Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. — два полюса, между которыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (Быт 3:1), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (→ Грех):
1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в котором все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Быт 3 — ср., однако, Ис 45:6). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. Пс 5:5; Пс 33:17; Пс 36:9; Пс 139:12; Притч 24:20; Иез 36:29–33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (Мф 13:49; Откр 20:10,14);
2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Быт 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Быт 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить который его никто не понуждал. В Быт 3–11 (в гл. 3–11 речь идет о грехе, само же слово «грех» впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Быт 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было «хорошо весьма». Далее З. связывается с личностью, которая получает имя «лукавый» (Мф 13:19; Еф 6:16; 1Ин 2:13; 1Ин 5:18). Но и здесь сведения о происхождении «лукавого» отсутствуют;
3) лукавый — это → дьявол [от греческое диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Таким образом, З. — это любое существо или явление, от которых исходит противление Богу (Втор 1:34; Иер 13:10; Флп 3:2; 2Фес 2:3). Но злоба — это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. — не просто пассивный «противник»: злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., «духи злобы» (Еф 6:12), стремятся к воплощению (Лк 8:32; Лк 11:24–26 → Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (Пс 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово — сод, которое обычно служит для обозначения «совета» народа Божьего (Иез 13:9), «сонма» святых (Пс 88:8) и даже «совета» Господа (Иер 23:18,22); в Пс 110«совет» праведных отождествляется с общиной;
4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (Мк 9:20–22; Лк 13:16), в браке (1Кор 7:5), в вопросах собственности (Мих 2:1) и в человеч. отношениях (Притч 15:28; Притч 17:4; Втор 15:9; Ис 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов 1 — Иов 2:1; Мф 5:10; 1Фес 2:14–16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (Рим 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о «лукавом веке» (Гал 1:4; ср. 1Ин 5:19), об оскверненной лукавством земле (Иер 3:2; ср. Чис 13:20), о злых зверях (Быт 37:20, в Синодальном переводе — «хищный»; Лев 26:6, — Синод. пер. — «лютый»), злом и лукавом времени (Пс 36:19, — Синод. пер. — «лютое»; Еф 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Рим 7:24);
5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. Рим 5:14; Мф 4:1–11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя;
6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Пс 28:3; 2Кор 11:13–15) и действует «в глубине» и «в темноте» (Ис 29:15; Иез 8:12; Ин 3:19). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2Фес 2:8);
7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Быт 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, которое толкает его на непослушание Богу (Рим 7:7; Иак 1:14);
8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, который дает о себе знать после совершения греховного поступка (1Цар 15:24; 2Цар 12:13; Мф 27:3). «Отягощенная» совесть служит человеку предостережением;
9) З. кроется в самом человеке (Быт 6:5; Втор 15:9; Мф 24:48; Иак 1:14; Иак 3:14; Иак 4:1). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Быт 3:10; Рим 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (Мк 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (Пс 118:101; Пс 138:24; Иер 25:5; Деян 8:22) и полного очищения (Иер 4:14) Кровью Христовой (Евр 9:14), а также замены «сердца каменного» (Иез 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Пс 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (Притч 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иер 1:16), либо «при кончине века» (Мф 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Откр 22:11);
10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (Кол 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1Пет 2:1; Иак 1:21) и побеждать З. добром (Рим 12:21). Людям, преуспевающим во З. (2Тим 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (Евр 5:14) и свою истинную веру;
11) до полного искоренения З. (Откр 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (Еф 6:16). Понимая, что его враги — нечеловеч., нечестивые силы, «духи злобы» и «мироправители тьмы» (Еф 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: «Избавь нас от лукавого» (Мф 6:13), и тогда верою в «Его Царство» он в этой битве познает силу и славу Бога (Ин 16:33). Христианин знает, что умер для греха (Рим 6:6–8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.