Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Гнев, гневить

Гнев, гневить

Человеческий гнев — это эмоциональная реакция, возникающая в тех случаях, когда затрагивается, нарушается или подвергается угрозе ч.-л. дорогое, особо ценное для этого человека. Гнев направлен против того, кто виновен в этом нарушении, приносящем человеку моральный или материальный ущерб. Обиженный, в котором «закипает» гнев, может разразиться бранью, в нем может проснуться жажда мести. Гнев может вспыхнуть как внезапный порыв; он может найти свое выражение в словах или поступках человека, но может быть также подавлен усилием воли или осознанием его греховности. Там, где гнев живет в людях, он ведет к ненависти (→ Ненависть).

I 1) ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГНЕВ может легко превратиться в необузд. страсть, которая несет угрозу существованию другого человека (Быт 4:5–45). Гнев и грех тесно связаны между собой (Пс 4:5; Иак 1:19). Поэтому притчи предостерегают от проявлений гнева и рекомендуют сохранять самообладание (Притч 12:16). Иисус запрещает гневить брата (Мф 5:22); Павел повторяет ветхозаветное предостережение из Пс 4 и заповедует не хранить в сердце гнев до следующего дня, т.е. немедленно выяснить его причины и устранить их (Еф 4:26). У верующих гнев, как реакция плоти (Гал 5:20), не должен иметь места (Еф 4:31), особенно в молитве (1Тим 2:8). В Еф 6 Павел предостерегает отцов, призывая их не раздражать своих детей, чтобы не вызывать их гнев (Еф 6:4);

2) но бывает и такой гнев, который Библия не осуждает: это те случаи, когда человек впадает в гнев перед лицом греха, оскорбляясь не за себя, а за попрание правды Божьей. Так произошло с Самуилом из-за самоволия Саула (1Цар 15:11.) и с Неемией из-за корыстолюбия иудеев (Неем 5:6). Так гневался Моисей, когда Израиль отпал от Господа и отлил себе золотого тельца (телец) (Исх 32:19). Такой гнев свят и праведен (Мк 3:5; ср. Ин 2:14–17), но его целью должно оставаться спасение и обращение людей, на которых гневаются; Иисус запрещает Своим ученикам требовать их уничтожения (Лк 9:54). Люди не должны считать себя исполнителями Божьего гнева, они могут лишь дать ему место (Рим 12:19).

II. 1) Библия постоянно говорит о том, что ГНЕВ БОЖИЙ, который возгорается от соприкосновения со злом и неправдой, пребывает с грешником (Еф 2:3) и грозит разразиться над теми, кто пренебрегает послушанием и милостью Божьей. Бог так возлюбил людей, что пожертвовал ради них Своим Сыном (Ин 3:16), но Святой и Чистый гневается на все то, что противостоит Его сущности, и уничтожает то, что восстает против Него и Его установлений (Пс 5:5–7). Поскольку присутствие Бога и общение с Ним исключает нечистоту, Он ненавидит зло и стремится подвигнуть человека к отстранению от греха, чтобы спасти его (Иез 18:21–23). Но если человек не отстраняется от греха, то гнев Божий настигает и грех, и грешника (Ис 9:11.; Наум 1:2);

2) люди ВЗ на себе познали гнев Божий (Чис 11:1; Нав 7:1; Суд 3:8; Иер 52:3). Они знали, как он возгорается (Втор 32:22; Ис 30:27), а также то, что человек гибнет от гнева Божьего (Пс 89:7), отвергнутый Богом (Пс 26:7; ср. Иер 21:5–7). Гнев Божий передвигает горы (Иов 9:5), и никто не может утолить его, если его разожгли грехи народа Божьего (Иер 17:4). Но этот гнев настигает и язычников (Иер 10:10; Пс 109:5,6; Ис 63:3). Отсюда становятся понятными как просьба, чтобы Бог отвратил Свой гнев (Исх 32:12; Пс 84:6; Дан 9:16), так и желание укрыться от него (Ис 26:20), но вместе с тем и великая радость по поводу наличия обетования и осознания того, что гнев Божий длится лишь огранич. время (Пс 29:6; Мих 7:18), в отличие от Его вечной милости;

3) так же отчетливо о гневе Божьем, грозящем всем безбожным и неправедным, говорит НЗ (Лк 21:23; Ин 3:36; Рим 1:18; Еф 5:6; Кол 3:6; 1Фес 2:16). При этом выражения «день гнева» (Рим 2:5; Откр 6:17) и «будущий», «грядущий» гнев (Мф 3:7; Лк 3:7; 1Фес 1:10) относятся к последнему Суду в конце времен (Откр 20:11–15). В образном языке Откровения суд Божий явлен как чаша гнева Божьего, которую предстоит испить пораж. этим гневом (Откр 14:10; ср. 25 и след.), и как семь чаш гнева, которые Его ангелы изольют на созревшую для суда землю (Откр 16). Но над тем, кто спасен верой в Иисуса Христа, уже не нависает угроза гнева Божьего, его уже не коснется суд, он обретет вечную жизнь (Ин 5:24; 1Фес 5:9).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter