Расскажите друзьям:

Десятина

Десятина
I. Десятина – это одноразовое отчисление от военной добычи (Быт 14:20) или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1Цар 8:15,17; → Подать, II,1). Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода. Десятина была известна и за пределами Израиля, например, у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян; еще Авраам отдал Мелхиседеку десятину от своей добычи (Быт 14:20; Евр 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу десятину от всего своего состояния (Быт 28:22).
II: 1) Закон предписывал: Израиль должен давать Господу десятину «из семени земли и из плодов дерева» (Лев 27:30), а также от крупного скота и от овец (Лев 27:32; сравните 2Пар 31:6), и эти десятины должны быть посвящены Господу. В Чис 18:30 десятина от зерна и от плодов названа так: «получаемое с гумна и получаемое от точила»; согласно этому правилу, десятину отсчитывали от обмолоченного зерна, от полученного в точиле сока (→ Виноград; виноградная лоза; виноградник; вино) и от добытого оливкового масла (Втор 12:17). Эти подати натуральным продуктом могли быть заменены денежными отчислениями, т.е. выкуплены, но сумму надлежало увеличить на 1/5 часть стоимости продукта (Лев 27:31). Десятину от скота определяли так: животных из стада пропускали по одному под посохом пастуха, и каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным, Лев 22:19 и следующие) было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. недостатки или нет (Лев 27:32 и следующие). Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных – предназначенных для отделения и отделенные вместо него – считались святыней Господу (Лев 27:33);
2) После завоевания Ханаана левиты получили города для проживания с пригородными участками для выпасов скота (Чис 35:2-5; Нав 21:2 и следующие), но не получили земельных наделов. В качестве возмещения за это они получали десятину от прочих израильтян (Чис 18:21,24), от которых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание (Чис 18:26-30). В этой связи существуют ясные упоминания только в отношении десятины от зерна и плодов (Чис 18:27,30);
3) Во Второзаконии дан ряд расширяющих и дополняющих предписаний о десятине непосредственно перед завоеванием страны. Как и все жертвы, возношения, обеты, начатки урожая и первенцы скота, десятины также надлежало приносить в центральное святилище (Втор 12:4 и следующие; Втор 14:22 и следующие), если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать их; полученная выручка от продажи затем служила опять-таки для приобретения продуктов питания в том месте, где находилось святилище (Втор 14:24-26). С уплатой десятины была связана радостная жертвенная трапеза, в которой принимали участие и левиты (Втор 12:17 и следующие; Втор 14:26 и следующие). В каждый третий год следовало приносить десятины не в святилище, а предоставлять их по месту жительства в распоряжение левитов и бедных (иноземцев, сирот и вдов) (Втор 14:28 и следующие; Втор 26:12). Исполнив эту заповедь, каждый глава семейства должен был свидетельствать «пред Господом», т.е., вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле (Втор 26:13-15). Эти два года десятина (Втор 26:12) каждый раз приходилась на период между двумя субботними годами, когда урожай не собирали и, следовательно, десятины не отчисляли;
4) В истории народа Израиля эти предписания о десятине часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление десятины продолжалось в Северном царстве и после его отделения от Иудеи и Иерусалимского храма (Ам 4:4), но в какой форме, неизвестно. Реформа Езекии восстановила отчисление десятин от скота и плодов земли; в храме были заново оборудованы помещения для запасов (2Пар 31:4-12). После вавилонского плена пророк Малахия укорял израильтян за то, что десятины собираются лишь частично (Мал 3:8-10), а в обязательстве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и десятина (Неем 10:38). Десятина от урожая зерновых и от плодов теперь вновь стали храниться в кладовых храма (Неем 12:44; Неем 13:5,12); при этом ничего не сказано о десятине от скота, однако скот и не мог размещаться в храме. В новозаветную эпоху фарисеи распространили взимание десятины на все виды дохода (Лк 18:12), так что к собственности, с которой брали подать, стали относить даже травы, употреблявшиеся в качестве приправы к пище (Мф 23:23; Лк 11:42).
III. В ветхозаветных апокрифах о десятине как таковой упоминается в 1Мак 3:49; о десятине от вина и масла говорится в Иудиф 11:13. В Тов 1:6-8 приводится перечень приношений десятин и «начатков». Иосиф Флавий различает десятину, которую отдают левитам (Лев 18), вторую десятину, или «десятину святыни» (Втор 12:1; Втор 14:22-27), и десятину для бедных (Втор 14:28 и следующие; Втор 26:1), то же о трех десятинах говорится в Талмуде и в другой позднеиудейской литературе, однако в этом перечне не упоминается десятина от скота. Первую десятину (зерно и плоды) отдавали; вторая десятина оставалась у ее владельца, и ее следовало употреблять во время праздничных посещений Иерусалима; третья десятина, или «десятина для бедных», возможно замещала в каждом третьем году вторую десятину, но полной уверенности в этом нет. Насколько эти предписания о двух или даже трех десятинах выполнялись на практике, неизвестно.
IV. Десятина, как и первородное, и первенцы, были святыней Господней (→ Святое святых) (Лев 27:30). Вручая ее Богу, израильтяне тем самым исповедовали, что земля, как и ее урожаи, принадлежит Господу (Исх 19:5; Лев 25:23; Пс 50:12), что все имущество народа не является приобретенной им самим собственностью (Втор 8:17 и следующие), но что люди получили это как дар от Бога (Втор 28:1-14; → СубботаСубботний годЮбилейный год). Этими отчислениями у израильтян освящалось все их имущество и приобретения, в этом проявлялось их подчинение воле Божьей (Рим 11:16).



←   Десятиградие   предыдущее   •   следующее   Десять   →