Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Ефрем (Ефраим)

Ефрем (Ефраим)

Ефрем (Ефраим) [еврейское Эфрайим, вероятно, «плодородная земля»]:

1) второй сын Иосифа, которого родила в Египте Асенефа, дочь Потифера, незадолго до наступления семи засушливых лет (Быт 41:50,52). Иаков, приняв обоих сыновей Иосифа, уравнял их со своими собств. сыновьями и благословил Е. как первородного вместо Манассии (Быт 48:5,8–20). Поэтому потомки Иосифа причисляются к двум коленам. С Рувима первенство было перенесено на Иосифа (1Пар 5 и след.). В благословениях Иакова (Быт 49:22–26) и Моисея (Втор 33:13–17) Е. и Манассия объединены вместе как потомки Иосифа. Многие из сыновей Е. погибли во время грабительского набега на Геф, предпринятого с тер. Египта (1Пар 7:20–23);

2) потомки Е., сына Иосифа, и их удел. Это колено было одним из самых малочисленных. За время странствования по пустыне его численность сократилась с 40 500 (Чис 1:33) до 32 500 пригодных к воен. службе мужчин, хотя колена Е. и Манассии вместе еще превышали по численности колено Иуды (Чис 26:22,34,37). При передвижении израил. стана Е. вел те колена, которые располагались к западу от скинии; здесь были также колена Манассии и Вениамина. Они снимались с места вслед за левитами, несшими скинию (Чис 2:18–24; Пс 79:3). При разделе Ханаана ефремляне получили удел в центральной части этой земли — от Иордана до Средиземного моря; на юге они граничили с коленами Дана и Вениамина, а на севере — Манассии (Нав 16:9; Ис Нав 17 и след.). В уделе Е. левитам был предоставлен Сихем и три других города, из которых Гезер (Газер) оставался во власти хананеев (Нав 16:10; Нав 21:20–22). Зато город Вефиль ефремлянам удалось завоевать, возможно, не без помощи колена Манассии (Суд 1:22,25). Когда оба колена пожаловались Иисусу Навину на то, что их уделы малы, он призвал их вырубить лес у горы Ефремовой (Нав 17:14–18) — на части тер. горной страны, попавшей в удел Ефрема (Суд 2:9; Суд 4:5; 3Цар 4:8).

Поскольку Иисус Навин был ефремлянином (Чис 13:9,17; Ис Нав 19 и след.), а скиния была установлена в Силоме, принадлежавшем уделу Е. (Нав 18:1), это колено, несмотря на малочисленность, приобрело довольно высокое положение и ревностно старалось его сохранить. Варак разгромил Сисару не без помощи ефремлян (Суд 5:14). Когда же Гедеон не позвал их на битву с мадианитянами, пригласив лишь преследовать разбитых врагов, ему пришлось столкнуться с гневом ефремлян, который он смог погасить разумными доводами (Суд 7Суд 8:3). После победы Иеффая над аммонитянами новое возмущение ефремлян привело к трагедии, поскольку галаадитяне взялись за оружие и нанесли ефремлянам сокрушит. поражение (Суд 12:1–6). Данный текст также сообщает об особенности произношения ефремлян, связанной с диалектом, на котором они говорили, — ефремляне не выговаривали звук «ш», и по этому признаку галаадитяне выявляли уцелевших после битвы врагов, предлагая им в качестве проверки произнести слово «шибболет», которое у ефремлян звучало как «сибболет» (Суд 12:6). В периоды царствования Саула и → Давида Е. стоит на стороне прочих сев. колен, впрочем не особенно проявляя себя (2Цар 2 и след.; 1Пар 12:30). Только после отпадения 10 колен от сына Соломона Ровоама, о чем было провозглашено в Сихеме, ставшем цар. городом (3Цар 12:1,16,25), Е. вновь приобретает влияние. Первый царь Северного царства Иеровоам и пророк Ахия были ефремлянами (3Цар 11:26,29). К полит. разногласиям добавились религ. Одно из золотых скульптурных изображений тельца Иеровоам установил в Вефиле (3Цар 12 и след.). Господствующее положение колена Е. на севере позволяло пророкам использовать имя «Е.» для обозначения Израильского царства в целом (Ис 7:5,9; Ис 17:3; Ос 4:17; Ос 9:3,11,16; Зах 9:10).

Завоевав в 722 г. до Р.Х. Самарию, ассирийцы увели ефремлян в плен, из которого не все они вернулись. Люди из колена Е., еще остававшиеся на тер. бывшего Израильского царства, смеялись и издевались над гонцами Езекии, которые приглашали их в Иерусалим на праздник Пасхи (2Пар 30:1,10). Езекия приказал уничтожить изображения → Астарты и языч. жертвенники «в земле ... Ефремовой» (2Пар 31:1). Также поступил позднее и Иосия. кроме того, этот царь принудил ефремлян сделать пожертвования на ремонт Иерусалимского храма (2Пар 34:6,9). Некоторые ефремляне жили после возвращения из вавил. плена в Иудее (1Пар 9:3). Пророки возвестили окончат. воссоединение колен Е. и Иуды (Ис 11:13; Иез 37:16–19), и Иезекииль в своем предсказании выделил колену Е. удел в земле обетованной между коленами Манассии и Рувима (Иез 48:5). Однако в Откровении имя Е. не упоминается. Там наряду с Манассией (Откр 7:6) назван Иосиф;

3) город вблизи Ваал-Гацора (2Цар 13:23), тождеств. Ефрону (2Пар 13:19) и Офре Вениаминовой (Нав 18:23; 1Цар 13:17). Сегодня это место, располож. в 7 км сев.-вост. Вефиля, называется Эт-Тайджибе; но существуют и другие предположения относит. местонахождения Е. Ефраим «близ пустыни» (Ин 11:54) — это, по-видимому, тот же Эт-Тайджибе. Под пустыней в данном случае следует понимать долину Иордана. Е. был расположен к вост. от главной дороги, ведшей из Иерусалима на север. → Офра.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter