Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Дан

Дан

Дан [«(Господь) рассудил»]:

1) пятый сын Иакова и первый — от Валлы, служанки Рахили (Быт 30 и след.). Известен только один сын Д., Шухам или Хушим (Быт 46:23; Чис 26:42). Благословения Иакова и Моисея характеризуют Д. и его потомков как судей и воинов (Быт 49 и след.; Втор 33:22);

2) хотя известен только один сын Д., его колено, тем не менее, согласно обоим исчислениям Израиля занимает второе место по численности после колена Иуды (Чис 1:39; Чис 26:43). В странствованиях по пустыне колено Д. вместе с коленами Асира и Неффалима ставило стан сев. скинии. Колено Д. возглавляло тот стан, который должен был последним выступать в поход (Чис 2:25–31). К колену Д. принадлежали Аголиав, помощник Веселиила при сооружении скинии, ковчега завета и всех принадлежностей для них (Исх 31:6), а позже и судья Израиля Самсон (Суд 13:2,24).

Удел колена Д., который оно получило последним из 12 колен, граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке — с уделом колена Вениамина и на юге — с уделом колена Иуды. Из его городов, в числе которых были Цора, Аиалон, Екрон, Иоппия, четыре были выделены левитам (Нав 19:40–46; Нав 21:5,23–45).

Колено Д. так никогда и не смогло полностью завоевать предназнач. ему удел. Екрон оставался во владении филистимлян, а аморреи не позволили сынам Д. проникнуть на плодородную равнину, оттеснив их в горы (Суд 1 и след.). Хотя колено и не было тем самым полностью отрезано от побережья (Суд 5:17), ему пришлось искать выход и решать тер. проблемы. И этот выход был найден в захвате высмотренного разведчиками города Лаиса (Ласема) в Северной Палестине, который данитяне переименовали в Д. (Нав 19:47; Суд 18). Здесь, на севере, согласно предсказанию Иезекииля, должен находиться их удел в земле обетованной (Иез 48:1), хотя имя этого колена уже не упоминается среди 144 тыс. запечатленных (Откр 7);

3) сев. погран. город Израиля, известный по выражению «от Дана до Вирсавии» (крайние сев. и юж. точки, см. 1Цар 3:20; 2Цар 3:10; 2Цар 24:2,15; 3Цар 4:25; 2Пар 30:5), которое подразумевает весь Израиль. Город, называвшийся прежде Лаис, или Ласем, после его захвата данитянами получил от них имя Д. (Нав 19:47; Суд 18:29). При Иеровоаме здесь было введено идолопоклонство (3Цар 12:28–30; 4Цар 10:29; Ам 8:14). В 733 или 732 г. до Р.Х. население Д. было угнано в ассирийский плен. Д. находился в плодородной области близ Беф-Рехова (Суд 18:28). Первоначальное значение названия Д. до сих пор живо в названии Телль-эль-Кади — «холм судьи», у истока Нахр-эль-Леддан на склоне вулкана.


* * * * *
В других словарях: Никифора Нюстрема Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter