Дух; Святой Дух | Библейская энциклопедия Брокгауза

Дух; Святой Дух

Дух; Святой Дух
I. ПОНЯТИЕ «ДУХ»
Изначально еврейское слово руах, как и греческое пнеума, означало «дыхание» или «ветер», а значение «дух» приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях:
1) В основном значении – «ветер» – это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: «Ветер, где хочет веет...» (Ин 3:8 – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана; сравните Евр 1:7: «делающий ангелов Своих ветрами» – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана);
2) Неоднократно это слово употребляется в значении «человеческая душа»: «Дух бодр...» (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано: «и возвратился дух ее» (Лк 8:55). Дух апостола Павла «возмутился» при виде Афин – «города, полного идолов» (Деян 17:16). Божий Дух «свидетельствует нашему духу, что мы – дети Божии» (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой дух без порока (1Фес 5:23) и т.д.;
3) Слово пнеумата (множественное число от пнеума) встречается в контексте «духи праведников, достигших совершенства» (Евр 12:23) и «духи, находящиеся в темнице» (1Пет 3:19);
4) В Библии говорится и о недобрых духах: злых духах (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно «нечистыми» духами (Мф 10:1; Деян 5:16 и другие), прорицательными духами (Деян 16:16), а также «духом немощи» (Лк 13:11), дух усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово «дух» может использоваться и в иносказательном значении;
5) Обычно слово пнеума употребляется в словосочетании «Святой Дух».
II. СВЯТОЙ ДУХ
А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ
Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первоначального хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2). В нем было творческое начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Дух – это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3; Иов 33:4; Пс 103:29 и следующие). Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11). Он подобен «слову» (логос), бывшему в начале у Бога, через которое все было сотворено (Ин 1:1 и следующие). Это творящее Слово – Сам Христос (1Кор 15:45; → Иисус Христос). Тождество Христа и Святого Духа выражено Павлом в словах: «Господь есть Дух» (2Кор 3:17). → Бог (IV,В).
Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
Святой Дух – это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеческой жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Дух дает человеку разумение (Иов 32:8). «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» (Неем 9:20). «И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (Агг 2:5). Человеку следует довериться этому Духу (Пс 142:10). Он вершает великие деяния, рядом с которыми человеческие усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, например художников (Исх 31:1 и следующие), судей (Суд 3:10; Суд 6:34 и другие), пророков (Ис 59:21), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10; 1Цар 16:13 и следующие). Часто Дух Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23); 70 старейшин получили часть Духа, почившего на Моисее (Чис 11:17). На Елисее «опочил» Дух Илии (4Цар 2:15). Прежде всего Дух Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и следующие; Ис 42:1). На Иисуса Дух Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16). Силой этого Духа Он исцелял и благотворил (Деян 10:38). Этот Дух, воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: «Примите Духа Святого» (Ин 20:22). Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39 – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7).
В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ
1) В Своих прощальных речах (Ин 13:31 – 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26; Ин 15:26; Ин 16:7), Которого Он пошлет после Своего отшествия. Слова Иисуса: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Таким образом христианство не знает другого «представителя Христа на земле» кроме Святого Духа, в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что «не видит Его и не знает Его» (Ин 14:17). Мир не принимает Святого Духа «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт 6:3; сравните Ис 63:10). Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Святому Духу путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Святого Духа ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся «силою свыше» (Лк 24:49; Деян 1:4);
2) СОШЕСТВИЕ Святого Духа (Деян 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и «разделяющимися, как бы огненными языками». Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Святого Духа, его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Святым Духом. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян 2:37-47; Деян 4:32Деян 5:11);
3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Святого Духа: а) вселяясь через Святого Духа в христианина, Христос Сам Себя «прославляет» в нем (Ин 16:14). Тогда содеяное «за нас» Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собственном опыте узнаём, что означают слова: «вы во Мне, и Я в вас» (Ин 14:20). Христианин обретает новое жизненное пространство, в котором он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутренним миром человека правит уже иной властитель: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Его «Дух истины» наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин 16:13). Святой Дух – это истинный учитель, который напомнит нам слова Иисуса (Ин 14:26). Он свидетельствует об Иисусе и о Его спасительном подвиге (Ин 15:26). Верующий человек познает через Святого Духа совершенное возрождение, обретает состояние, которое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин 3:3,5). Отныне он – «новая тварь»: «древнее прошло, теперь все новое!» (2Кор 5:17). Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14). Воистину существует «Дух усыновления», который научает взывать: «Авва, Отче!» (Рим 8:15); б) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары. Так, ученикам, на которых Святой Дух снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидетельствовать людям о Христе. Они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:4). Святой Дух с самого начала наделяет верующих дарами, которые придают им силы для выполнения возложенной на них миссии. В первых христианских общинах это были самые разнообразные дары Святого Духа, которых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении смотрите 1Кор 12:1 и 1Кор 14:1 (→ Дар, II). Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидетельства, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1Кор 12:8-10). Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, которые соответствуют его миссии (1Кор 12:11; Еф 4:7). Все множество даров дается одним Святым Духом (1Кор 12:4). И когда в Откр 1:4; Откр 3:1; Откр 5:6 говорится о семи Божьих Духах, находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (→ Число, II,7) Дух во всех его проявлениях; в) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, подчиняется новому закону Духа, освобождающему его в боговдохновенной «жизни во Христе Иисусе» от прежнего «закона греха и смерти» (Рим 8:2). Теперь человек живет не «по плоти», определявшей жизнь людей до их спасения, а «по духу» (Рим 8:4). Поэтому Павел взывает к галатам: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5:16). Ведомые Духом не подчиняются более никакому закону, они обладают царственной свободой (2Кор 3:17; Гал 5:18). Святой Дух желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр 3:6,13,22), обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11; 1Кор 14:24 и следующие), подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него «воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26). Плоды Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22,23; сравните с Еф 5:9). Величайший плод среди них – любовь (1Кор 13). Христианин, «запечатленный» Святым Духом (→ Печать, II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончательного искупления (Рим 15:13; 2Кор 1:21 и следующие; Еф 1:13 и следующие);
4) Святой Дух является даром Божьим, который дается только по Его милости (Деян 8:17-20). Необходимые условия для получения дара Святого Духа – это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян 2:38). Упомянутое здесь крещение («...и да крестится каждый из вас...») символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Духом (Еф 5:18) и не «угашать духа» (1Фес 5:19). Но как сказал Иисус, «кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13:12). → Хула; злословие; злоречие (III,4); → Священное Писание (IV).



←   Дунуть   предыдущее   •   следующее   Дух нечистый   →