2:1 В месяце Нисане, в двадцатый год. Это соответствует марту-апрелю 445 г. до Р.Х., т.е. с тех пор, как Неемия получил известие о положении дел в Иерусалиме, прошло четыре месяца. Как раз в это время в Персии праздновали Новый год; см. ком. к 1:11.

царя Артаксеркса. См. ком. к Езд 4:7.

Персидские цари эпохи восстановления, 559−404 гг. до Р.Х.(Книга Неемии 2:1).

2:2 сильно испугался. Неемия, вероятно, боялся царского гнева (Притч 16:14), который мог на него обрушиться из-за неподобающей празднику печали или из-за того, что он сейчас попросит царя изменить принятое прежде решение (Езд 4:21); с другой стороны, он мог опасаться получить отказ на восстановление Иерусалима.

2:5 чтоб я обстроил его. Восстановление города как восстановление «дома Божия» (ср. Чис 12:7) — главная тема повествования Ездры — Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2:6 сколько времени... я назначил время. Представляется сомнительным, чтобы Неемия назначил срок в двенадцать лет (именно столько времени он отсутствовал, см. 5:14), однако, по всей вероятности, он с самого начала просил о большем, нежели о короткой отлучке, поскольку в таком случае он не стал бы заботиться о возведении ворот для дома, где ему предстояло жить (2:8).

2:7 И сказал я. Неемия обращается к царю с просьбами.

письма. Письменное слово — могучая сила, используемая Богом в целях исполнения своего искупительного замысла.

2:8 дерев для ворот. Неемия задумал строительство крепости, городских стен, дворца правителя.

благодеющая рука Бога. Обращаясь с просьбой к царю, Неемия действует по своей инициативе, но в том, что ему сопутствует успех, он видит действие Божией суверенной благой воли (Езд 7:6).

2:9−10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10).

2:10 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля (4Цар 17:24−41) свидетельствуют имена двух его сыновей — Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь).

Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6:17−18; 13:4).

услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1:1 — 7:3 с постоянством рефрена (2:19; 4:1, 7, 15; 6:1, 16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается.

им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2:20; ком. к Езд 4:3−4).

2:11 — 7:3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня.

2:11−18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их.

2:11−16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры (Езд 8:32). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же — тайно.

2:13 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе.

2:17 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1:3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена (Езд 4:7−23). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию.

построим стену. См. ком. к 2:5.

2:18 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2:7−9.

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд 1:5).

2:19−20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям.

2:19 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком.

Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем — предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4:7−8).

2:20 Бог Небесный. См. ком. к 1:5.

благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1:11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех.

вам нет части. См. ком. к Езд 4:3.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу Неемии, 2 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.