Библия » Женевская Новой Женевской Библии

От Иоанна 17 От Иоанна 17 глава

17:1 Отче! Любимое обращение Иисуса к Первому Лицу Троицы; встречается в этом Евангелии 109 раз. В этой молитве оно употребляется шесть раз, четыре раза самостоятельно и по одному разу с прилагательными Святый и Праведный.

пришел час. Ср. с 2:4.

прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Тема Божией славы, впервые прозвучавшая в 1:14, приобретает в этой молитве особо важное значение. Слава, воздаваемая любому из лиц Троицы, распространяется на всю Троицу; служение, совершенным образом исполненное Сыном в Его воплощении, приносит славу Божеству в целом. Сын прославляется в распятии, воскресении и восшествии на престол (см. ком. к 12:23; 13:31).

17:2 дал. Глагол «давать» использован в этой молитве шестнадцать раз. Этим подчеркивается, что Бог дал Иисусу и что Иисус, в свою очередь, дал Своим ученикам.

всему, что Ты дал Ему. Здесь подчеркивается (см. также ст. 6:9, 24; ср. 6:44; 10:29), что инициатива в деле спасения принадлежит Богу.

жизнь вечную. См. ком. к 3:16.

17:3 да знают Тебя... и Иисуса Христа. Жизнь заключается в общении с Богом, который, по словам Августина, «сотворил нас для Себя, так что наша душа не находит себе покоя, пока не обретет покой в Нем». Знание здесь, как и во многих других местах Писания, означает нечто гораздо большее, чем просто понимание. Знать — значит «соответствовать своему знанию». См. статью «Истинное богопознание».

17:4 совершил дело. Эти слова предвосхищают победный возглас, раздавшийся с креста: «совершилось!» (19:30). Все в жизни Иисуса было направлено на прославление Бога.

17:5 прославь Меня... славою. Здесь Иисус двояко свидетельствует о Своей Божественности. Во-первых, в самом Своем прошении Он утверждает, что Его слава существовала «прежде бытия мира», из чего следует, что Иисус не был создан, а существовал вечно. Во-вторых, указывая на «славу», которую Он имел там (у Отца), Он говорит о той самой славе, которая во всей Библии всегда связывается с истинным, живым и единым Богом.

17:6 открыл имя Твое. Слово «имя» обозначает Бога — во всем Его совершенстве, как оно открывается человеческому роду.

от мира. Указание на то, что искупленные находятся в мире, но предназначены к отделению от него.

они были Твои. Все в мире, включая людей, принадлежит Богу по праву Творца, но здесь имеется в виду, что некоторые люди определены Богом к искуплению. Бог дал избранных Искупителю (ср. Евр 2:12−13).

17:7 все... от Тебя есть. Совершенное единство Отца и Сына — один из основополагающих аспектов учения Иисуса (5:17).

17:8 Здесь указаны три критерия, которым должны соответствовать ученики Иисуса: верить в слова Иисуса, признавать Его Божественное происхождение и верить в Него Самого.

17:9 не о всем мире молю. С какой бы благожелательностью ни относился Иисус ко всему творению, Его искупительная священническая деятельность распространяется только на избранных — на тех, кого дал Ему Отец (10:14−15, 27−29). Этот стих служит мощным аргументом в поддержку доктрины искупления избранных: для Иисуса было бы абсурдом умереть за тех, за кого Он отказывался молиться!

В других контекстах, где не столь очевидна роль Иисуса как священника-ходатая, Он молится за Своих врагов; точно так же должны поступать и мы (Мф 5:44; Лк 23:34). См. статью «Предопределенное искупление».

17:10 и Твое Мое. Это явное утверждение Иисусом Своей Божественности.

и Я прославился в них. См. ком. к 16:14.

17:11 Отче Святый! Такая форма обращения встречается только в этом месте НЗ, но она наилучшим образом выражает как близость отношений между Богом и Его детьми, так и величие Бога. Бог хочет защитить Своих избранных, потому что Он заботится о них, и Он может защитить их, потому что Его власть беспредельна.

во имя Твое. Т.е. «силой Твоей и Твоей властью, оспаривать которую не может никто». Откровение Бога о Самом Себе, проявленное в слове и деле, соответствует понятию «имя Твое», поскольку для древних имя являлось выражением сущности.

чтобы они были едино, как и Мы. Единство Лиц Троицы служит величественным образцом для общности верующих через их единство со Христом (см. ком. к 14:10−11). Особенно решительно это подчеркивается в молитве Иисуса (ст. 21−23). Поэтому каждый христианин должен постоянно стремиться к такому единству, чтобы прославить Бога, и проявлять любовь ко всем детям Божиим.

17:12 Я соблюдал их... и никто из них не погиб. Замечательное определение служения, которое Иисус совершал для апостолов.

сына погибели. В 2Фес 2:3 это же выражение употреблено в отношении антихриста. Предательство Иуды служило исполнением слов Писания (Пс 40:10) и было необходимо для осуществления многих других пророчеств, в которых описываются страдания нашего Господа. Иисус рассматривал многие тексты Писания как прорицание различных подробностей Его мессианского служения и подчеркивал, что все они должны претвориться в жизнь, поскольку являются Словом Божиим. Избирая Иуду, Иисус знал о роли, которую этот ученик сыграет в Его страданиях.

17:13 радость Мою. Из этих слов можно заключить, что Иисус молился в присутствии учеников, чтобы они могли почерпнуть радость в Его молитве (ср. 15:11; 16:24).

17:14 Я передал им слово Твое. Здесь, несомненно, говорится об учении Иисуса, которое отождествляется со Словом Божиим, точно так же, как и Ветхий Завет является Словом Божиим (ср. Мк 7:13; Деян 10:36; Рим 9:6).

они не от мира. Новое рождение влечет за собой глубокий раскол в человечестве. Верующие тоже происходят из падшего человеческого мира, но они продолжают жить в этом мире, уже не принадлежа к нему (ст. 16).

17:15 чтобы сохранил их от зла. Хотя Иисус знает, что мир будет ненавидеть Его учеников так же, как ненавидит Его Самого, Он не просит оградить учеников от физических и иных страданий, существующих в мире, а взывает к защите их от морального разложения. См. статью «Христиане в этом мире».

17:17 Освяти их истиною Твоею. Два примечательных аспекта этой просьбы Иисуса: 1) Он молится не о временном благополучии учеников, но об их освящении; более всего Он желает, чтобы они были святы; 2) Он указывает на средство, с помощью которого можно достичь святости (т.е. на истину). Так же, как заблуждение и обман являются корнями, из которых произрастает зло, так из истины произрастает благочестие.

слово Твое есть истина. Эти слова, непосредственно относящиеся к ВЗ (только он один был в распоряжении учеников), распространяются и на учение Иисуса, называемое «словом Божиим» (ст. 14), а также на свидетельство апостолов, включенное в Св. Писание (17:20; Лк 8:11−15:21; Лк 11:28; Деян 4:31; Деян 6:7; Деян 8:14, 25; 1Фес 2:13). См. статью «Авторитет Писания».

17:18 Как Ты послал Меня... и Я послал их. Ср. 20:21. Иисус — высший образец миссионера. Каждый истинный христианин является «миссионером», посланным в мир, чтобы свидетельствовать о Христе, достигать погибающих грешников везде, где только их можно найти, и приводить к Спасителю.

17:19 Я посвящаю Себя. Использованный здесь греческий глагол может означать также «освящаю», но Иисус, будучи абсолютно свят, не нуждается в дальнейшем освящении (Евр 7:26). Являясь же первосвященником, Он отдает Себя (Исх 28:41) делу, для исполнения которого и необходима совершенная святость. Из этого следует, что те, кто принадлежит Ему, должны быть богодухновенны и посвящены на свое служение.

17:20 о верующих в Меня по слову их. Начиная с этого момента Господь охватывает в Своей молитве всех верующих, даже тех из них, кто должен прийти к вере спустя многие века. Каждый истинный христианин может быть уверен в том, что в этой молитве Иисус молился и за него.

17:21 да уверует мир, что Ты послал Меня. Предметом этой молитвы является не какое-то незримое единство, но единство, видимое всему миру, дабы мир мог уверовать (см. ком. к 17:11).

17:23 совершены воедино. Мы имеем здесь образец единства, по которому строятся отношения как между Отцом и Сыном, так и между Сыном и христианином (см. ком. к 14:10−11)

 Отец — СынСын — верующий

Единство
Слава
Любовь
Миссия
Знание

ст. 21, 23
ст. 22, 24
ст. 23, 24, 26
ст. 18, 23, 25
ст. 25

ст. 21, 23, 26
ст. 22
ст. 23, 26; 13:1
ст. 18
ст. 3:8, 25, 26

возлюбил их, как возлюбил Меня. Это утверждение касается любви Бога Отца к искупленным (3:16). Иногда этой любви не придают должного значения, сосредоточивая все внимание на любви к ним Христа.

17:24 да видят славу Мою. Второе прошение Иисуса в Его молитве за Церковь состоит в том, чтобы она была с Ним во славе. Он не просит временного преуспевания ни для учеников, ни для Церкви в целом, но просит о том, чтобы Его избранные были святы и едины на земле, а затем были бы взяты на небеса.

17:25 Отче Праведный! См. ком. к 17:11. То же, что и Святый.

17:26 Эта молитва заканчивается повторением основных понятий: единство, знание, служение и любовь. Учение Иисуса достигает здесь кульминации.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Иоанна, 17 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Иоанна 17 глава в переводах:
От Иоанна 17 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.