Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Дерево

Дерево

Дерево: 1) благодаря удачному геогр. положению Палестины там растут почти все виды Д., обычно встречающиеся в областях с умеренным и жарким климатом;

2) в Лев 19:23–25 говорится о запрете есть плоды только что посаженного Д. в течение первых трех лет. (→ Первородство, первородный.) Запрещалось во вражеской стране срубать фруктовые Д., но любые другие, которые «ничего не приносят в пищу», разрешалось; их использовали для сооружения осадных орудий (Втор 20 и след.);

3) в ВЗ часто упоминаются Д., ставшие памятными знаками. Так, существовали «дуб плача», под которым погребли кормилицу Девору (Быт 35:8), дуб в Сихеме, под которым Иисус Навин воздвиг памятный камень (Нав 24:26), пальма Деворы между Рамой и Вефилем (Суд 4:5), «колдовской дуб» (Суд 9 — в Синодальном переводе — «дуб Меоним»), дуб в Гиве, под которым Саул вершил суд над сторонниками Давида (1Цар 22:6), Фаворский дуб (1Цар 10 — в Синодальном переводе — «Фаворская дубрава»), гранатовое Д. в Мигроне (1Цар 14:2) и т.д.;

4) для устройства мест поклонения идолам израильтяне, по примеру ханан. язычников, выбирали не только свящ. рощи, но и отдельные Д. с обширной кроной (Ис 57:5; Иез 6:13; Иез 20:28). Уже в Быт 3:8 рассказывается о том, как человек пытался среди Д. укрыться от живого Бога. Д., вместе со всем остальным Божественным творением, разделяют ликование спасения (Пс 95:12; Ис 44:23; Ис 55:12);

5) Д. может также обозначать орудие казни, т.е. виселицу (Есф 5:14; Есф 6:4; Есф 7:9);

6) в притче о Д., избиравших над собою царя, Иофам осуждает Авимелеха и жителей Сихема (Суд 9:7–15). Д. также служит олицетворением Ассирийского царства (Ис 10:19) и могуществ. царя Навуходоносора (Дан 4 и след.), а в Пс 1 и Иер 17 и след. плодоносящее Д. является образом человека, живущего по Закону Божьему. И в НЗ плодоносные Д. олицетворяют людей праведных, а бесплодные — нечестивых (Мф 3:10; Мф 7:17–19; Лк 6:43,44). В Иуд 1:12 нечестивцы сравниваются с «осенними деревьями, бесплодными, дважды умершими, исторгнутыми». В притчах Иисуса высокий стебель горчицы также назван Д. (Мф 13:32).


* * * * *
В других словарях: Никифора Нюстрема Гёце
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter