Пс 17 Псалмопевец благодарит Господа за Его могущественное заступничество. Особенно Давид превозносит Господа за Его деяния в качестве Воителя (ст. 8−16) и за спасение царя в битве (ст. 49−51). С незначительными отличиями этот псалом повторяет 2Цар, гл. 22. Относительно заглавия см. Введение: Автор; Характерные особенности и темы.

17:1 Давида, который произнес слова песни сей. В заглавии автором псалма совершенно однозначно назван Давид, само же его создание приурочено к моменту, когда Давид уже не скрывался от Саула, но еще не взошел на престол.

17:3 Ряд употребленных в этом стихе метафор подчеркивает присущую Богу роль Защитника и Избавителя.

твердыня... скала. Оба эти слова передают идею нерушимости и надежной защиты. Спасаясь от Саула, Давид находил убежище в скалах и пещерах гористого района Палестины.

17:5 Объяли меня муки смертные. Точнее: «путы смертные». Псалмопевец чувствовал нависшую над ним смертельную опасность, как если бы к нему из шеола протянулись щупальца смерти.

потоки беззакония. Силы зла, смерти и разрушения часто уподобляются в Писании бурному потоку (Ис 28:15, 17−18; Мф 16:18; см. также ком. к Пс 45:3).

17:7 услышал... от чертога Своего. Из места пребывания Бога среди Своего народа. О таком отклике Бога на несчастия Израиля говорится в молитве Соломона на освящение храма (3Цар, гл. 8).

17:8 Потряслась и всколебалась земля. Когда Бог являет Себя Воителем, вся природа содрогается (Ис 24:4−13; Наум 1:5).

подвиглись основания гор. Горы, символизирующие собой все, что есть надежного и прочного в мире, колеблются перед лицом Божиего могущества.

17:9 Поднялся дым... из уст Его. В описаниях ВЗ явление Бога часто сопровождают дым и пламя (Быт 15:17; Исх 19:18; Наум 1:6), тем самым оно, возможно, сравнивается с извержением вулкана.

17:10 мрак под ногами Его. Бог предстает здесь отправляющимся на битву в колеснице, которой Ему служит грозовая туча. Сходные поэтические образы часто встречаются в Писании (Пс 67:5; Пс 103:3; Дан 7:13; Наум 1:3).

17:11 воссел на Херувимов. Эти существа духовного мира впервые упоминаются в Быт 3:24. Судя по тому, какую роль они играют в Быт, гл. 3 и что их изображения были помещены в скинии (Исх 26:1, 31), херувимы являются хранителями Божественной святыни.

17:14 глас Свой. Т.е. гром (ср. Пс 27:3−9).

17:15 стрелы Свои. Т.е. молнии.

17:16 явились источники вод... от дуновения духа гнева Твоего. Водная стихия, символизирующая хаос и зло, подвластна воле Господа; ср. Пс 76:17−20 и Пс 105:9 (где вспоминается об исходе); Наум 1:4; Откр 21:1. Будучи Вторым Лицом Троицы, Христос также имел власть над водами (Лк 8:22−25).

17:17 извлек меня из вод многих. «Многие воды» — аллегория тягот и несчастий (ср. Пс 68:2).

17:20 вывел меня на пространное место. Т.е. избавил от притеснения.

17:22 пути Господни. О том, что это за пути, сказано в законе, данном Господом Израилю.

17:26−30 Псалмопевец описывает Божию справедливость и то, как она проявляется в Его отношении к праведным и к нечестивым. В первых трех стихах проводится противопоставление между теми и другими, а в следующих двух — применяется полученное таким образом представление о справедливости к самому псалмопевцу.

17:26 С милостивым Ты поступаешь милостиво. Слова, переведенные как «милостивым» и «милостиво», по-древнееврейски передают понятие заветной милосердной любви.

17:28 Ты людей угнетенных спасаешь. Эта мысль постоянно звучит в ВЗ вообще и в Псалтири в частности. Особенно ярко она выражена в Пс 112:7−9.

17:30 С Тобою я поражаю войско. Эти слова можно рассматривать в качестве намека на исторический контекст создания псалма: псалмопевец, по-видимому, незадолго до того с Божией помощью одержал военную победу.

17:31 чисто слово Господа. В слове Своем Господь открывает Себя Своему народу. Можно предположить, что в данном случае имеются в виду слова, переданные Господом Давиду через пророка Нафана, которыми Он заключил завет с Давидом и его домом (2Цар, гл. 7).

17:32 кроме Господа ... кроме Бога нашего. В форме двойного риторического вопроса псалмопевец выражает свою убежденность в том, что нет другого Бога и другой надежной защиты, кроме Господа (ср. Исх 15:11).

17:33 Бог... устрояет мне верный путь. Ср. ст. 31. Только Бог наставляет человека на истинно верный путь как в этой, так и в иной жизни.

17:34 на высотах... поставляет меня. Т.е. возносит, восстанавливает.

17:35 медный лук. Символ мощи и силы.

17:36 милость Твоя возвеличивает меня. См. ком. к ст. 34.

17:37 не колеблются ноги мои. Т.е. не сворачивают с пути правды.

17:39−40 падают под ноги мои... низложил под ноги мои. На ближневосточных глиняных табличках и памятных стелах побежденные изображались поверженными к ногам победителя или попираемыми им.

17:42 Они вопиют... ко Господу. Из этих слов можно заключить, что врагами псалмопевца были его соотечественники-израильтяне.

17:44 меня... меня... мне. В этом стихе явно запечатлены обстоятельства жизненного пути Давида: Бог действительно даровал ему победу над соседними народами и тем самым сделал их его подданными (2Цар 8:1−14).

17:50 буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками. Это место вспоминает апостол Павел (Рим 15:9).

17:51 помазаннику Твоему. При восхождении на престол царь принимал помазание елеем от священника, выступавшего от имени Господа.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 17. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Псалтирь, псалом 17 в переводах:
Псалтирь, псалом 17, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.