Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Дети, сыновья, младенцы, чада

Дети, сыновья, младенцы, чада

I. Словами «дети» или «сыновья» в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Мф 18:3; 1Кор 14:20; 1Пет 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., «чада света» или «сыны века сего» (Лк 16:8; Еф 5:8), «сын смерти» (2Цар 12 — в Синодальном переводе — «достоин смерти»), «сын геенны» (Мф 23:15), «сыны лукавого» (Мф 13:38).

II. Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Втор 28:4; Иов 5:25; Пс 126:3; Пс 127 и след.; Притч 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Быт 30:23; 1Цар 1 и след.; Ис 47:9).

III. Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Быт 21 и след.) и отлучали их от груди только в два-три года (1Цар 1:23; 2 Макк. 7:27; ср. → Грудь (3) → Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Быт 4:1,25; Быт 29:32–35; Быт 38:4; Суд 13:24; 1Цар 1:20; Ис 7 — МТ; в Синодальном переводе — «нарекут ему имя»), но иногда это делал и отец (Быт 4:26; Быт 5 и след.; Быт 21:3; Быт 35:18; Быт 38:3; Быт 41:51; Исх 2:22; 2Цар 12 — МТ; в Синодальном переводе — «нарекла ему имя»). В новозаветный период имя мальчику давали при → обрезании, на восьмой день после → рождения (Лк 1:59; Лк 2:21). Первенец, как все → первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Чис 18 и след.).

IV: 1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Притч 6:20; Притч 31:1; 2Тим 1:5). Позднее → воспитание мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (4Цар 10:1; Ис 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Втор 4 и след.; Втор 6 и след., 20–25), поскольку начало всякой мудрости — страх Господень (Притч 1 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исх 12 и след.);

2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Исх 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (4Цар 4:1; Неем 5:5; Ис 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (→ Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Быт 38:24; Втор 21:18–21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Втор 21:15–17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Исх 20:12; Лев 19:3; Втор 5:16; ср. Притч 1 и след.; Притч 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Исх 21:15,17; Лев 20:9; Втор 27:16; Притч 20:20; Мф 15:4).

V. НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (Еф 6:1–4; Кол 3 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (Мк 3:33–35; Лк 9:59–62; Лк 14:26).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter