Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Деньги

Деньги

I. 1) Д. в виде монет появились в Израиле после вавил. плена. До этого имели хождение Д. в виде золотых и серебряных слитков, которые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями. Денежными единицами были: (золотой) талант — 60 (серебряных) мин, каждая из которых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям); → Меры длины, площади, объема и веса (II);

2) расплачивались обычно серебром. Поэтому слово «деньги» может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля; таким образом, золотой сикль (4Цар 5:5; 1Пар 21:25) весил несколько больше, чем серебряный (Быт 23 и след.). Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты — серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, — кесита — упоминается в Быт 33:19 (в Синодальном переводе — «монета») и в Иов 42:11.

II. Древнейшей монетой, название которой встречается в Библии, является ДРАХМА (Езд 2:69; Неем 7:70–72), перситская золотая монета (дарик), вес которой составлял 8,36 г. В IV в. до Р.Х. были отчеканены монеты перситской провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного евр. государства относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134–104 гг. до Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью «Первосвященник Ионафан и общество иудеев» (ил. стр. 826; 827: эллинистич. эпоха). Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, т.к. римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов. Надписи на этих монетах делались не на евр., а на греч. языке.

III. 1) в новозаветные времена в Палестине находились в обращении рим. и греч. монеты. В текстах НЗ упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них — евр. ЛЕПТА (Мк 12:42; Лк 12:59). Две лепты равнялись рим. КОДРАНТУ (Мк 12:42; Мф 5:26), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ (Мф 10:29; Лк 12:6). Римский эквивалент греческое ассария назывался ассом. Самой распростран. серебряной монетой был рим. ДИНАРИЙ (денарий) (Мф 18:28; Мк 6:37; Лк 7 и т.д.), который равнялся 16 ассариям. Греч. ДРАХМА (Лк 15:8) равнялась одному динарию. В Мф 22 динарий назван «монетой, которой платится подать»: ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию;

2) в Мф 17 упоминается ДИДРАХМА, греч. монета, которой иудеи платили ежегодную подать на Храм в соответствии с обязательством (Неем 10:32). Размер этой подати был, однако, приравнен к тому, что указан в Исх 30:13; Исх 38:26. Таким образом, дидрахма (— два динария) равнялась половине евр. сикля (шекеля). Позднее дидрахма вышла из обращения. Вместо нее, наряду с динарием, появился СТАТИР (Мф 17:27), или тетрадрахма, равный четырем драхмам или одному сиклю. СРЕБРЕННИКИ (Мф 26:15), предложенные Иуде за предательство, вероятно, были монетами стоимостью в сикль (ср. Зах 11:12) или в тетрадрахму;

3) самыми крупными из встречающихся в НЗ денежных единиц являются греч. МИНА (Лк 19:13), равная 100 драхмам, и греч. ТАЛАНТ (Мф 18:24; Мф 25:15), равный 60 минам — 6000 драхм.

IV. Определить сегодняшнюю стоимость всех этих монет и слитков трудно, т.к. точные сведения о покупат. способности Д., имевших хождение в ветхозаветные и новозаветные времена, отсутствуют. Дошедшие до нас указания цен на отдельные товары далеко не всегда отражают реальные цены того времени (ср. Лев 5:16; 3Цар 10:29; 4Цар 6:25; 4Цар 7:1). Но в НЗ все же имеются сведения, на основе которых можно сделать некоторые выводы. Согласно Мф 20:2, рабочие на винограднике получали в день один динарий, а согласно Откр 6:6, столько же стоит хиникс пшеницы, т.е. дневной рацион мужчины; учитывая все это, можно предположить, каким был уровень цен. Обычные расчеты на основе содержания в монете драг. металлов не дают нам истинного представления о том, сколько тогда в повседневной жизни «стоил» один динарий. Если мы хотим соотнести новозаветные цены с современными, то за основу следует брать дневную оплату труда, причем полученные результаты можно рассматривать лишь как весьма приблизительные. Во всяком случае, плата за рабочий день в размере одного динария была, видимо, не очень высокой. Миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк 14:5), стоило 300 динариев — плата за 300 дней, т.е. почти годовой заработок наемного работника.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Нюстрема Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter