4:1 — 14:10 Осия указывает северному царству на те грехи, за которые Бог накажет его, но затем, после раскаяния народа, Господь дарует Свое прощение.

4:1 — 6:3 Осия обвиняет Израиль в нежелании признать Бога и предсказывает, что в будущем таковое признание произойдет.

4:1−19 Осия излагает суть обвинений, которые Господь предъявляет Израилю, а затем переходит к последствиям, вызванным его нежеланием признать Бога.

4:1−3 Господь как обвинитель определяет вину Израиля (ст. 1:2), а затем объявляет Свой приговор ему (ст. 3).

4:1 истины... милосердия... Богопознания. См. ком. к 2:19−20.

4:2 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство. Перечень грехов, происходящих от отказа признавать Бога.

4:3 восплачет земля. Грехи людей приводят к экологическим кризисам, которые угрожают всему живому (Лев 18:28; Ис 24:4−5).

4:4−9 Выдвигается обвинение против священников, которые пренебрегли своим долгом учить народ Божий (Втор 31:9−13; Втор 33:10; 2Пар 17:8−9; Езд 7:6, 10; Иер 18:18).

4:5 падешь днем... ночью. Грехи вождей народа навлекают на него одно несчастье за другим.

матерь твою. Т.е. народ израильский (2:2−5; Ис 50:1).

4:6 народ Мой. Т.е. Израиль, утративший заветные отношения с Богом из-за того, что не знает Его (4:8, 12; 6:11; 11:7).

ведения. Знание Бога неотделимо от исполнения закона Божия (см. Введение: Особенности содержания и темы). Священники, которые отвечают за обучение народа закону (Втор 31:9−13; Втор 33:10; 2Пар 17:8−9; Езд 7:6, 10; Иер 18:18), и их последователи должны быть наказаны за то, что пренебрегают законом или забыли его.

4:7 славу их обращу в бесславие. Израильтяне променяли свою славу — Господа (Ис 60:19; Иер 2:11) на бесчестие — идолов или ложных богов (Втор 32:15−18), за что Бог лишает их славы. См. Рим 1:23, где апостол Павел обличает грех подмены славы Божией тем, что недостойно поклонения.

4:8 Грехами... кормятся... к беззаконию... стремится душа их. В метафорическом смысле эти слова означают, что священники извлекали для себя выгоду из грехов людей.

4:9 с народом... со священником. Никто не избегнет осуждения (ср. Ис 24:1−3).

4:10 есть... блудить. Пища не дает удовлетворения (ст. 8), и непотребный блуд не приносит желаемого богатства (ср. ст. 14). Люди оставили Господа, источник жизни, чтобы предаться чревоугодию и распутству (ст. 12, 18; 2:4; 6:10; 9:1). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

4:11 завладели сердцем. Т.е. лишили людей способностей к ясному мышлению и суждению (ср. Быт 31:20). См. Введение: Особенности содержания и темы.

4:12 свое дерево. Возможно, имеется в виду дерево, посвященное либо богине Ашере вблизи хананейского святилища (Втор 16:21; Суд 6:25−32), либо какому-то другому божеству (Авв 2:18, 19), или священное дерево, которое упоминалось в пророчествах (ср. Суд 9:37).

жезл его. Вероятно, это священный жезл (ср. Иез 21:21−22), хотя может быть и маленькая фигурка Ашеры.

дух блуда. Истоками духовного прелюбодеяния израильтян являются опьянение и сила соблазна, которые постоянно вовлекают их в грех (ср. «дух опьянения», Ис 19:14; «дух усыпления», Ис 29:10).

4:14 Я оставлю наказывать. Бог не позволил наказывать женщин, повинных в ритуальной проституции и супружеской измене, если мужчины разделяли с ними вину за эти действия (ср. Быт 38:24).

невежественный народ гибнет. Это заключительное мудрое изречение возвещает о грядущем осуждении нравственно испорченного народа (ст. 1−3), который, блудодействуя, (ст. 10−14) лишился разума и истинного знания (ст. 1, 6, 11−14).

4:15−19 Эти стихи имеют форму обвинительного заключения против Израиля.

4:15 Галгал. Эта святыня израильтян вблизи Иерихона находилась на берегу реки Иордан напротив Ваал-Фегора (ср. 9:10, 15). С давних времен она ассоциировалась с особенно порочной, неортодоксальной и синкретической религиозной практикой (ср. 9:15; 12:11; Нав 4:19−5:12; 1Цар 11:13−15; Ам 4:4; Ам 5:5).

Беф-Авен. Такое презрительное прозвище получил город Вефиль («дом Божий»), имевший важное значение как царское святилище (ср. Ам 4:4; Ам 5:5; Ам 7:13; 3Цар 12:28−33).

жив Господь. Эта традиционная клятва (Суд 8:19; Руфь 3:13; 1Цар 14:39) была запрещена, потому что ею сопровождали ложь (ст. 2) и злоупотребляли, смешивая поклонение Господу и Ваалу.

4:16 упрямая телица. Израиль отталкивал все попытки Бога проявить заботу о нем (ср. Иер 31:18).

4:17 Ефрем. Племенное имя Израиля (Быт 48), северного царства.

оставь его. Это повеление может быть адресовано также и другим пророкам (Мих 2:6).

4:19 Охватит их ветер своими крыльями. Вероятно, здесь содержится игра слов, основанная на еврейском слове, которое означает «ветер», «дух»: не только разрушительный вихрь подхватит народ (ср. Иов 1:19), но и «дух блуда» (4:12; 5:4) приведет его к погибели.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Осии, 4 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.