Библия » Женевская Новой Женевской Библии

Иеремия 31 Иеремия 31 глава

31:2 народ, уцелевший от меча. Т.е. остаток Израиля, по отношению к которому продолжится промысел Божий (см. ст. 7 и ком. к 6:9; 23:3; ср. 15:2).

в пустыне. Путь тех, кто возвратится из вавилонского плена, будет пролегать через пустыню, как и во времена исхода из Египта. Ср. Ис 40:3−4; Ис 43:19−20. Подобно первому исходу, возвращение из Вавилона станет наглядным проявлением спасительной власти Божией.

31:3 Издали. Возможно, это относится к явлению Бога на горе Синай (Исх 19:34).

любовью вечною Я возлюбил тебя. В основе избрания Израиля лежала Божия любовь к нему (Втор 7:6−7). См. Быт 17:7.

благоволение. См. ком. к 9:14; ср. 16:5. Благоволение Божие — знак того, что нарушенный завет будет восстановлен.

31:4 дева Израилева. Ср. 18:13−15, описывающие растление Израиля (см. также 2:20, 22).

хороводе. Т.е. во время религиозных празднеств (см. Суд 21:19−20).

31:5 разведешь виноградники... пользоваться ими. Это изобилие означает ветхозаветное благословение плодородием (Втор 7:13; Втор 28:4, 30).

Самарии. Столица северного царства, чье население было угнано в Ассирию в 722 г. до Р.Х.

31:6 стражи. В обязанности этих людей, возможно, входило определение времени ежегодных празднеств по положению Луны.

на горе Ефремовой... взойдем на Сион. Поклонение святыням будет совершаться в Иерусалиме, а не в оскверненных отступничеством Вефиле и Дане (3Цар 12:26−33); оставшиеся на родной земле жители северного царства отправлялись на поклонение в Иерусалим еще до его падения (Иер 41:5).

31:9 со слезами. Возможно, люди плакали от радости (см. ст. 16).

поведу... потоков вод. См. Пс 22:2; Ис 48:21; Ис 49:19.

дорогою ровною. См. Ис 40:4.

отец... первенец. См. ст. 20; 3:4; Исх 4:22; Ос 11:1−4.

31:11 искупит. Букв.: «освободит, заплатив выкуп». Ср. Втор 7:8; 9:26. См. статью «Искупление».

избавит. Это слово употреблено в смысле выкупа имущества одного из членов семьи его родственником (Лев 25:25−28; Иер 32:7−8). При описании спасения Израиля из египетского плена (Исх 6:6) приобретает дополнительный смысл установление спасительных родственных отношений народа с Богом (Исх 6:7).

31:15 голос... в Раме... Рахиль плачет. Рама располагалась на территории колена Вениаминова в прежнем северном царстве. Рахиль приходилась бабкой Ефрему и Манассии (родоначальникам двух наибольших северных колен). Оплакиваемое уничтожение северных колен происходило в 722 г. до Р.Х.

31:21 Поставь себе путевые знаки. Этот совет обращен к изгнанникам, которые, возвращаясь из плена, смогут таким образом найти верный путь.

31:22 отпадшая дочь. См. 3:14, 22. Спасение не делает менее актуальным стремление к праведности, которого требует Господь.

нечто новое. См. Ис 42:9.

31:27 засею... семенем. Ср. Быт 15:18, где древнееврейское «отдаленное семя» переведено как «потомство».

31:29 отцы... оскомина. См. Исх 20:5; Чис 14:18; Иез 18:2.

31:30 каждый будет умирать за свое собственное беззаконие. См. Втор 24:16; Иез 18:4−32. Ныне живущие заслуживают наказания, хотя народ пребывает в грехе на протяжении уже нескольких поколений (7:13; 11:7−8).

31:31−34 Иеремия пророчествует о новом завете, который Бог заключит со Своим народом. Подобно тому, как ветхий завет (Исх, гл. 19−24) обусловливает освобождение из египетского плена (Исх, гл. 12−15), новый завет повлечет за собой освобождение от греха (ст. 34).

31:31−32 Новый завет, который должен быть установлен, отличается от прежнего тем, что не будет нарушен вовеки (ст. 32; Евр 8:7−8), а также в благодати, дарованной через посредничество праведного Слуги, Который Своей всеобъемлющей жертвой искупит Свой народ для благословений завета (см., напр., Ис 53:4, 5, 8, 10, 12; ср. Евр 9:12, 15; 10:1−4, 10, 18).

31:31 новый завет. См. 1Кор 11:25; 2Кор 3:6; Евр 9:15; 12:24; а также статью «Божий завет милости».

с домом Израиля и с домом Иуды. Данные слова подчеркивают преемственность поколений народа Божиего. См. 23:3 и ком.

31:32 не такой завет... они нарушили. Новый завет восполнит несовершенство ветхого, которое заключалось в неспособности людей соблюсти его (см. 11:10; 2Кор 3:14; Евр 8:7).

в союзе с ними. См. 2:2. Ср. Еф 5:25−27; Откр 19:7; Откр 21:2, 9.

31:33−34 Господь дарует Своему народу обновление сердца и души.

31:33 Новый завет Бог начертает на сердцах людских, тогда как закон ветхого завета был нанесен на каменные скрижали, помещенные в Святое Святых. Таким образом, в эпоху нового завета народ Божий не просто обретет ковчег — хранилище закона, а сам станет этим ковчегом. См. статью «Божий завет милости».

после тех дней. Т.е. по окончании плена. Из НЗ становится ясно, что приход этого времени возвестил Христос.

вложу... во внутренность их и на сердцах их напишу. См. Пс 36:31; Пс 40:8, Ис 51:7. Сердца и души людей поднимутся от пренебрежения законом к восхищению им.

закон Мой. Господь обещает верной части Израиля, которая будет спасена от смерти во грехе, Свою помощь в исполнении закона.

буду им Богом, а они будут Моим народом. См. Лев 26:12; ср. 7:23. НЗ не отменяет ветхого, но обновляет его содержание и делает возможным исполнение его обетовании (см. ст. 31 и ком.). Новый Израиль есть «род избранных, народ святой» (1Пет 2:9−10).

31:34 См. статью «Истинное богопознание».

познайте Господа. Эти слова обобщают требования закона (см., напр., 22:16−17; 1Пар 28:9). Ветхий завет требовал от людей знания Бога, однако не предоставлял им основы для этого (Втор 29:4; ср. Ис 6:9−10).

ибо все сами будут знать Меня. В новом завете Бог сделает видимым то, что было заповедано в ветхом, и откроет Себя сердцам людским (24:7).

потому что Я прощу. Обетования даются здесь как новое спасение, знаменующее прощение грехов (см. Евр 10:1−17).

не воспомяну более. Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета. Ветхозаветные жертвоприношения служили постоянным напоминанием о грехе (Евр 10:3, 4, 11). Выкуп за грехи будет настолько совершенным, что положит конец всем жертвоприношениям.

31:35 дал солнце... уставы луне и звездам. См. Быт 1:14−18. Отступничество Израиля навлекло Божий суды на само творение (см. 4:23−26 и ком.); незыблемость сотворенной Богом вселенной становится мерилом Его нового завета со Своим народом (см. также 33:20−21, 25−26).

31:38 город. Т.е. Иерусалим.

от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2Пар 26:9; Зах 14:10−11). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета.

31:39 землемерная вервь. См. также Иез 40:3; Зах 1:16; Зах 2:1.

до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно.

31:40 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7:32−33).

конских ворот. См. Нав 3:28.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 31 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.