Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Иевосфей

Иевосфей

Иевосфей [еврейское Иш-Бошет, «человек позора»], единств. из сыновей Саула, оставшийся в живых после смерти отца своего и трех братьев, павших в битве с филистимлянами. Первоначально его звали Ешбаал, «человек Господа (или Ваала)» (1Пар 8:33; 1Пар 9:39). Неизвестно, когда его имя было изменено; возможно, это случилось в ту эпоху, когда именем Ваал называлось языч. божество, но не исключено, что изменению имени способствовал и бесславный конец правления И. Когда после победы филистимлян к власти в Хевроне пришел → Давид, Авенир, двоюродный брат Саула и начальник его войска, провозгласил И. царем в Маханаиме, области, неподвластной филистимлянам (2Цар 2:8–10). Сначала его власть, вероятно, распространялась только на земли, располож. вост. Иордана; со временем Авенир присоединил к ним и земли на зап. берегу этой реки, чему филистимляне, по-видимому, не воспрепятствовали. Стих 9, вероятно, описывает примерный ход событий, продолжавшихся много лет; И. было сорок лет, когда он воцарился над Израилем «и царствовал два года». Между тем, Давид царствовал в Хевроне семь с половиной лет. Рядом с дядей И. не мог быть самостоятельным. Его протест против отношений Авенира с наложницей Саула Рицпой привел к тому, что разгневанный Авенир перешел на другую сторону (2Цар 3:7–12). О том, насколько беспомощным был правитель Северного царства, свидетельствуют переговоры Давида с Авениром. Условие, которое Давид поставил Авениру перед началом переговоров, а именно: вернуть его жену Мелхолу, он направил И. как открытое требование, которому тот повиновался беспрекословно. Вслед за этим Авенир пал жертвой военач. Иоава. Не исключено, что безнаказанность убийцы побудила двух вениамитян напасть на И. в его доме и убить его. Они принесли Давиду в Хеврон голову И., но тот приказал их казнить, а голову И. похоронить в могиле Авенира (1Цар 4).


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Иевус →