Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Имя, наречение именем

Имя, наречение именем

В библ. времена, как и вообще в древности, И. являло нечто большее, чем просто «личное название человека». Наделить человека (или предмет) И. мог только тот, кто имел определ. полномочия в отношении нарекаемого. Из истории сотворения мира мы знаем, что человек получил от Бога повеление и право дать И. всем животным (Быт 2:19,20). Этим человек утвердил свою власть, данную ему Богом (Быт 1:28). И., которое родители дают своему ребенку (→ Дети), говорит о тех надеждах, которые они возлагают на него (Каин в Быт 4:1), или выражает некое душевное состояние (Вениамин-Бенони в Быт 35:18; Ихавод в 1Цар 4:21). И., заимствов. из животного мира, свидетвует о желании родителей видеть в своем ребенке свойства того или иного животного (Девора — «пчела»; Дишон — «антилопа»; Иона — «голубь»). Часто встречаются И., выражающие отношение к Богу. Ср. И., начинающиеся с «Ио-» (краткая форма от Яхве; → Имена Бога, III); напр., Иоанн — «Яхве милостив» или Ел (Эль) — «Бог»; напр., Елисей — «Бог есть спасение», а также оканчивающиеся на «-ия», напр., Исаия — «Яхве есть спасение», или «-ил» («-эль»); напр., Самуил — «услышанный Богом» (о значении слова «Эль» → Имена Бога, I). Изменение И. совершалось для демонстрации власти к.-л. над переименованным (Елиаким-Иоаким, 4Цар 23:34; Даниил-Валтасар и его друзья, Дан 1:6,7), но в тех случаях, когда переименование исходило от Бога, оно служило выражением особого обетования (Аврам-Авраам, Быт 17:5) или особого отношения к Богу (Иаков-Израиль, Быт 35:10). (Ср. также: Сара-Сарра; Гедеон-Иероваал; Симон-Петр.) В тех случаях, когда имя ребенка было предопределено Богом, оно имело, как правило, пророч. значение (см. Ос 1:4,6,9; Ис 8:3,4; Мф 1:21; Лк 1:13). Часто детей называли в честь других членов семьи (Лк 1:61). В эпоху НЗ мальчики получали И. на 8-й день после рождения (Лк 1 и след.; Лк 2:21), когда их подвергали обрезанию (Лев 12:3). Важно осознать, что И. и его обладатель вступают в нерасторжимую связь. Так, И. может отождествляться с личностью его носителя (Деян 9:15). Исполнено значения и то, что Бог в ВЗ имеет одно И. — Яхве (в Синодальном переводе — Иегова) (→ Имена Бога, III,1). Это И. Он Сам открыл Своему народу (Исх 3:13,14), открыв тем самым Себя Самого. Таким образом, И. Яхве воплощает присутствие Бога в Своем народе и находится под особой защитой (Исх 20:7; Втор 5:11; → Хула).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Имрий
Индия →