Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги Паралипоменон

Книги Паралипоменон

I. НАЗВАНИЕ И МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

К.П. [еврейское дивре хайямим, «Речи/coбытия дня»]. Вульгата (как и рус. Синод. пер.) заимствовала из Септуагинты название «Паралипоменон», что означает «упущенное» (в книгах Царств). Принятое в зап.-европ. традиции заглавие «Книги Хроник» восходит к Иерониму, решившему, что здесь речь идет о хрониках всей Свящ. истории. Его примеру последовал М.Лютер. Деление К.П. на 1-ю и 2-ю книги берет начало от Септуагинты, которая являлась ориентиром для Вульгаты и которой (с 1448 г.) руководствовались иудеи. В евр. Библии К.П. завершают ВЗ. Так было уже при Иисусе, поскольку Он считает Захарию (2Пар 24:20–22) последним ветхозаветным мучеником (Мф 23:35; Лк 11:51).

II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

А. СОДЕРЖАНИЕ

К.П. излагают историю народа Израиля от сотворения мира до конца вавил. пленения. Первый отрезок (до начала царствования Давида) представляет собой список следующих одно за другим имен (1Пар 1–9). О Давиде и его преемниках рассказано более подробно (гл. 11–29). Однако и здесь на передний план выступают не историч. события, а израил. богослужение: храм, жертва, священники, левиты, певцы, закон. Далее повествуется только о Южном царстве — Иудее. Северное царство не принимается во внимание, поскольку оно отпало от дома Давида и от богослужения в Иерусалиме. В жизнеописаниях Давида и Соломона больший акцент, по сравнению с книгой Царств, делается на положит. моменты. Так, напр., отсутствуют упоминания о прелюбодеянии Давида (2Цар 11) и об идолопоклонстве Соломона (3Цар 11).

Б. КОМПОЗИЦИЯ

1) введение (1Пар 1–9); родословия от Адама до патриархов колена Иуды и других израил. колен и далее, включая тех, кто вернулся из вавил. плена;

2) деяния Давида (1Пар 10–29): после смерти Саула (1Пар 10–29) следует воцарение Давида (1Пар 11:12), перенесение ковчега завета в Иерусалим и замысел строительства храма для хранения ковчега (1Пар 13–17), воен. успехи (1Пар 18–20) и первые приготовления к строит-ву храма (1Пар 21–29);

3) деяния Соломона (2Пар 1–9): мудрость и богатство Соломона, строительство храма;

4) история царей Иудеи с отпадения сев. колен до периода плена (2Пар 10–36). Отдельные цари упоминаются мельком, тогда как религ. реформы царей Езекии и Иосии выдвигаются на передний план. Окончание К.П. служит прологом к описанию возвращения из плена. Два последних стиха К.П. (2Пар 36 и след.) почти дословно соответствуют двум первым стихам Книги Ездры, в чем выявляется тесная связь между этими двумя книгами (потому и считающимися, совокупно с Книгой Неемии, летописным историч. трудом).

III. АВТОР И ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

Раввины и отцы Церкви предполагали, что автором К.П. был Ездра. У.Ф.Олбрайт выступил в поддержку этой традиции и определил время создания книг: 400–350 гг. до Р.Х. Другие исследователи датируют эти книги значит. более поздним временем. В пользу авторства Ездры говорит то обстоятельство, что К.П. стилистич. родственны книгам Ездры и Неемии, которые к тому же непосредств. продолжают повествование К.П. Таким образом, можно предположить, что К.П. были созданы одноврем. с книгами Ездры и Неемии.

IV. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ

Многие критики сомневались в историч. достоверности сведений хрониста. У.Ф.Олбрайт, напротив, писал: «Книги Паралипоменон содержат значительное количество материала из первых рук по истории Южного царства — Иудеи, которого нет в книгах Царств и... историческое значение этого материала подтверждается археологическими находками». Ссылки Олбрайта на другие источники характеризуют его как заслуживающего доверия историка. Помимо книг Царств (не называя их, Хронист, возможно, в соотв. разделах использует и другие, парал. источники, что еще более усиливает достоверность его книг), автор использовал еще ряд материалов, а именно: книгу царей иудейских и израильских (2Пар 16:11; 2Пар 25:26; 2Пар 28:26; 2Пар 32:32); книгу царей израильских и иудейских (2Пар 27:7; 2Пар 35:27; 2Пар 36:8); книгу царей израилевых (1Пар 9:1; 2Пар 20:34); записи царей израилевых (2Пар 33:18); (толкования) к книге царей (2Пар 24:27); летопись царя Давида (1Пар 27:24); записи Самуила-провидца (1Пар 29:29); записи Нафана-пророка (там же; 2Пар 9:29); записи Гада-прозорливца (1Пар 29:29); пророчество Ахии Силомлянина (2Пар 9:29); видения прозорливца Иоиля (там же); записи Самея-пророка и Адды-прозорливца (2Пар 12:15; 2Пар 13:22); записи Ииуя, сына Анания, которые внесены в книгу царей израилевых (2Пар 20:34); писания Исаии, сына Амоса, пророка (2Пар 26:22); видение Исаии, сына Амоса, пророка, в книге царей иудейских и израильских (2Пар 32:32 — так в МТ); записи Хозая (2Пар 33 — в одной из греч. рукописей ВЗ — «записи провидцев»); песни Плача Иеремии (2Пар 35:25). Вместе с тем в отдельных случаях под разными заглавиями могут выступать одни и те же источники.

V. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ

Родословия в начале К.П. восстанавливают связь современного автору поколения с праотцами и патриархами. Они доказывают, что и вернувшиеся из плена иудеи должны иметь долю в обетованиях, полученных отцами веры. Однако наследство обязывает. Подчеркивая, что цари Иудеи много сделали для установления и сохранения истинного богослужения, автор хочет пробудить и поощрить рвение вернувшихся домой иудеев к Закону и богослужению. Для этого он выделяет благословение преданных Богу и на историч. материале показывает, что неверный Богу не может избежать наказания. Этой духовно-назидат. т.зр. объясняются выбор сюжетов, излагаемых в К.П., отличия от изложения Книг Царств, а также то, что в них подчеркивается ветхозаветное благочестие в жизни царей и народа. Такая религ. целевая установка не дает совр. критикам права подвергать сомнению историч. достоверность повествования. Однако из-за того, что способ рассмотрения событий, принятый автором К.П., во многом отличается от подходов авторов более ранних историч. книг ВЗ, возникают определ. трудности для понимания.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter