Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Аарон

Аарон

Аарон [еврейское — Ахарон], значение имени точно не установлено, возможно, соответствует египетскому — «великое имя». Аарон был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы (Исх 6:20; Чис 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх 7:7). Аарон был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис 1:7). Она родила ему четырех сыновей — Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23).

Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил Аарона говорить к народу вместо его косноязычного брата. Аарон должен был стать «устами» Моисея (Исх 4:16) и его пророком (Исх 7:1). Братья встречаются в пустыне (Исх 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (Исх 4:28–31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских Аарон владеет жезлом (Исх 7:9,19; Исх 8:5,17), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх 17:12). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх 24:1,9).

Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники (гл. 28−29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение — все это устанавливается Самим Богом (Чис 4:18).

В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (→ золотой Телец). Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). Особое положение Аарона подчеркивает прежде всего → наперсник с 12 драгоценными камнями, а также урим и туммим (→ Свет). В день посвящения старшие сыновья Аарона → Надав и → Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев 10 и след.).

О том, как строго Бог относится к священнич. служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что Аарон, как первосвященник, не смел выражать свое личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остается верен Своему слову: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (ст. 3). На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» (→ Моисей) и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за нее перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис 12).

Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертв. воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвел (Чис 16:18). В дальнейшем этот жезл был помещен в ковчег завета (Евр 9:4). В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20).

Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца. Аарон умирает в возрасте 123 лет (Чис 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис 20:23–29). Аарону недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других — Моисея, Мариами, народа.

Значение Аарона как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение Аарона ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнич. одеяния. В Евр 7Евр 9 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессиан. священством «по чину Мелхиседека» (Евр 5:6; Евр 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонкого плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Нюстрема Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← предыдущее
Ав →