Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

День очищения

День очищения

День очищения [еврейское йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур — буквально: «день покрытия (грехов)].

I. Десятый день седьмого месяца (тишри — сентябрь-октябрь), согласно Закону, был днем праздничного собрания, поста (→ Покаяние) и отдыха от работы (Лев 16:29,31; Лев 23:27–32; Чис 29:7), в который → первосвященник совершал перед Господом полное очищение (→ Примирять) своих грехов и грехов всего народа (Лев 16:17,30,33,34; Лев 23:28). Это был единств. в году день, когда Законом предписывался пост и когда первосвященник мог войти в Святое Святых скинии и храма (Лев 16 и след.; Евр 9:7). (О «жертве за грех, приносимой в день очищения», Чис 29:11; ср. Лев 16Жертва, III и → Азазель; кроме того, в Д.О. совершались и иные жертвоприношения, Чис 29:7–11). Особое значение Д.О. имел в каждом 50-м году, когда после семи субботних лет (→ Субботний год) он открывал собой → юбилейный год.

II. 1) Д.О. был учрежден после того, как два сына Аарона (Лев 16 и след.) погибли при попытке принести Господу жертву каждения, которую Бог не велел им приносить (Лев 10 и след.). Помимо излож. в Законе предписаний, этот день в ВЗ нигде больше не упоминается. Что касается НЗ, то в книге Деяний он упоминается как день поста (Деян 27:9), а в Послании к евреям содержатся ссылки на него по разным поводам (см. ниже, III). Талмуд содержит подробные сведения о том, как первосвященник должен готовиться к Д.О. и проводить различные обрядовые действия при жертвоприношении. О Д.О. раввины говорили след.: он искупает грехи против Бога, но грехи, что были совершены против ближнего, искупает лишь в том случае, если до этого дня состоялось примирение с тем, против кого было совершено прегрешение;

2) некоторые исследователи пытались истолковать отсутствие в ВЗ сведений о праздновании Д.О. в период после его учреждения как доказательство того, что этот праздник был введен лишь после вавил. плена, а соотв. разделы Закона возникли лишь к этому времени (→ Пятикнижие Моисея). Но тогда невозможно объяснить, как жертвоприношения Д.О. оказались единств., непосредственно связ. с → ковчегом завета, которого после плена уже не было.

III. Д.О. как сердцевина и кульминация ветхозаветного богослужения был упразднен жертв. смертью Иисуса на кресте. На место постоянно повторяющегося «однажды в год» (Евр 9:7,25) очищения, совершаемого ветхозаветным первосвященником, который сам нуждался в очищении (Евр 7:27), теперь пришло очищение, соверш. однажды и навечно (Евр 9:12,26,28; Евр 10:12,14,18) безгрешным, святым и вечным Первосвященником Иисусом Христом (Евр 7:26,28), когда Он со Своей собств. кровью вошел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие (Евр 9:24; ср. Евр 7:25).


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter