Пс 50 Этот псалом рисует глубины греха и силу покаяния, доступные человеку. Он — самый впечатляющий из покаянных псалмов (см. вводные замечания к Пс 6). По форме Пс 50 следует отнести к разряду индивидуальных плачей, однако в двух заключительных стихах речь идет уже не о грешной душе псалмопевца, но обо всем народе Божием. Псалом учит подлинному чистосердечному покаянию. Для такого покаяния необходимо предстать пред Богом, имея «дух сокрушенным» и «сердце смиренным» (ст. 19).

50:3 по великой милости Твоей. Давид согрешил перед Богом, грубо пренебрегнув узами Его завета, когда взял жену Урии Вирсавию, а самого Урию обрек на смерть, хотя тот свято соблюдал верность царю (2Цар 11:11). Но и согрешив, Давид уповает на то, что Бог останется верным узам заветной милосердной любви, связывающим Его с избранным народом.

по множеству щедрот Твоих. Бог долготерпелив и милосерден и поэтому прощает и оставляет в живых даже тех грешников, которые заслуживают немедленной смерти.

изгладь беззакония мои. Древнееврейское слово, переданное здесь как «изгладь», в других местах Писания, как правило, имеет значение «начисто вытереть тарелку». Только в 4Цар 14:27 оно употреблено в значении «искоренить», т.е. практически том же, что и в данном стихе.

50:4 омой меня от беззакония моего. Древнееврейское слово, переданное в переводе словом «омой», обычно имеет значение «выстирать». Псалмопевец, таким образом, уподобляет свою грешную душу перепачканной одежде, нуждающейся в стирке.

50:6 Тебе единому согрешил. Ввиду того, что мы знаем из заглавия об обстоятельствах создания данного псалма, эти слова могут показаться несколько неожиданными. Как известно, конкретными грехами, оплакиваемыми здесь псалмопевцем, были прелюбодеяние с Вирсавией и, фактически, убийство ее мужа Урии. Почему же тогда Давид говорит, что согрешил он только против Бога? Дело в том, что любой умышленный грех — это восстание против Господа, а в сравнении с этим тягчайшим грехом бледнеет любое беззаконие.

Ты праведен в приговоре... и чист в суде. Давид убежден в абсолютной справедливости Господа. Апостол Павел цитирует эти слова в Рим 3:4.

50:7 я в беззаконии зачат. Давид знает, что, в силу грехопадения человека, он греховен с самого рождения. Его мысль находится в полном соответствии с учением Библии о том, что дети рождаются уже отягощенными грехом, а не становятся грешниками лишь с возрастом. Тем самым, дети не менее взрослых нуждаются в подаваемом Господом спасении (см. статью «Первородный грех и всеобщая греховность»).

50:9 Окропи меня иссопом. Эти слова отсылают читателя к Лев 14:6, 7, где говорится об исцелении больного проказой, таким образом грех уподобляется проказе.

и буду чист. Давид выражает уверенность в том, что, хотя грехи его тяжки, Бог отпустит их и простит его.

50:12 Сердце чистое сотвори во мне. Употребление того же глагола, что и в рассказе о сотворении мира (Быт, гл. 1), свидетельствует об осознании псалмопевцем того, что исправиться он может, только если на то будет воля Божия, а отнюдь не по одному собственному желанию. См. статью «Покаяние».

50:13 Духа Твоего Святаго не отними от меня. Как и другие положения христианского вероучения, идея ипостасности Святого Духа присутствует в ВЗ лишь в виде намека, слабого еще прозрения. В данном стихе Давид показывает, что духовное здоровье человека зависит от того, сопутствует ли ему Дух Божий. При этом он опасается, что Святой Дух может оставить его Своим присутствием, поскольку Дух — свят, а сам он — грешен. См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».

50:14 Возврати мне радость спасения Твоего. Давид в свое время пережил период духовной депрессии, которая и привела его к нравственному падению. Дабы впредь избежать этого, он молит Господа даровать ему радость.

50:15 Научу беззаконных путям Твоим. Псалмопевец обещает Господу посвятить остаток своей жизни наставлению на путь истины других грешников, если его грех будет прощен.

50:16 Избавь меня от кровей. Давид молит Господа о прощении ему греха кровопролития.

язык мой восхвалит правду Твою. Правда Божия — в Его справедливости.

50:18 жертвы Ты не желаешь. Различные библейские авторы (напр., Пс 39:7−8; Мих 6:6−8) нередко чистосердечную преданность Господу ставят выше соблюдения ритуальных предписаний. Однако, как это явствует из двух заключительных стихов псалма, Давид отнюдь не осуждает практику жертвоприношений — он лишь высказывает истину, суть которой в том, что Богу гораздо желаннее жертвоприношение души человека, а не закланных на алтаре животных.

50:20−21 Прощение согрешившего и покаявшегося царя обернется благословением Сиона.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 50. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Псалтирь, псалом 50 в переводах:
Псалтирь, псалом 50, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.