости. В этом случае нужны способность мыслить, разумение Божественных Писаний, понимание в них истины и силы.

Да силен будет и утешати в здравем учении, и противящияся обличати

Чтобы разумением Писаний и путем здраваго и праваго учения мог направлять (пасомых) ко благу, равным образом и заграждать уста прекословящим ему — обличением слабости и извращенности их возражений. Если же этих качеств в епископе нет, то это величайший в нем недостаток. И не имеющаго в себе этих свойств не следует допускать до занятия епископской кафедры, вообще до начальствования (в церкви) и епископскаго служения: потому что эти качества по преимуществу потребны для епископа. Другия можно встретить и в подчиненных, как, напр., незазорность поведения, единобрачие, добрых детей и прочее, что выше изложено. Но если Премудрый говорит: не домогайся быть судьею, если не можешь изъять неправду из среды людей, то тем более можно сказать: не домогайся сделаться учителем, если ты не имеешь способности к этому доброму делу, но постарайся уклониться, если бы даже тебя привлекали.

Источник: Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П. (1852−1904)

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать

Согласного с учением Здесь можно видеть указание на существование твердо установленного символа веры (ср. 2Тим III:14).

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.