Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Ключ, затворять

Ключ, затворять

I 1) о том, что дома в Палестине закрывались на замок, упоминается неоднокр. (Мф 25:10; Лк 11:7; Лк 13:25; Ин 20:19; Деян 12:14). В самом же доме закрывалось на К. только одно помещение, «кладовая» (Мф 6:6, в Синодальном переводе — «комната») — не имеющая окон каморка для хранения запасов. Для замыкания дверей (Песн 5:5) и гор. ворот служили запоры (Втор 3:5; 2Пар 8:5), которые можно было открыть только К. (см. Суд 16:3). Эти К., по всей видимости (особенно это касается К. от ворот дворцов или от гор. ворот), были такими массивными, что их носили на плечах (Ис 22:22). Чаще всего запоры изготавливали из дерева (см. Неем 3:13), особо прочные делали из меди и железа (Втор 33:25; 3Цар 4:13; Пс 106:16; Ис 45:2);

2) поскольку дом запирался на К., то владение ключом ставило человека в особое положение. Он являлся не просто привратником или сторожем, но распорядителем дома. Назначение Елиакима начальником дворца, или → начальником дома Давида, делает это очевидным (Ис 22:22): отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит; он решает, кто принадлежит к цар. дому, а кто нет.

II. К. становится символом власти и олицетворяет того, кому принадлежит последнее слово. В этом, метафорич., смысле образ К. используется в Библии в целом ряде значений:

1) КЛЮЧ К СЕРДЦУ. Человек может затворять свое сердце от Бога, от брата (1Ин 3:17). Но Бог отворяет сердце человека (Деян 16:14);

2) КЛЮЧ ОТ НЕБА. Выражения, наподобие «заключать небо» или «отверзать небеса», говорят о том, что Бог может давать или задерживать дождь (Втор 11:17; Лк 4:25; Откр 11:6; ср. Пс 77 — «манна»);

3) КЛЮЧ ДАВИДОВ. В Откр 3:7, при всем сходстве текста с Ис 22:22, ветхозаветный образ оказывается видоизмененным. Хранитель К. здесь уже не распорядитель дома Давида, а представитель рода Давида, обетов. отрасль Давида. В его руках — К. от эсхатологич. «дома» Божьего (см. также Мф 16:19). Никто не может сам открыть себе доступ в этот «дом». Нельзя яснее, чем в словах, употребл. в Ис 22:22, описать власть Христа. Его воля является окончат. (Откр 3:8);

4) КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО, т.е. К. от власти на небесах. Израил. книжникам был доверен «ключ разумения», в послушном следовании Слову Божьему они имели К. к наступающему Божьему Царству (Лк 11:52). Но они потеряли этот К. Таким образомони не только сами утратили возможность войти в грядущее Царство Божье, но и затворили вход другим (Мф 23:13). И вот Иисус отдает К. Царства Небесного Петру (Мф 16:19), но это не означает, что Петр замещает Иисуса. Это исключено уже потому, что и другие ученики тоже причастны к этой власти (Мф 18:18), которая дана им Иисусом, продолжающим оставаться верховным властителем (Лк 10:16). Получ. учениками власть («власть ключей») состоит в том, чтобы «связывать и разрешать» от имени Самого Бога. Ученики используют эту власть для спасения людей, для → прощения их грехов или для вынесения приговора, оповещающего, что грехи им еще не прощены (см. Ин 20:23);

5) КЛЮЧИ ОТ → АДА И СМЕРТИ. Господу Небесному принадлежат также К. от смерти и от царства мертвых. Он отнял их у смерти. Христос обладает властью отворять царство мертвых и призывать мертвых к воскресению (Откр 1:18);

6) КЛЮЧ ОТ КЛАДЕЗЯ → БЕЗДНЫ. Бог имеет власть и над местом пребывания бесов (Лк 8:31). Он открывает его для суда (Откр 9 и след.) и приказывает запереть там сатану на тысячу лет (Откр 20:1–3).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Клита